Методические подходы в организации коррекционно-развивающей службы
В школе обучаются 213 человек, из них: 174 человека (87% обучающихся) являются детьми инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, из них: слабовидящие - 6 человек, 22 обучающихся имеют тяжелые нарушения речи, 28 обучающихся с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата - 17 человек, обучающихся с РАС - 39 человек, 57 обучающихся имеют умственную отсталость, иные заболевания - 5 человек.
Задачи коррекционно-развивающей службы:
- Объединение усилий специалистов разной профильности (учителей, психологов, дефектологов, социального педагога, педагогов доп.образования) для создания целостной картины индивидуальности личности;
- Составление программы компенсации, коррекции, дальнейшего развития с учётом механизмов проявления индивидуальности ребёнка.
- Организация системы жизнедеятельности ребёнка с ОВЗ;
- Осуществление руководства по развитию эмоциональных, коммуникативных, психологических, познавательных изменений в личности ученика;
- Осуществление контроля за деятельностью школы и социума, ориентированной на целостный подход к личностному развитию ребёнка, на создание условий экологии детства.
Приоритетные направления работы
коррекционно-развивающей службы
Оптимизация учебно-воспитательного процесса:
Психологическая поддержка учителей
Просвещение учащихся, родителей, педагогического коллектива
Исследования по запросу администрации, учителей, родителей Методическая робота
Работа с детьми ОВЗ, детьми-инвалидами
Готовность к школе
Изучение
адаптации первоклассников
Психодиагностика
Коррекционно-развивающая работа Консультационная помощь
Тематические беседы
Психолого-педагогические семинары
Адресная помощь детям
в кризисных ситуациях
Учебные занятия
Изучение адаптации учащихся при переходе в среднюю школу
Профилактика
Коррекция
Помощь
детям с ОВЗ
Профориентация старшеклассников
Состав коррекционно-развивающей службы:
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
Коррекционно-развивающая служба
УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ
ВОСПИТАТЕЛИ и ТЬЮТОРЫ
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Механизм диагностики и отбора объектов реабилитации:
Углубленная диагностика
Специальная диагностика
Выделение детей с АООП
Связь с специалистами службы, узкими специалистами, соцзащитой
Составление индивидуальных образовательных маршрутов или программ
Деление детей на группы по симптомам
Документация специалистов коррекционно-развивающей службы включает:
1. Протокол первичного обследования учащегося.
2. Журнал учета обследуемых учащихся.
3. Карта динамического развития ребенка:
3.1 Протокол обследования.
3.2 Представление на учащегося.(логопедическое, дефектологическое, психолого-педагогическое).
4. Список обучающихся, зачисленных на занятия специалиста.
5. Журнал посещаемости занятий.
6. Рабочая программа по коррекционному курсу ……. (перспективный план работы с группой (по ведущему нарушению)).
7. Рабочая программа индивидуальной работы с ребенком.
8. Расписание коррекционных занятий, утвержденное директором.
11. График работы / циклограмма специалиста.
12. Журнал консультаций.
13. Планирование работы на год.
14. Годовой отчет.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность школьного-психолого-педагогического консилиума:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
- Устав Школы, локальные акты Школы, регулирующие деятельность по психолого-педагогическому и социально-педагогическому сопровождению обучающихся.
Целью деятельности ШППк является:
Обеспечение оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся, испытывающих трудности в освоении ООП/АООП, развитии, социальной адаптации, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем развития посредством психолого-педагогического сопровождения, а также обучающихся с ОВЗ, инвалидностью в соответствии с заключением ЦПМПК г. Горно-Алтайска.
