Коррекционно-развивающее занятие «Игры с песком»
на тему: «Путешествие по Песочному острову».
Цель: Развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать представления детей о свойствах песка;
• Формировать навыки экспериментирования с песком;
• Обогащать тактильный опыт детей;
• Закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с песком;
Развивающие:
• Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
• Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;
•Развивать связную речь детей через рассказ-описание;
• Развивать эмоционально-волевую сферу детей;
Воспитательные:
• Воспитывать аккуратность;
• Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
• Воспитывать умение играть дружно, выслушивать рассказы своих друзей и выполнять инструкцию.
Оборудование: кинетический песок, подносы, салфетки для рук, игрушка–змея, картина «Морское дно», плакат «Пираты», камешки разноцветные, бусинки, буквы ш, к, л, о, а, сундук с сокровищами, платки пиратов, пес Пират, магниты.
Ход занятия:
I.Орг. момент: Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии будут гости. Ребята, поздоровайтесь с гостями.
II.Основная часть:
1. Сообщение темы занятия.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами будем работать с песком. Но сначала мы ознакомимся с правилами игры в песочной стране.
Слушайте внимательно!
Здесь нельзя кусаться, драться.
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?
- А теперь, мы с вами отправляемся в путешествие по Песочному острову. Будем выполнять различные задания и собирать буквы. А из этих букв составим слово. А какое слово вы узнаете в конце нашего путешествия.
- Итак, закрываем глаза. Представьте, что вы на большом пиратском корабле плывете к песочному острову. И вы настоящие помощники пиратов. Для этого завяжем пиратские платки.
- Ребята, мы с вами оказались на берегу океана. Давайте попробуем оставить
необыкновенные следы на песке.
2. Пальчиковая гимнастика.
Упражнение "Необыкновенные следы"
Цель: развитие тактильной чувствительности.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
3. Упражнение на дыхание «Змея».
1—2 — вдох: («Ш-ш-ш...»);
Шипит плутовка.
- Какой звук подарила нам змея? (ш-ш-ш).
(Буква Ш вывешивается на доске).
4. Развитие фонематического восприятия.
- Приключения на острове продолжаются. Океан выбросил на берег камешки. Давайте из этих камней соберем бусы на песке. Но камни необычные, их нужно класть на песок, если только услышим в слове услышите звук К. Например: корабль, пират, моряк, палуба, карта, океан, кок, ракушки, акула, капитан, маяк.
- С каким звуком работали? (К)
(Буква К вывешивается на доске).
5. Ребята, я загадаю вам загадку. Послушайте внимательно!
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатится бы смогла.
Что за буква?
Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.
Буква О – овальная и оригинальная.
- Ребята, давайте, выложимиз бусинок букву О на песке.
- Какие слова знаете на букву О? Дети называют.
- Какую букву мы выкладывали на песке? (О)
(Буква О вывешивается на доске).
6. «Раздели слово на слоги»
- Ребята, как мы делим слова на слоги? (хлопками)
Мы с вами будем делить слова на слоги, а затем на песке вертикальными палочками покажем, сколько слогов в словах. Если один слог, то рисуем одну палочку, а если три слога сколько палочек? (три).
- Слова: лавочка, луч, лампа, лапти, лев.
- Ребята, какой первый звук в этих словах? (Л)
- Давайте, произнесем звук Л. Он какой согласный или гласный? Глухой или звонкий? Твердый, мягкий?
(Буква Л вывешивается на доске).
7. Физкультминутка «Витаминный салат».
- Какое время года? (Осень. Собрали урожай.)
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Посолили, поперчили,
Помешали, попробовали
М-м-м-м-м!!! Вкусно!
8. Связная речь.
Упражнение «Секрет»
- Капитан пиратского корабля подарил нам сундук с сокровищами. А какие это сокровища мы узнаем, выполнив следующее задание. Я раздам вам по одному предмету, а вы его спрячьте в песок, и готовьтесь описывать его. По вашему рассказу другие ребята должны догадаться, что у вас спрятано.
Предметы: акула, автомобиль, ананас,
- Какой первый звук в названии предметов из сундука? (А)
(Буква А вывешивается на доске).
III. Заключительная часть
- Ребята, какое слово появилось на доске? (Школа).
- Давайте вспомним, как мы собирали это слово?
Змея подарила звук Ш.
Из камешков выкладывали бусы из слов на звук К.
Угадывали загадку на звук О.
Делили слова на слоги со звуком Л.
Пираты подарили клад со словами на звук А.
- Молодцы! Хорошо поработали. Ребята, а что же мы делаем в школе? Что мы получаем?
Рефлексия. Улыбнитесь, если занятие вам понравилось и вы что-то узнали. Нахмурьтесь, если занятие вам не понравилось и вы зря потратили время.
Занятие окончено. Спасибо. До свидания.
Использование кинетического песка в работе учителя-логопеда.
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!
К.Д. Ушинский
Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.
Нарушение речи детей посещающих логопедическую группу затрагивают различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую, лексику, грамматику. Дети-логопаты редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. В основном у них присутствует моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Для успешной коррекции речи и моторики у детей, я решила использовать в своей работе, как один из видов деятельности, игры с песком.
Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода (Карл Густав Юнг – основатель аналитической психотерапии). Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развивать способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта». Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Совсем недавно, в своей работе, я стала использовать кинетический песок.
Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Песок не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается.
