Модуль раздела рабочей программы | Развитие коммуникативной деятельности |
Тема занятия № 12 | Я и мы |
Количество часов на тему: | 1 час |
Цель занятия: | Изучение правил сотрудничества в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях. |
Задачи: | обучающая: проанализировать свои качества, которые помогают сотрудничать, формировать навыки сотрудничества в моделируемых ситуациях. |
коррекционно - развивающая: развивать у обучающихся умение располагать к себе окружающих людей |
воспитательная: воспитывать уважительное отношение к мнению других, корректность высказываний. |
Вид деятельности: | ценностно-ориентационная деятельность |
Форма организации деятельности: | фронтальная, индивидуальная. |
Методы | объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый |
Приемы | организационные технические логические |
Материально-дидактическое оснащение занятия | ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация к занятию, ручки, тетради, цветные карандаши, шаблоны с готовыми рисунками магнита, символ слова – игрушка , разрезанные рисунки в конвертах , альбомные листы для рисования |
Формируемые УУД: | регулятивные: оценивать, осознавать материал, планировать алгоритм ответа, уметь произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других; мобилизация сил, волевых усилий при преодолении препятствий. |
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
коммуникативные: уметь вступать в контакт с педагогом; уметь выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
личностные: осознать себя, как личность и, одновременно, как члена общества, оценивать свои действия и поступки с точки зрения морали; формировать собственное отношение к полученным знаниям, осознание практической и личностной значимости содержания занятия; оценка эффективности собственной деятельности; стремление следовать социально-одобряемому поведению, быть полезным обществу; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность педагога | Деятельность нейротипичных обучающихся | Деятельность обучающихся с ОВЗ |
1. Организационный этап (5 мин.) Цель этапа: подготовить воспитанников к совместной работе на занятии, создать благоприятную психологическую атмосферу. |
Приветствие. Создание психологического настроя, активизация внимания учащихся. Упражнение «Аплодисменты» -Похлопайте в ладоши те, кто с хорошим настроением начал этот день. -Похлопайте в ладоши те, кто успел сегодня подарить улыбку своим одноклассникам. - Похлопайте в ладошки те, кто сегодня узнал что-то интересное. -Похлопайте в ладоши те, кто получил хорошие отметки. -Похлопайте те, кто сегодня ни с кем не ссорился. Давайте вспомним, какие правила, мы выполняем на наших занятиях? | Приветствие. Хлопают в ладоши при ответах Вспоминают самостоятельно правила поведения. | Приветствие Хлопают в ладоши при ответах Вспоминают правила поведения с помощью педагога |
2. Мотивация познавательной деятельности (2 мин.) Цель этапа: стимулировать познавательный интерес и активную позицию воспитанников, определить тему занятия. |
О чем мы говорили на прошлом занятии? (о сотрудничестве, колючках, которые нам мешают сотрудничать, изготавливали знак «Стоп») Кто использовал знак «Стоп»? Анализировать свои колючки было сложно? Помог ли вам знак «стоп»? В каких ситуациях вы его использовали? | Отвечают на вопросы. | Отвечают на вопросы с помощью педагога. |
3. Актуализация знаний (2 мин.) Цель этапа: оценить исходный уровень информированности группы, актуализация проблемы. Постановка цели и задач занятия на основе темы. |
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Мы продолжаем изучать правила сотрудничества в группе. Тема «Я и мы» Цель. Изучить правила сотрудничества в группе в процессе выполнения практических заданий. | Отвечают на вопросы. Выдвигают варианты объяснений Записывают тему занятия в тетради Выдвигают варианты цели занятия | Отвечают на вопросы с помощью педагога. Выдвигают варианты объяснений с помощью педагога. Записывают тему урока в тетради. Выдвигают варианты цели занятия с помощью педагога. |
4. Основной этап - информационный. (15 мин.) Цель этапа: усвоение новых знаний и способов действий. |
Качества – колючки отталкивают от нас людей, а качества – магнитики – притягивают. Дома вы должны были проанализировать свои положительные качества - магнитики? Далее обсуждаются качества – магнитики, например: любознательность, доброжелательность, воспитанность, воля, терпеливость, приветливость, дружелюбие, верность. Выдаются рисунки с «Магнитом», каждый записывает свои качества «магнитики». Затем каждый анализирует свои собственные «магнитики». Сделайте выводы, какие качества помогают сотрудничать с другими людьми. | Отвечают на вопросы. Записывают свои «магнитики» на рисунке По желанию рассказывают о своих «магнитиках». | Отвечают на вопросы с помощью педагога Записывают свои «магнитики» на рисунке По желанию рассказывают о своих «магнитиках». |
| | |
Динамическая пауза (3 мин.) Цель: снятие напряжения, разрядка. |
Педагог предлагает упражнения Для глаз 1.Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. Для общего воздействия 1. И.п. - стойка ноги врозь, 1-руки назад. 2-3 -руки в стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п.- стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 - с поворотом туловища налево " удар " правой рукой вперед. 2 - и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать. Для улучшения мозгового кровообращения 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый. 3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. | Воспитанники выполняют упражнение по инструкции | Воспитанники выполняют упражнение под контролем и с практической помощью педагога. |
Основной этап - аналитико-практический (15 мин.) Цель этапа: закрепление и применение новых знаний и способов действий. |
А сейчас мы выполним задания, а затем сформулируем правила , которые помогали нам выполнять задания. Разделение на команды. Каждому пройти и сказать на ухо животного. Затем предложить издать звук этот животного. Одинаковые животные объединяются в команды Задание № 1 Пазл. Участники делятся на группы и получают набор фотографий (или картинок), которые нужно собрать в единый пазл. Фотографии могут быть связаны с определенной темой или событием. Задание № 2 Художники Играющие делятся на две группы. Задача групп – быстрее соперников нарисовать определенное животное или предмет. Каждый человек имеет право нарисовать лишь одну линию.(Рисуем заданное животное) Задание № 3 Гусеница Отряд становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. Ведущий объясняет, что отряд – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку и т. д. Итак мы с вами поиграли в несколько коллективных игр, давайте сформулируем правила сотрудничества, которые нам помогают работать в команде и выигрывать. Вывод, некторые правила, которые можно использовать. Доверять друг другу Общение по принципу «здесь и теперь». Во время задания говорить здесь и сейчас по поводу выполнения задания Каждый высказывает свое мнение и несет за это ответственность. Нужно отказаться от безличной речи, которая помогает скрывать собственную позицию и уходить от ответственности за свои слова. Искренность в общении. Участники группы говорят только то, что чувствуют и думают по поводу происходящего, то есть только правду. Оценивание при выполнении заданий не личности участников, а их деятельности. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы с помощью педагога. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы с помощью педагога. |
5. Заключительный этап. Рефлексия (3 мин.) Цель этапа: оценка эффективности занятия, сопоставление результатов работы воспитанников с поставленной целью. |
Завершение цикла мероприятий. Проводим «Круг сообщества» Передаем символ слова, отвечаем на вопросы «Что я узнал на занятиях?» «Что я буду применять в жизни?» «Что мне понравилось?» «Какие правила отношений с людьми я запомнил?» Благодарности за работу. | Передают символ слова, отвечают на вопросы | Передают символ слова, отвечают на вопросы |