Участники ШППк:
Тьюторы, воспитатели
Заседания
Плановые
✓ Утверждение состава и плана ШППк на 2022-2023 учебный год;
✓ Рассмотрение вопроса о создании и реализации специальных условий обучения и воспитания на основании предоставленных документов (заключение ЦПМПК г. Горно-Алтайска) в отношении обучающихся:
- форма организации коррекционных курсов обучающихся МБОУ Школа № 10 на основании рекомендаций заключения ЦПМПК г. Горно-Алтайска ;
- особенности организации тьюторского сопровождения воспитанников/обучающихся МБОУ Школа № 10;
- сопровождения воспитанников/обучающихся МБОУ Школа №10 воспитателем;
✓ Рекомендации по распределению трудовых подгрупп по предмету «Профильный труд» обучающихся МБОУ Школа № 10 ( для УО);
✓ Результаты диагностики адаптации обучающихся 1 и 5 классов. Определение детей группы риска;
✓ Внесение изменений в ИОМ, СИПР.
Заседания
Внеплановые
✓ Организация коррекционно-развивающей помощи для вновь прибывших в течение года воспитанников/обучающихся с заключением ЦПМПК г. Горно-Алтайска;
✓ Стратегия оказания помощи участникам образовательных отношений при выявлении трудностей в усвоении программы обучения;
✓ Консультирование участников образовательного процесса по вопросам воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями;
✓ Рекомендации получения консультации ЦПМПК г. Горно-Алтайска.
Диагностико-консультативная площадка
Родительский клуб «Шаг навстречу»
Цель создания клуба:
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического просвещения;
привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.
Задачи клуба:
- формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
- расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;
- формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами школы, участию во встречах клуба «Шаг навстречу»;
- способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
Методы и формы работы учителя дефектолога:
1 блок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
2 блок «Формирование пространственно-временных отношений».
3 блок «Умственное развитие».
4 блок «Нормализация ведущей деятельности возраста».
5 блок «Формирование представлений о предметах и явлениях».
6 блок «Обогащение словаря и развитие связной речи».
7 блок «Готовность к восприятию учебного материала».
8 блок «Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала».
Куб «АЛМА»
Куб «АЛМА» это профессиональный набор инструментов для дефектологических, логопедических и психологических занятий с детьми. Содержит всё необходимое, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста исправить нарушения в развитии.
Куб «АЛМА»
Стол с подсветкой для рисования песком снимает тревожность, негативные эмоции, эмоциональное напряжение, развивает тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику и творческие способности детей. Песочница подходит и для одиночной и для групповой работы.
Для классических методик работы предусмотрено большое зеркало на крышке куба, в комплекте к кубу идёт программное обеспечение, которое можно установить на рабочий компьютер специалиста. В кубе есть беспроводная музыкальная система. С её помощью можно создавать располагающий к занятиям музыкальный фон.
Методы и формы работы учителя-логопеда:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий ;
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.; 3. Узелки на память;
4. Работа с бланковыми методиками;
5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами;
6. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях;
7. Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия;
8. Использование картинного материала;
9. Активные методы рефлексии.
Логопедический стол «LOGO EDU»
Интерактивный стол — это компьютер с мультимедийным мультитач-экраном. Существует множество приложений для разных целей и уровней обучения.
Данный комплекс позволяет проводить как индивидуальные, так и групповые занятия, направленные на коррекцию речевого аппарата в традиционной и интерактивной среде.
Логопедический стол «LOGO EDU»
Методы и формы работы педагога-психолога:
- Задачами психолого-педагогического сопровождения :
- Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;
- Создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;
- Оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
- Обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения;
- Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося.
Кабинет ПСИХОЛОГИИ
- В Республике Алтай в рамках программы капитального ремонта школ, в нашей школе была проведена огромная работа, где прошла модернизации школьной системы. В школе провели не только капитальный ремонт, но и переоборудование кабинетов. Не обошли эти новшества и кабинет психологов.
Интерактивный пол
- это напольная проекция, которая реагирует на движение ребенка. Попадая в зону проекции, ребенок своими движениями заставляет картинку «оживать». Это увлекательная игра, вызывающая море положительных эмоций, для психологов – возможность проведения игровой и образовательной деятельности в интерактивной форме. Интерактивный пол это современный инструментарий в руках педагога-психолога.
