Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая работа педагога-логопеда с детьми с ограниченными возможностями в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции.»
Коррекционно-развивающая работа педагога-логопеда с детьми с ограниченными возможностями в условиях кабинета психолого-педагогической коррекции.
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы выступает внедрение моделей непрерывного образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.
Главная задача, которая определена Кабинетом психолого-педагогической коррекции состоит в том, чтобы максимально адаптировать ребенка с особыми нуждами к условиям современной жизни и решать это необходимо адекватными средствами – через включение этих детей в среду детей обычного развития, совместное обучение, организацию их совместного досуга, оказание им взаимоподдержки.
В кабинете коррекции разработан следующий алгоритм проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:
Анализ рекомендаций ПМПК.
Проведение командных оценок.
Изучение социально-бытовых условий.
Составление индивидуально-развивающих программ.
Проведение групповых и индивидуальных занятий обучающихся.
Опыт работы кабинета с детьми с ограниченными возможностями в развитии включает в себя все составляющие: нормативно-правовое обеспечение, учебный план, психолого-педагогическое сопровождение, мониторинговые исследования уровня обученности, психического развития, состояния здоровья обучающихся.
При поступлении ребёнка в КППК, проводится командная оценка. Целью командной оценки является составление индивидуальной развивающей программы (далее - ИРП) и проведения обследования. Планирование командной оценки осуществляется на этапе её подготовки. Специалисты выбирают те задания, которые они намерены предложить ребёнку, с целью получения информации, позволяющей составить индивидуальную развивающую программу. Для этого используется диагностический инструментарий, с учетом специфики нарушений и возрастных особенностей детей. Педагог-логопед выявляет, например, сформированность фонематического слуха, исследует понимание обобщающих слов по темам, словосочетаний и простых предложений, оценивает технику чтения ребёнка, умение выделять главную мысль прочитанного, способы пересказа, по которым можно определить смысловую целостность и грамматическое оформление речи.
Эффективность метода командной оценки обусловлен тем, что мультидисциплинарное обследование ИРП составляется на каждого ребенка, с учетом специфики нарушений, выявленных при обследовании его психофизического состояния. Процедура включения проходит в следующей последовательности:
обследование ПМПК;
заполнение родителями ребенка анкеты-опросника;
получение профиля фактического уровня развития;
проведение командной оценки психофизического развития ребенка;
После обследования ребенка по учебному плану определяется перечень услуг для оказания коррекционной помощи с учетом структуры дефекта. ИПР охватывает все основные сферы развития ребенка и зависит от психофизического состояния ребенка (структуры дефекта), а также желания и информированности родителей.
При составлении ИРП педагоги специалисты руководствуются следующими принципами:
онтогенический подход в обучении;
единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;
учет анализа социальной ситуации развития ребенка и его семьи;
включение родителей или лиц их заменяющих в коррекционно-педагогический процесс;
формирование и коррекция высших психических функций в процессе специальных занятий с детьми;
реализация личностного ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через совершенствование методов и приемов работы;
опора на сильные стороны в развитии ребенка, на его возможности;
мониторинг путем определения базовых достижений ребенка после каждого цикла коррекционной работы;
Составление индивидуальной развивающей программы для ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных развивающих программ.
Контроль за коррекцией и развитием речи осуществляется на основе мониторинга. Определенные результаты достигнуты - обогатился словарный запас, повысился уровень коммуникативных способностей.
Успешная реализация поставленных задач коррекционно-развивающего обучения возможна лишь при высоком уровне сотрудничества между педагогами и родителями. Поэтому при построении работы по взаимодействию с родителями детей, имеющих нарушения в развитии педагоги стараются сделать этот процесс двухсторонним, вовлекая родителей в коррекционный процесс.
Разработка проблемы коррекционно–развивающего обучения показывает, что приоритетным направлением в работе КППК является ориентир на “включение” детей с ограниченными возможностями в коллектив обычно развивающихся детей и взрослых на правах “равных партнеров”.
Итак, педагогический поиск заключается в том, чтобы определить те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому ребёнку. Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.
Желаем успехов!