СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая работа со слабовидящими детьми в условиях введения и реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие чувственного познания, что приводит к определённым изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации. Обучение детей с  патологией зрения весьма специфично и требует специально организованного коррекционного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая работа со слабовидящими детьми в условиях введения и реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

Гениралова Елена Леонидовна

Generalova Elena Leonidovna


Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №57»

Россия, г. Курск

Municipal budget

educational institution

"Secondary school №57"

Russia, Kursk


[email protected]

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе,

учитель начальных классов



Коррекционно-развивающая работа со слабовидящими детьми в условиях введения и реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ


Ключевые слова: слабовидящие обучающиеся, программа коррекционной работы, коррекционные занятия, социальное партнёрство

Key words: visually impaired students, the program of correctional work, remedial classes, social partnership

Аннотация. В статье рассматриваются направления и механизмы реализации коррекционно-развивающей работы со слабовидящими обучающимися в общеобразовательной организации.

Аnnotation. The article discusses the directions and mechanisms of implementation of correctional-developing work with the visually impaired students in educational organizations.


«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира.Анализ состояния зрения населения Земли в настоящее время вызывает у многих офтальмологов разных стран тревогу из-за возрастающего количества детей, подверженных глазным заболеваниям , связанных с нарастанием частоты врожденных заболеваний и аномалий в развитии, различных воспалительных заболеваний глаз, в том числе и близорукости, Проблема снижения зрения у детей школьного возраста давно уже перестала быть только медицинской. И один из самых острых вопросов: как обеспечить своевременную профилактику и лечение различных глазных заболеваний ребенку прямо в школе?

С 1992 годав нашей школе функционируют классы для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие). В этих классах реализуется общеобразовательная программа начального общего и основного общего образования.В настоящее время в этих классах обучается 97детей с глазной патологией, из них 26 – инвалиды детства.

Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие чувственного познания, что приводит к определённым изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации. Обучение детей с патологией зрения весьма специфично и требует специально организованного коррекционного обучения.

Поэтому программа коррекционной работы является обязательным структурным компонентом содержательного раздела АООП. Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями Стандарта выступает оказание слабовидящим обучающимся помощи в освоении АООП НОО, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

Программа коррекционной работы направлена на:

- выявление особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление коррекционной поддержки с учѐтом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей слабовидящих обучающихся;

- возможность освоения слабовидящими обучающимися АООП НОО и их интеграцию в широкий социум.

Задачи программы:

- определить особые образовательные потребности (в том числе индивидуальные) слабовидящих обучающихся, в т.ч. детей-инвалидов;

- повышать возможности слабовидящего ребенка в освоении АООП НОО с учѐтом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей ребѐнка (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и МСЭ);

- корректировать отклонения в развитии и профилактике возникновения вторичных отклонений;

- оказывать родителям (законным представителям) слабовидящих детей консультативную и методическую помощь по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Программа коррекционной работы предусматривает:

  • реализацию коррекционно-развивающей области через коррекционные курсы, что позволяет слабовидящему обучающемуся освоить и повысить сенсорно-перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные умения и возможности, мобильность; развить компенсаторные механизмы; преодолеть деффицитарность функций.

  • обеспечение коррекционной направленности учебных предметов и воспитательных мероприятий, что позволяет слабовидящему обучающемуся повышать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях урочной и внеурочной деятельности;

  • организацию и осуществление специалистами работы со слабовидящими обучающимися, имеющими индивидуальные особенности (недостатки) развития, требующие коррекции: логопедической, педагогической, психологической (проведение коррекционных занятий);

  • организацию и проведение мероприятий, способствующих проведению слабовидящим обучающимся самокоррекции;

  • взаимодействие с семьѐй (законными представителями) слабовидящего обучающегося.

Направления работы:

- диагностическая работа;

- коррекционно-развивающая работа;

- консультативная работа;

- информационно-просветительская работа.

Диагностическая работа включает:

- изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях слабовидящих обучающихся;

- наблюдение за возможностями слабовидящего обучающегося включиться в образовательный процесс; выявление адаптивных возможностей и уровня его социализации;

- диагностику отклонений в развитии слабовидящего обучающегося;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания слабовидящего обучающегося;

- комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- постоянный контроль специалистов за уровнем и динамикой развития слабовидящего обучающегося;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

- целенаправленное развитие зрительного восприятия;

- системное и разностороннее обогащение чувственного опыта слабовидящего обучающегося;

- коррекцию и развитие деффицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) слабовидящего обучающегося;

- развитие компенсаторной основы, ослабление нарушений развития (повышение умений и навыков познавательной деятельности, пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки, коммуникативной деятельности);

