Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая работа на уроках изобразительного искусства»
Коррекционно-развивающая работа на уроках изобразительного искусства
Швецова Н.А.,
учитель ИЗО
МОУ «Скош №2»,
Г. Южноуральск
Основные затруднения учащихся
- Трудности сосредоточения при увеличении времени работы;
- Трудности сосредоточения при увеличении объема материала;
- Повышенная отвлекаемость;
- Повышенная утомляемость, вызванная физиологическими особенностями.
Особенности планирования коррекционной работы
- Общеобразовательные цели и задачи урока объединять с целями коррекции;
- Учитывать продолжительность и интенсивность нагрузок;
- Сменять один вид деятельности на другой;
- Осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
Что такое «рисунок»
Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. В рисунке отражаются неосознанные импульсы и переживания.
Рисунок характеризует, прежде всего самого ребенка, а не предмет, как модель.
Что рисуют дети?
- То, что для них важно; значимых людей, дома, животных;
- Что-то известное им о предмете;
- То, что вспомнил ребенок в момент рисования;
- Окрашенную эмоциями идею;
- То, что видят;
- Незримую внутреннюю реальность.
Особенности изобразительной деятельности детей с различными нарушениями в развитии
- Для детей с ЗПР характерна асимметрия рисунка, сильное смещение рисунка вправо или влево от центра листа; неудачное расположение, при котором рисунок не помещается на листе; отклонение рисунка от вертикали; особо сильное искажение форм и пропорций; распад целостного образа; схематичность рисунка.
Особенности изобразительной деятельности детей с различными нарушениями в развитии
- Для детей с нарушением зрения характерно изображение глаз в виде точек или больших пустых кружков; изображение больших ушей и рта, использование ярких цветов.
Особенности изобразительной деятельности детей с различными нарушениями в развитии
- Для детей с нарушением слуха характерно отсутствие на рисунках ушей; рисование большого рта и больших глаз.
В рисунках детей с различной патологией, прежде всего, отражены особенности их ощущений и восприятия, которые являются одними из основных психических процессов. На их основе формируются представления, внимание, память, мышление и речь.
Коррекционные возможности уроков изобразительного искусства
- Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности;
- Формирование ЗУНов с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие творческих способностей.
Виды изодеятельности, способствующие решению коррекционных задач
- Аппликация – способствует развитию конструкторских способностей, формирует представление о форме и цвете. Особенно полезна для детей с низким уровнем графических возможностей вследствие нарушения манипулятивных функций рук.
Виды изодеятельности, способствующие решению коррекционных задач
- Лепка – способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, корригирует нарушение узнавания предметов по мышечно-суставному чувству.
Виды изодеятельности, способствующие решению коррекционных задач
- Работа с трафаретом способствует развитию правильного движения. Использование трафарета позволяет расширить графические возможности детей с нарушенной моторикой рук, слабой мускулатурой кистей рук и пальцев.
Виды изодеятельности, способствующие решению коррекционных задач
- Тренировочное рисование – система графических упражнений для развития манипулятивной деятельности рук. В этих упражнениях задействованы различные группы мышц кисти руки.
Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства
- Пальчиковая гимнастика;
- Рисунки, спрятанные в пальчиках;
- Игры и упражнения для коррекции и развития восприятия;
- Игры и упражнения для коррекции и развития внимания;
- Игры и упражнения для коррекции и развития памяти;
- Игры и упражнения для развития мышления;
- Игры и упражнения для развития воображения;
- Психогимнастика.