СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающее занятие для детей ОВЗ (2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие для развития ВПФ

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее занятие для детей ОВЗ (2)»



Тема занятия № 2: «Я научусь владеть собой»

Класс:1-4 класс

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Продолжительность занятия: минут

Цель: создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью

Задачи:

  1. совершенствовать произвольность и самоконтроль;

  2. способствовать развитию внимания и воображения;

  3. сформировать согласованность действий;

  4. создать условия для снятия психоэмоционального напряжения.

Планируемые результаты:

  1. создать условия для развития внимания;

  2. создать условия для развития контроля над импульсивностью;

  3. создать условия для управления двигательной активностью.


Ход занятия:


1.Ритуал приветствия. Краткое обсуждение предыдущего занятия.
Сядьте, пожалуйста, все в большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность пожелать друг другу успехов. Может, кто-то из вас хочет рассказать о том, чем любит заниматься в свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе (возьмите клубок в руку и начинаем игру). Меня зовут Ксения Сергеевна, и я очень люблю рисовать,читать и ходить в кино ...(зажать свободный конец нити в руке и кинуть клубок ребенку, сидящему напротив).Таким образом клубок передается по кругу, пока все дети не окажутся частью «паутины». Затем поговорить с детьми о том, что может способствовать групповой сплоченности. Спросить их: «как вы думаете, почему мы составили такую паутину?»
После разговора нужно будет распутать паутину. Для этого каждый ребенок должен
возвращать клубок предыдущему, называя его по имени, сказать то, чему хотел бы научиться на занятии. Анализ упражнения.

2. Дыхательное упражнение.

«Шарик». Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у,ш,х) шт. сочетания переходит в с, о ву, ш вщхии т.п

3. Кинезиологическая гимнастика.

1) Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На

быстрый вдох свободные руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На

медленный выдох руки опускаются вдоль тела ладонями вниз. Такой тип

дыхания оказывает мощное мобилизующее действие, быстро снимает

психоэмоциональное напряжение.

  1. «Восьмёрки». Сначала рисуем восьмерки правой рукой затем левой, потом обеими

руками вместе.

  1. «Каракули». На листе бумаги рисуем каракули одновременно правой и левой

руками.

4.Двигательная разминка.

Игра «Черепаха», направленная на развитие дефицитарных
функций.
Ведущий: «Данная игра поможет вам научиться контролировать свои действия и быть
внимательными».
Содержание: тренер встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. Тренер говорит: «Представьте себе, что все мы черепахи. Я – большая черепаха, а вы – маленькие черепашки, Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы — черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов». По сигналу ведущего они начинают
движение. Тренер следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2-3 минуты он дает новый сигнал, до-которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи именинницы. Игра может повторяться несколько раз. Игру можно изменить, сказав детям, что по
сигналу 1 хлопок нужно двигаться очень медленно, по сигналу 2 хлопка нужно двигаться быстро (быстрый «шаг» черепах), по сигналу 3 хлопка все «замирают». Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.

  1. Основная часть.

Игры, для снятия мышечного напряжения.

Далее можно компоновать игры и техники по развитию волевой регуляции и навыков по снятию напряжения. Особенностью гиперактивных детей является то, что от них нельзя требовать умения спокойно сидеть и высокой концентрации внимания. Лучше коррекционно – развивающие занятия делить на отдельные блоки – по развитию внимания, двигательной регуляции поведения, развитие саморегуляции и самоконтроля. 

Упражнение № 1. «Встреча»

Цель: снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок – здороваемся за руку; два –  здороваемся плечами; три хлопка – здороваемся спинами.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Упражнение № 2. «Ласковые лапки» (И.В. Шевцова)

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает шесть-семь мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д., выкладывает их на стол. Ребенку воспитатель предлагает оголить руку по локоть, объясняет, что по ней будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Варианты игры: «зверек» может прикасаться к щеке, колену, ладони; можно поменяться с ребенком местами.

Упражнение № 3. "Ожившие игрушки" (коммуникативное упражнение)

Спросите у ребенка, как он думает, что происходит ночью в магазине игрушек. Выслушайте его версии и предложите представить, что ночью, когда нет покупателей, игрушки оживают. Они начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы не разбудить сторожа. Теперь изобразите сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Пусть ребенок постарается угадать, кто это. Но ответ он должен не выкрикнуть, а записать (или нарисовать) на листке, чтобы шумом не выдать игрушек. Затем пусть ребенок сам покажет любую игрушку, а вы постараетесь отгадать ее название. Обратите внимание, что вся игра должна проходить в абсолютной тишине. Когда вы почувствуете спад интереса у ребенка, то объявите, что светает. Тогда игрушки должны снова встать на свои места, таким образом игра будет окончена.
Примечание. В данной игре ребенок приобретает навыки невербального (без использования речи) общения, а также развивает самоконтроль, ведь когда он догадался, что за игрушку вы изображаете, ему так хочется тут же сказать об этом (а еще лучше крикнуть), но правила игры не позволяют сделать этого. Когда же он сам изображает игрушку, тоже нужно приложить усилия, чтобы не издавать звуков и не подсказывать взрослому.