- обеспечение возможности слабовидящему обучающемуся активно использовать освоенные компенсаторные способы, умения и навыки, восстановленные и скорректированные функции в разных видах учебной деятельности, в урочной и внеурочной деятельности, в общении с окружающими;

- развитие и коррекцию высших психических функций как компенсаторной основы отражения окружающего слабовидящим обучающимся;

- развитие речи и коррекцию нарушений речи;

- активизацию социальных потребностей и развитие навыков самостоятельной работы, развитие познавательной и социальной активности и познавательных интересов, формирование эмоционально-волевой сферы, положительных качеств личности; нивелирование негативных проявлений;

- повышение двигательной активности, совершенствование двигательных умений и навыков;

- развитие адекватной самооценки, самоотношения, саморегуляции.

Консультативная работа включает:

- консультирование медицинского персонала, работников ОУ(администрацию, учителей, воспитателей и др.) по вопросам состояния зрительной системыобучающихся, о противопоказаниях и прогнозам протекания зрительного заболевания;

- консультативную помощь семье в вопросах воспитания слабовидящего ребѐнка с учѐтом его типологических и индивидуальных особенностей.

Информационно-просветительская работа предусматривает различные формы просветительской деятельности (консультации, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение субъектам образовательного процесса - обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями организации образовательного процесса.

Механизмом реализации программы коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающих коррекцию недостатков развития и профилактику возникновения у слабовидящих обучающихся вторичных отклонений.


Работа со слабовидящими учащимися требует специальной методики преподавания учебного материала с целью предупреждения глазной патологии. Учителя нашей школы учитывают специальные пропедевтические периоды в этапном построении уроков, чередуют зрительную и тактильную работу учащихся со слуховым восприятием учебного материала, соотносят темп учебной работы с уровнем сформированности умений и навыков детей, включают в каждый урок зрительную гимнастику и упражнения для снятия глазного напряжения. Используя рекомендации ученого врача-офтальмолога Владимира Филипповича Базарного, уроки в классах охраны зрения проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий.

Наглядные пособия и дидактический материал подбирают соответственно состоянию остроты зрения и полю зрения учащихся.

Логопедическая работа в классах для слабовидящих детей проводится на уровне начального общего обучения и направлена на преодоление речевых нарушений в письменной и устной речи с целью устранения пробелов в освоение программного материала в полном объёме.

Работа педагога-психолога направлена на развитие эмоционально-личностной сферы и коррекции её недостатков, развитие познавательной деятельности, формирование произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование и развитие социальных навыков.

Содержание коррекционно-развивающей работы в нашей образовательной организации представлено следующими коррекционными занятиями:

Охрана и развитие зрительного восприятия. Занятия направленны на развитие основных свойств зрительного восприятия, зрительной памяти, на формирование навыков гигиены и охраны зрения, привития навыков здорового образа жизни.

Ориентировка в пространстве. Это формирование устойчивых навыков самостоятельной ориентировки и мобильности слабовидящих обучающихся в окружающей среде.

Развитие осязания и мелкой моторики. Занятия направлены на формирование у детей умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий при участии тактильно-двигательного анализатора под контролем нарушенного зрения.Пальчиковые игры, лепка, игры с конструктором, мозаикой, плетение, штриховка способствуют развитию мелкой моторики, от которой напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.

Социально-бытовая ориентировка.Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Профориентационное направление - обязательная составляющей данных занятий.Неотъемлемая часть занятий – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях.

Кукольный театр. Театрализованная деятельность позволяет активизировать речевое общениеобучающихся, развивает все компоненты речи, совершенствует познавательные процессы, способствует эмоциональной адаптации ребёнка.

Адаптированная физическая культура, ритмика.Занятия способствуют развитию координации движений, улучшают ритм, скорость и точность движений. Использование специальных ритмических упражнений, элементов танцев положительно воздействуют на физическое здоровье детей.



В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие школы с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества) по вопросам преемственности и обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения слабовидящих обучающихся.

Коррекционная   работа  в нашей образовательной организации представляет собой многоуровневую систему, обеспечивающую целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления образовательным, психофизическим развитием и восстановлением  зрения  на основе стимуляции всех потенциальных возможностей слабовидящих детей.

Коррекционное обучение — это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности школьника, имеющего то или иное отклонение в развитии.




Список литературы

1. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения // Под ред. Л.И. Плаксиной – М., 1995. – 88 с.

2. Ермаков, В.П., Якунин, Г.А. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

3.Денискина В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичные последствия / В.З. Денискина // Дефектология.-2012.-№5.-с.3-12.

4.Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002.

5. Фоминых Е. С. Современные технологии психологической коррекции и реабилитации лиц с нарушением зрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9 (сентябрь). – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15301.htm.