Также в рамках проекта был приобретен: «Развивающий набор психолога» модуль «Приоритет плюс № 4» состоящий из 7 модулей. Набор направлен на развитие интеллектуальных способностей, приобретение полезных навыков, совершенствование моторики, тактильных ощущений.
Модуль №1 Математика
В комплекте предложен разнообразный счетный материал, который позволяет наглядно презентовать задачки, примеры. Ребенок легче осваивает счет, вычитание и сложение, учится решать простые задачи. Дополнительно развивается наблюдательность, умение сравнивать и анализировать, маленькие пальчики становятся более ловкими и умелыми. В данный модуль, входят: счетный материал, счеты и другие.
Модуль №2 Геометрия
Играючи, ребенок учится основам геометрии, знакомится с фигурами и их свойствами. Улучшается моторика рук, пальцев, их координация движений. Совершенствуются навыки счета, формируется абстрактное мышление. В данный модуль, входят: Логические игры; Головоломки; Счетный материал; Логические пирамидки; Планшетки; Рамки-вкладыши.
Модуль №3 Графомоторика
Оригинальный комплект содержит множество игр, которые позволяют школьнику подготовить руку к письму. В игровой форме он оттачивает координацию движений, старательность, логическое мышление. В данный модуль, входит: Игра «Пятнашки»; Кубики-перевертыши; Шарики; Палочки для планшеток-лабиринтов с магнитом; Планшеты; Черенок (древко); Деревянный шарик; Металлический шарик и другие.
Модуль №4 Музыкальные инструменты
Шумовой оркестр – отличное занятие, стимулирует музыкальный слух, чувство ритма, координацию движения. Такие занятия полезны не только для творческого, но и интеллектуального развития. В этот набор входит более 20 различных музыкальных предметов.
Модуль №5 «От хватания к схватыванию»
Красочный набор содержит множество разных на ощупь и по размеру элементов. Одни приятные на ощупь, гладкие, другие – шероховатые, третьи – мелкие и, чтобы удержать их, нужно приложить старания. Это развивает кисти рук. Они становятся более цепкими. В данный комплект, входит: Декор для творчества; Резинка банковская; Ленты атласные; Черенки (древко); Шнуровка и другие.
Модуль №6 «Игры с песком»
Красочное наполнение развивает фантазию ребенка. Не замечая того, дети тренируют свои пальчики, выполняя сложные задания – строят фигурки из песка, рисуют узоры, играют с мелкими предметами, ощущают их фактурную поверхность, разную форму.
Модуль 7 «Одинаковое и разное»
Разнообразный набор направлен на развитие логического мышления. В коробочке предложено множество элементов, которые имеют схожие свойства и при этом отличаются между собой. Фигурки разных размеров, плоские и объемные, длинные и короткие, такие как например: Мячи; Шнуровки и другие.
Методы и формы работы тьюторов
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании (Беркович М. - Нестрашный мир - Сеанс, 2009 г.).
Цель работы тьютора:
успешное включение каждого ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения. Особенно важно сопровождение т.к. дети поступают в ОУ, переходят с начальной школы в основную, среднюю школу, проходит период адаптации к учебному процессу, к новым педагогам и т.д.
Задачи:
- Создание комфортных условий для нахождения в школе: организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
- Социализация – включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
- Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. Адаптация программы и учебного материалы, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
- Организация сопровождения другими специалистами (при необходимости). Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
- Осуществления взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.
Методы и формы работы социального педагога
Работа с социально-незащищенной категорией детей
Работа с классным руководителем
Формы работы
Работа с документацией
Индивидуальная и групповая работа с «трудными детьми»
Индивидуальная и групповая работа с родителями
Протяни руку помощи «особым детям»,
чтобы у детей с ограниченными возможностями, возможности стали безграничными.