Дата____ № Урока______
Класс______ Дата_______
Тема: Составление текста их отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.
Цель: Научиться составлять текст из отдельных предложений, определять главную мысль текста, тему теста.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность предложений; учить делить текст на части и выделять их при записи; ознакомить со структурными частями текста; формировать умение выделять ударный слог слова, развивать чувство ритма.
Оборудование: запись на доске.
Ход занятия
Организационный момент
— Мне эхо раскрывает секреты. Что такое эхо? (Эхо — отражение звука от предметов, отзвук.)
— Сядет тот, кто сможет добавить в стихотворение имена моих друзей и назовет в имени ударный слог.
«Кто забрался под диван?» «Не боится кто мороза?»
Эхо мне в ответ: «...» (Иван.) Эхо отвечает: «...» (Роза.)
«Кто съел плитку шоколада?» «Кто глядит из-за сарая?» Эхо (с укоризной): «...» (Лада.) Знает эхо: это «...» (Рая.)
«Назови мне кавалера!» «Кто гуляет до рассвета?»
Эхо прокричит: «...!» (Валера.) Эхо мне ответит: «...» (Света.)
«Кто потерял сандалик?» Промолвит эхо:«...» (Алик.)
2. Запись числа, темы занятия
3. Знакомство с предложениями. Беседа по содержанию текста. Тема текста
На доске:
1. Он лежал дома и скучал.
2. — Спасибо вам, друзья!
3. Прыгает шарик, смешит Колю.
4. Вдруг он увидел шар в окошке.
5. Коля болел.
6. А на шарике рожица нарисована.
— Прочитайте предложения (1—2 ученика.)
— Связаны ли эти предложения общим содержанием? О ком и о чем в них говорится?
— Почему эти предложения нельзя назвать связным текстом?
— Что нужно сделать, чтобы получился рассказ? (Установить правильный порядок предложений.)
— Прочитайте предложения, в которых говорится о Коле?
— Прочитайте предложения, в которых говорится про шарик?
— Откуда взялся шарик? Из какого предложения мы узнаем, что шарик послали ребята? (— Спасибо вам, друзья!) Чьи это слова? (Коли.)
— Какое заглавие подойдет к тексту: «Болезнь», «Шарик», «Верные друзья»? Почему?
— Запишите заголовок в тетрадь.
4. Составление текста. Структура текста
На доске:
План.
1. Что случилось с Колей?
2. Как порадовали его друзья?
3. Что сказал Коля?
— Составим текст из предложений. Прочитайте вопросы плана.
— Тексты, рассказы, сказки имеют свое строение, в них есть части, которые следуют друг за другом в определенном порядке:
- начало текста;
- основная, главная часть,
- концовка текста.
Первая часть текста знакомит нас с героями рассказа, подготавливает собеседника к тому, о чем дальше пойдет речь.
Вторая, основная часть рассказывает главное, что произошло с героями рассказа. Она состоит из нескольких предложений.
Последнее предложение текста (концовка) подводит итог сказанному или выражает основную мысль текста.
Каждая часть текста начинается с красной строки.
— Как вы думаете, почему так записаны вопросы? (В тексте три части, к каждой части по вопросу.)
— Из скольких частей состоит рассказ: (Из трех частей.)
— Прочитайте первый вопрос? О чем рассказывается в первой части текста?
— Найдите предложения, которые относятся к первой части рассказа. Сколько их? Прочитайте их.
— Прочитайте первую часть рассказа, располагая предложения в правильном порядке.
— Прочитайте второй вопрос плана. О чем рассказывается во второй части текста?
— Прочитайте предложения, которые относятся ко второй части рассказа.
— Прочитайте вторую часть, располагая предложения в правильном порядке.
— Каким предложением заканчивается рассказ? Прочитайте третью часть текста.
— О ком этот рассказ? (О друзьях.)
— Почему они названы верными друзьями? Откуда мы узнали о том, что их можно назвать верными? (Из заглавия.)
— Прочитайте рассказ целиком.
5. Физкультминутка
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.
Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок Ритмично касание пальцев обеих рук
Раз, два, три, четыре, пять Поочередное касание пальцев на обеих руках,
начиная с мизинца
Начинай считать опять: Руки вниз, встряхнуть кистями
Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать.
6. Запись текста
О чем надо помнить при записи текста? (Каждую часть текста пишем с красной строки.)
Сколько в этом тексте частей?
Прочитайте первую часть рассказа. Запишите предложения первой части с красной строчки. (Орфографическая диктовка учеников.)
Прочитайте вторую часть рассказа. Запишите предложения второй части с красной строчки. (Орфографическая диктовка учеников.)
Прочитайте последнее предложение. Запишите предложение с красной строчки. (Обратить внимание учащихся на постановку знаков препинания.)
Образец:
ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
Коля болел. Он лежал дома и скучал.
Вдруг1 он увидел шар в окошке. А на шарике рожица нарисована. Прыгает шарик, смешит Колю.
— Спасибо вам, друзья!
(По А. Митту!)
7. Анализ записанного текста. Обобщение
Прочитайте записанный рассказ. (Зачитываются 3—4 работы.)
Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
Назовите признаки этого текста:
• тема текста;
—*■ Какова тема текста?
• основная мысль;
В каких двух предложениях заключается главная мысль всего рассказа? (Вдруг он увидел шар в окошке. — Спасибо вам, друзья!)
Будет ли ясен смысл рассказа, если убрать одно из этих предложений? Почему нет?
• заголовок;
— Соответствует ли заголовок содержанию текста?
• порядок предложений в тексте;
— Оцените порядок предложений в тексте.
• смысловая связь между предложениями;
Найдите и прочитайте вслух предложения, в которых есть слова вдруг и а.
Эти слова связывают предложения. Какие предложения связывают слово вдруг! Какие предложения связывает словоа?
Понравился Вам рассказ?
Как вы оцениваете поступок друзей Коли?
Вспомните пословицы о дружбе, друзьях.
Друзья познаются в беде.
Добрые дела человека красят.
Без беды друга не узнаешь.
Бой красен мужеством, а приятель — дружеством.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Легче друга потерять, чей найти.
8. Итог занятия
Он лежал дома и скучал. |
Спасибо вам, друзья! |
Прыгает шарик, смешит Колю. |
Вдруг он увидел шар в окошке. |
Коля болел. |
А на шарике рожица нарисована |
1. Что случилось с Колей?
2. Как порадовали его друзья?
3. Что сказал Коля?