СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая работа со слабослышащими детьми раннего возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционные занятия для слабослышащих детей раннего возраста.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая работа со слабослышащими детьми раннего возраста.»

Коррекционно-развивающая работа со слабослышащими

детьми раннего возраста.


Использование остаточного слуха играет значительную роль в психологическом развитии ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом. Чем раньше он попадает в мир звуков, тем более естественным путём идёт процесс формирования его познавательной деятельности. Развивающее слуховое восприятие позволяет приблизить процесс становления произношения у ребёнка с нарушенным слухом к тому, как он протекает у нормально слышащих детей.

Раннее начало коррекционных занятий позволяет развивать слуховое восприятие ребёнка в тот возрастной период, когда происходит физиологическое созревание слухового анализатора. Развитие анализаторов, в том числе и слухового, возможно лишь при условии постоянного поступления информации из внешнего мира. Для того чтобы начал функционировать и развиваться слуховой анализатор при нарушенном слухе, необходимо интенсивное педагогическое воздействие при условии постоянного пользования индивидуальными слуховыми аппаратами.

В работу по развитию слухового восприятия одновременно включается и выработка условно двигательной реакции на звук и обучение восприятию на слух речи.

Обучение начинают с доступного всем детям звука барабана, затем добавляют другие звучащие игрушки: дудку, бубен, гармошку и т.д.

Педагог сажает ребенка перед собой за стол на расстоянии 0,5-1м. Перед ребёнком кольца пирамиды (пуговицы, шарика и т.п.). Сурдопедагог кладет около руки малыша одно кольцо (или шарик и т.п.), ударяет несколько в барабан и рукой ребенка надевает кольцо на стержень пирамиды. Это упражнение проводится до тех пор, пока малыш самостоятельно не начинает выполнять действие в ответ на сигнал.

Параллельно с работой по выработке условной двигательной реакции на неречевые звучания малыша учат воспринимать речевой сигнал, для этого педагог садится напротив малыша за стол, обращает внимание ребёнка на свои губы и голосом разговорной громкости произносит звукосочетания типа «па-па-па», «пу-пу-пу». Упражнения по выработке условно-двигательной реакции на звук проводится ежедневно по 3-5 минут. Материал постоянно меняется. Выработанная условно-двигательная реакция на звук, позволяет уточнить состояние его слуха, а врачу сурдологу подобрать режим работы индивидуального слухового аппарата. Режим работы слухового аппарата уточняется два-три раза в год.

Как только малыш научится реагировать на звучание слогов, производимых за экраном голосом разговорной громкости, следует постепенно увеличивать расстояние. Если ребенок реагирует на голос разговорной громкости на расстоянии 1 м и более, то надо проверить слышит ли он шепот, сначала у ушной раковины, затем далее. Работа по развитию слухового восприятия проводится как с аппаратами, так и без.

Одним из направлений работы по развитию остаточного слуха является знакомство детей с характером неречевых звучаний. После того как у ребёнка выработана условная двигательная реакция на звук, его учат соотносить звучание игрушки с каким-либо действием, а затем предлагается различить звучание двух игрушек: барабана и дудки, барабана и бубна. Сначала неречевые звучания ребёнок воспринимает слухозрительно и лишь затем учится различать их на слух. Расстояние выбирается такое, на котором он хорошо слышит каждую из игрушек.

Одновременно с дифференциацией звучащих игрушек ребенка учат различать и воспроизводить длительность, темп, слитность и громкость, определять количество звучаний.

Обучение различать на слух речевой материал начинают с различения звукоподражаний, для этого сурдопедагог кладет в непрозрачный мешочек 3-5 собачки и лошадок. Достает игрушку, например, собачку, подносит к губам и произносит «ав-ав-ав», затем ставит её на стол, после чего достает другую игрушку, например лошадку, называет её «пррр», демонстрирует, как она бежит, и ставит на другой край стола. Доставая в разной последовательности игрушки, педагог учит малыша объединять собачек с собачками, лошадок с лошадками. После этого можно переходить к различению на слух. Вначале взрослый демонстрирует образцы звукоподражания. Для этого он берет игрушку и за экраном произносит голосом разговорной громкости звукоподражание. Затем малыш учится различать на слух данные звуки, в ответ на который он должен произвести определенные действия. Усвоение пары звукоподражаний рассчитано на два-три дня. При правильно подобранным режиме аппаратов даже глухие дети могут различать звукоподражания на расстоянии не менее 1,5-2м.

Когда слуховой словарь ребёнка будет состоять из 8-10 речевых единиц, надо подбирать для различения на слух слова, относящиеся к различным группам: игрушки, еда, одежда и т.д.

Если ребёнок различает на слух речевой материал при выборе 4 из 4 единиц, в работе используются фразы типа: «Ляля спит», «Мама ест» и т. д. К фразам подбираются соответствующие картинки и фотографии. Перед ребёнком выкладываются картинки или предметы: дом, тарелка, спящий ребёнок. Сурдопедагог учит малыша правильно подкладывать картинки, затем предлагает различать слова и фразы на слух. Вначале ребенку дается образец звучания каждого слова и фразы, он повторяет услышанное, показывает картинку или предмет. Затем учитель в разной последовательности произносит слова и фразы, не показывая картинок. Малыш должен узнать знакомые слова или фразы.

Ребёнок научается различать на слух хорошо знакомый материал при выборе из 4-5 речевых единиц при условии опоры на соответствующий предмет или картинки. По мере того как он учится различать на слух не только звукоподражания, но и лепетные и полные слова, а затем и фразы, этот материал предлагается для опознавания на слух. Работа по обучению на слух проводится параллельно с обучением различению на слух. Материал для опознавания на слух следует менять на каждом занятии.

Обучение опознаванию и различению на слух речевого материала следует проводить как с аппаратами, так и без. Большое внимание уделяется постепенному увеличению расстояния, с которого ребёнок узнает услышанное с аппаратом и без него. Обучение должно проходить в интересной и занимательной форме.

Основная цель коррекционно-развивающей работы первоначального этапа – формирование потребности в устном общении.

Изложенная методика работы в младенческом возрасте - залог успешного речевого и общего развития малыша в дошкольном возрасте, приближение его развития к естественному ходу развития нормально слышащего сверстника.