Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Донская школа №1»
Открытое коррекционно-развивающее (дефектологическое) занятие для учащихся 1 класса с задержкой психического развития
«Осенняя пора»
Учитель-дефектолог Снегирева Л.Н.
Форма занятия: подгрупповая.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Донской 2021г.
Цель: повторение и закрепление ранее полученных знаний об осени, совершенствование речевых возможностей обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
-систематизировать знания детей о явлениях природы, признаках осени, месяцах;
-учить работать с календарем;
-уточнить и расширить словарь по теме «Осень».
Коррекционно-развивающие:
-формирование пространственно-временных представлений;
-развитие когнитивной сферы;
-расширение кругозора;
-учить детей сравнивать явления природы, выбирать по заданным признакам, делать предположения и доказывать их;
-стимулировать повышение познавательных интересов учащихся с помощью ярких наглядных пособий, практической работы, смены видов деятельности во время занятия.
Воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к наблюдению за сезонными изменениями в природе;
-учить работать в микрогруппах, развивать умение сотрудничать.
Оборудование:
- презентация; компьютер;
- веточка березы с осенними листьями;
- пособие «календарь»;
- оформительский набор «Чудо дуб» съемная крона - четыре сезона;
- раздаточный материал (карточки «4 дерева», «дети в одежде по сезонам», «Одежда»);
- осенние поделки детей.
Ход занятия:
I Организационный момент.
Актуализация внимания.
-Ребята, когда вы входили в кабинет, что смогли заметить на двери? (Кленовые листочки).
-Сколько их и какого они цвета? (Три листочка. Красный, желтый и зеленый).
II Целеполагание и мотивация.
– Ребята, послушайте небольшое стихотворение и скажите, о чем мы будем говорить на занятии.
Утром мы во двор идем.
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (об осени)
-Правильно. Сегодня мы будем говорить об осени: вспомним все, что изучали до сегодняшнего дня.
-Сейчас мы заполним календарь на сегодняшний день. (дети на пособии «календарь» выставляют время года, месяц, день недели).
– Молодцы! Начало у вас хорошее. Продолжим дальше.
III Основная часть.
Веточка березы.
- Какие же главные признаки осени? (листопад, листья меняют цвет на красный, желтый, оранжевый)
Учитель дает детям веточку березы:
- Я вам сегодня принесла веточку осеннего дерева.
- Как вы думаете, от какого дерева эта веточка? (береза).
- Листочки березы осенью желтеют. (дети трогают листья на веточке)
Найди осеннее дерево.
Учитель кладет на стол детям карточки «4 дерева»
- Перед вами 4 дерева. Найдите осеннее дерево. (дети выбирают)
- Почему вы считаете, что именно это дерево осеннее? (под деревом ковер из оранжевых листьев; на дереве листья красные, оранжевые, коричневые; яблоки спелые)
Презентация. Слайд 1.
- Перед вами иллюстрация природы осени. Найдите все признаки осенней погоды.
- Назовите первый месяц осени. (сентябрь).
Учитель: Ребята, название первого месяца спряталось в слове «осень». Послушайте это слово: о-сень. Слово «сентябрь» начинается со звуков сен. Мы словно говорим «О сентябрь наступил!»
Презентация. Слайд 2.
- Посмотрите на фотографию, сделанную в сентябре прошлого года. Узнаете? (на слайде фотография территории школы в сентябре)
Презентация. Слайд 3.
- Посмотрите на фотографию, сделанную в октябре. Так выглядел двор нашей школы в октябре прошлого года.
Презентация. Слайд 4.
- Посмотрите на фотографию, сделанную в ноябре. Так выглядел двор нашей школы в ноябре прошлого года. В следующем месяце сравним эту фотографию с природой за окном.
Презентация. Слайд 5 «Что вы оденете, собираясь на прогулку осенью?»
-А сейчас будем собираться на прогулку. Выберете подходящую одежду.
Дети по-очереди называют предметы одежды, подходящие для осенней погоды.
Игра «Наденем-не наденем»
-Сейчас мы поиграем в игру «Наденем-не наденем». Я вам буду показывать карточки с изображением одежды. Если это носят осенью, вы поднимаете правую руку. Если одежда не подходит, поднимаете левую руку.
(работа с карточками «одежда»)
- Вы молодцы! Выбрали нужную одежду.
Первичное закрепление.
Карточки «Дети в одежде по сезонам»
- А сможете ли определить, кто из детей одет по-осеннему?
Дети выбирают девочку и мальчика в осенней одежде. Учитель помещает карточки на доску рядом с набором «Чудо дуб», оформляя композицию.
Работа с набором «Чудо дуб»
Пособие оформлено на весенний сезон.
- Ребята, дети стоят около дерева. А все ли в порядке с деревом? (Нет. Это дерево не осеннее.)
- Сейчас осень. Какая крона подходит осеннему дубу? Давайте составим осеннюю композицию.
Дети подходят к доске и выбирают осенние крону, землю у подножия дуба, животных. Учитель собирает вместе с детьми композицию.
Презентация. Слайд 5 «Звуки осени».
IV Физкультминутка. (дети выходят из-за парт)
- А сейчас мы будем слушать звуки и движениями изображать услышанное. Можно двигаться, танцевать.
Дети слушают звуки «шорох листьев», «дождь по крыше», «звук шагов по листьям».
-Ребята, смогли ли вы отгадать услышанные звуки?
Если дети не смогли назвать звуки, предложить выбрать из названий.
V Включение в систему знаний и повторение.
Презентация. Слайд 6 .
-Посмотрите на экран. Назовите животных, которых можно увидеть осенью. (снегирь, белка, синица, медведь, еж)
-Чем заняты эти животные осенью?
-Как будут зимовать?
Игра «Верите ли вы, что…». Слайд 7.
- Я буду вам читать предложения. Если вы верите в сказанное, поднимаете правую руку и говорите «да». Если не верите – поднимаете левую руку и говорите «нет».
-сентябрь - первый месяц осени; (да)
-многие птицы осенью строят гнезда; (нет)
-осенью листья на деревьях разноцветные; (да)
-многие животные делают запасы на зиму; (да)
-снегири улетают на юг. (нет)
- Молодцы, справились со всеми заданиями!
VI Рефлексия . Окончание занятия.
- Какие задания вы сегодня выполняли?
- Какое понравилось больше всего?
- Веточка какого дерева была с нами на занятии? (веточка березы)
– Занятие окончено. До, свидания.