Упражнение № 4. "Все наоборот"

Эта игра наверняка понравится маленьким упрямцам, которые любят делать все наоборот. Попробуйте "легализовать" их страсть перечить. Взрослый в этой игре будет ведущим. Он должен демонстрировать самые разные движения, а ребенок тоже должен выполнять движения, только совершенно противоположные тем, что ему показывают. Так, если взрослый поднял руки, ребенку следует опустить их, если подпрыгнул - следует присесть, если вытянул вперед ногу - нужно отвести ее назад и т.п.
Примечание. Как вы, наверное, заметили, от игрока потребуется не только желание перечить, но и умение быстро мыслить, подбирая противоположное движение. Обратите внимание ребенка на то, что противоположное - это не просто другое, а в чем-то похожее, но различающееся по направлению. Дополнить эту игру можно периодическими высказываниями ведущего, к которым игрок будет подбирать антонимы.  Например, ведущий скажет "теплый", игрок тут же должен ответить "холодный" (можно использовать слова разных частей речи, у которых есть противоположные по смыслу: бежать - стоять, сухой - мокрый, добро - зло, быстро - медленно, много - мало и т. д.).

Игры, развивающие волевую регуляцию

Упражнение № 5. "Молчу – шепчу – кричу"

Как вы наверняка заметили, гиперактивным детям трудно регулировать свою речь - они часто говорят на повышенных тонах. Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.
Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

Упражнение № 6. "Говори по сигналу"

Сейчас вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.
Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери), помогаете ему обратить внимание на свое "я". Задавая вопросы по содержанию пройденной в школе темы (можно с опорой на учебник), вы параллельно с развитием волевой регуляции закрепите определенные знания.

Упражнение № 7. "Лови – не лови»

Правила этой игры похожи на всем известный способ играть в "Съедобное - несъедобное". Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры Например, сейчас вы договариваетесь с ним, что если водящий бросает мяч, произнося слово, относящееся к растениям, то игрок ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Например, один кон игры мог бы называться "Мебель - не мебель". Аналогично можно играть в такие варианты, как "Рыба - не рыба", "Транспорт - не транспорт", "Летает - не летает" и множество других. Количество выбираемых условий игры зависит только от вашей фантазии. Если она вдруг иссякнет, предложите ребенку самому выбрать условие игры, то есть категорию слов, которые он будет ловить. Дети иногда дают совершенно свежие и творческие идеи!
Примечание. Как вы, наверное, заметили, эта игра развивает не только внимание, но и способность к обобщению, а также скорость обработки услышанной информации. Поэтому в целях интеллектуального развития ребенка постарайтесь, чтобы категории этих обобщаемых понятий были разнообразны и затрагивали разные сферы, а не ограничивались бытовыми и часто используемыми словами.

Релаксационное упражнение «Полёт на Голубую Звезду».
Наша родная планета - Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать и хотят знать, есть ли у них соседи? Сейчас помечтаем и мы...
Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе тёмное ночное небо с яркими звёздами. Где -то там далеко - далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде. Вы - команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял своё место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох - выдох, 3 раза. Крепко - крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями педали. Держите! Держите! Молодцы! А теперь распустите штурвалы и педали... Вдох - выдох, 3 раза. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Сейчас важно ровно дышать: вдох - выдох, 3 раза. Хорошо! Мы почти не чувствуем своё тело, оно лёгкое, невесомое. Вдох - выдох 2 раза. Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звёзды, приглашают к себе в гости, но наша цель - Голубая звезда... И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку.Снова крепко возьмёмся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глу-бо-о-кий вдо-о-х – и выдох, 2 раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно, мягко мы сели!

6. Рефлексия занятия

– С каким настроением?

– Что понравилось больше всего?

- Что было для вас самым сложным?

7. Ритуал прощания.


Список используемой литературы

1) Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство «Речь»,– 2007. – 186 с.

2) Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого – педагогическая помощь. Монография. – СПб: издательство «Речь», – 2007. – 190 с. 

3)https://infourok.ru/korrekcionno-razvivayuschee-zanyatie-dlya-giperaktivnih-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-ya-uchus-vladet-soboy-1196282.html

4)https://olehnik.ru/files/d-s_pogonnyi/kafedra-doshkol_obrazov/180519_zasedanie-kafedry/korrekcionnaya%20rabota%20s%20detmi%20s%20sindromom%20deficita%20vnimaniya%20i%20giperaktivnostyu.docx





3