Кинетический песок состоит на 98% из чистого песка и 2% нетоксичного связующего. Он никогда не сохнет, не имеет запаха. Оставляет все поверхности совершенно чистыми. Благодаря связующему агенту, кинетический песок сохраняет свои первоначальные свойства на протяжении всего времени использования. Он не прихотлив в хранении.
Кинетический песок - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса.
Используя кинетический песок, я решаю следующие задачи:
— развитие диафрагмального дыхания;
— развитие фонематических представлений;
— совершенствование грамматического строя речи;
— автоматизация поставленных звуков;
— обучение грамоте;
— развитие связной речи;
— формирование слоговой структуры речи;
— развитие мелкой моторики.
Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.
Игры, которые использую в своей работе:
«Расчисти дорожку», «Проложи путь», «Найди сюрприз». При выполнении игр необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи, не раздувая щек.
«Один, много» обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа (раскладывание на песке мелких предметов);
«Чего не стало?» закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;
«Транспорт» употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за.
«Подбери слово» подбирать прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (предметы спрятаны в песке).
«Раздели слово на слоги»» (деление песка на необходимое количество полосок - соответствующих слогам слова);
«Сколько слов в предложении?» (деление на необходимое количество полосок - соответствующих количеству слов в предложении);
обучение грамоте
«Слепи букву, слог», «Отремонтируй букву», «Составь слово из букв»,
(лепить из песка изучаемую букву, ит.д.)
развитие связной речи
«Отгадай загадку» (один из детей лепит предмет, не показывая остальным, описывает его)
«Придумай и расскажи» (ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью).
- Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.
- положить ладони на песок , почувствовать полное расслабление пальцев.
- погрузить пальцы в песок , сжимать и разжимать кулачки.
- погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .
-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.
- Артикуляционные упражнения.
Опыт работы показал, что использование кинетического песка дает положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- обучающиеся чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата;
- на занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты занятия, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с моими младшими школьниками.
Использованная литература
Силиванова Л. В.Игры с песком в работе логопеда / Л. В. Силиванова/ / Логопед в детском саду. - 2008. - № 3. - С. 38-41.
Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. песочная терапия в развитии дошкольников.- М.: ТЦ Сфера,2014.-/Библиотека логопеда/.
Игры с песком в логопедической работе
Песо́чнаятерапи́я - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Цели песочной терапии
Эмоциональное благополучие ребенка,
Самоактуализация,
Коррекция речевых нарушений.
Терапевтические возможности
Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».
В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.
Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.
В логопедии с помощью игр с песком решаем следующие задачи
Развитие диафрагмального дыхания
Регуляция мышечного тонуса
Автоматизация звуков
Развитие фонематического слуха
Формирование слоговой структуры слова
Словарная работа
Звуковой анализ слов
Обучение грамоте
Связная речь
Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.
Развитие диафрагмального дыхания.
Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
- «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
- «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
- «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;
- «Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;
- «Помоги зайцу»- в песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;
- «Дорога к другу»- на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;
- «Секрет»- в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;
- «Добрый великан»- из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;
- «Путешествие»- на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;
- «Буря»- во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;
- «Морская прогулка»- воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.
Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.
- положить ладони на песок , почувствовать полное расслабление пальцев.
- погрузить пальцы в песок , сжимать и разжимать кулачки.
- погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .
-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.
Артикуляционные упражнения.
-«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» .
- «Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
- «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
- «Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
- «Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
Автоматизация звуков.
- «Сильный мотор»- произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
- «Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.
- «Горочка»- набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку . Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.
- «Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
- «Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
Развитие фонематического слуха.
- «Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.
- «Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
- «Водолаз» - со дна таза с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.
- «Два моря» - коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).
- «Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
Формирование слоговой структуры слова.
-«Полоски»- ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
-«Исправь ошибку»- логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
-«Раздели слово на слоги»- ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
-«Художник»- логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.
Словарная работа.
-«Сложные слова»- ребенок выполняет по просьбе логопеда определенные действия: льет сверху воду - анализируется слово «водопад»; разбирает в воде модель кораблика – происходит аналогичная работа со словом «кораблекрушение»; сливает воду через разрезанную наполовину широкую пластмассовую трубочку – образуется слово «водослив».
- «Родные слова»- в играх с водой и при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница), приводнился (гидросамолет); в играх с песком – песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.
-«Я делал- я сделал»- глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю в песок – закапывал, лью – лил и т.д.
Совершенствование грамматического строя речи.
-«Лодочка» - в этом игровом упражнении с водой или с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
- «Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
- «Подбери слово»- ребенок обнаруживает спрятанные в песке или плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).
Звуковой анализ слова и предложения.
На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
Обучение грамоте.
- «Напиши на песке» – ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.
- «Буква потерялась» Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
Связная речь.
При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.
- «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
- «Начни предложение» - ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.
- «Друзья» - при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
- «Что случилось?» - при создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.
- «Две игрушки» - на песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар).
Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.
Воздушный шар. Я круглый.
Мяч. Я тоже
Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу
Мяч. А если по мне ударят – я высоко подскачу.
Шар. На мне нарисован красивый цветок.
Мяч. А я украшен разноцветными полосками
Шар. Меня надувают воздухом.
Мяч. И у меня внутри воздух.
- «Рыбка» - выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела. «Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».
Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки.
В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.
Результаты использования песочной терапии таковы
Налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
Достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций.
Совершенствуются гуманные чувства детей.
Развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей.
Приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.