СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающее занятие (логопедическое): Составление текста их отдельных предложений.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать умение замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность предложений; учить делить текст на части и выделять их при записи; ознакомить со структурными частями текста; формировать умение выделять ударный слог слова, развивать чувство ритма.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее занятие (логопедическое): Составление текста их отдельных предложений.»

Дата____ № Урока______

Класс______ Дата_______

Тема: Составление текста их отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.

Цель: Научиться составлять текст из отдельных предложений, определять главную мысль текста, тему теста.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность предложений; учить делить текст на части и выделять их при записи; ознакомить со структурными частями текста; формировать умение выделять ударный слог слова, развивать чувство ритма.

Оборудование: запись на доске.

Ход занятия

  1. Организационный момент

— Мне эхо раскрывает секреты. Что такое эхо? (Эхо — отражение звука от предметов, отзвук.)

— Сядет тот, кто сможет добавить в стихотворение имена моих друзей и назовет в имени ударный слог.

«Кто забрался под диван?» «Не боится кто мороза?»

Эхо мне в ответ: «...» (Иван.) Эхо отвечает: «...» (Роза.)

«Кто съел плитку шоколада?» «Кто глядит из-за сарая?» Эхо (с укоризной): «...» (Лада.) Знает эхо: это «...» (Рая.)

«Назови мне кавалера!» «Кто гуляет до рассвета?»

Эхо прокричит: «...!» (Валера.) Эхо мне ответит: «...» (Света.)

«Кто потерял сандалик?» Промолвит эхо:«...» (Алик.)

2. Запись числа, темы занятия

3. Знакомство с предложениями. Беседа по содержанию текста. Тема текста

На доске:

1. Он лежал дома и скучал.

2. — Спасибо вам, друзья!

3. Прыгает шарик, смешит Колю.

4. Вдруг он увидел шар в окошке.

5. Коля болел.

6. А на шарике рожица нарисована.

— Прочитайте предложения (1—2 ученика.)

— Связаны ли эти предложения общим содержанием? О ком и о чем в них говорится?

— Почему эти предложения нельзя назвать связным текстом?

— Что нужно сделать, чтобы получился рассказ? (Установить правильный порядок предложений.)

— Прочитайте предложения, в которых говорится о Коле?

— Прочитайте предложения, в которых говорится про шарик?

— Откуда взялся шарик? Из какого предложения мы узнаем, что шарик послали ребята? (— Спасибо вам, друзья!) Чьи это слова? (Коли.)

— Какое заглавие подойдет к тексту: «Болезнь», «Шарик», «Верные друзья»? Почему?

— Запишите заголовок в тетрадь.

4. Составление текста. Структура текста

На доске:

План.

1. Что случилось с Колей?

2. Как порадовали его друзья?

3. Что сказал Коля?

— Составим текст из предложений. Прочитайте вопросы плана.

— Тексты, рассказы, сказки имеют свое строение, в них есть части, которые следуют друг за другом в определенном порядке:

- начало текста;

- основная, главная часть,

- концовка текста.

Первая часть текста знакомит нас с героями рассказа, подготавливает собеседника к тому, о чем дальше пойдет речь.

Вторая, основная часть рассказывает главное, что произо­шло с героями рассказа. Она состоит из нескольких предло­жений.

Последнее предложение текста (концовка) подводит итог сказанному или выражает основную мысль текста.

Каждая часть текста начинается с красной строки.

— Как вы думаете, почему так записаны вопросы? (В тексте три части, к каждой части по вопросу.)

— Из скольких частей состоит рассказ: (Из трех частей.)

— Прочитайте первый вопрос? О чем рассказывается в первой части текста?

— Найдите предложения, которые относятся к первой части рассказа. Сколько их? Прочитайте их.

— Прочитайте первую часть рассказа, располагая предложения в правильном порядке.

— Прочитайте второй вопрос плана. О чем рассказывается во второй части текста?

— Прочитайте предложения, которые относятся ко второй части рассказа.

— Прочитайте вторую часть, располагая предложения в правильном порядке.

— Каким предложением заканчивается рассказ? Прочитайте третью часть текста.

— О ком этот рассказ? (О друзьях.)

— Почему они названы верными друзьями? Откуда мы узнали о том, что их можно назвать верными? (Из заглавия.)

— Прочитайте рассказ целиком.

5. Физкультминутка

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.


Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок Ритмично касание пальцев обеих рук




Раз, два, три, четыре, пять Поочередное касание пальцев на обеих руках,

начиная с мизинца
Начинай считать опять: Руки вниз, встряхнуть кистями

Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать.

6. Запись текста

  • О чем надо помнить при записи текста? (Каждую часть текста пишем с красной строки.)

  • Сколько в этом тексте частей?

  • Прочитайте первую часть рассказа. Запишите предло­жения первой части с красной строчки. (Орфографическая диктовка учеников.)

  • Прочитайте вторую часть рассказа. Запишите предло­жения второй части с красной строчки. (Орфографическая диктовка учеников.)

  • Прочитайте последнее предложение. Запишите предло­жение с красной строчки. (Обратить внимание учащихся на постановку знаков препинания.)

Образец:

ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ

Коля болел. Он лежал дома и скучал.

Вдруг1 он увидел шар в окошке. А на шарике рожица нарисо­вана. Прыгает шарик, смешит Колю.

— Спасибо вам, друзья!

(По А. Митту!)

7. Анализ записанного текста. Обобщение

  • Прочитайте записанный рассказ. (Зачитываются 3—4 работы.)

  • Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

  • Назовите признаки этого текста:

тема текста;

—*■ Какова тема текста?

основная мысль;

  • В каких двух предложениях заключается главная мысль всего рассказа? (Вдруг он увидел шар в окошке. Спа­сибо вам, друзья!)

  • Будет ли ясен смысл рассказа, если убрать одно из этих предложений? Почему нет?

заголовок;

— Соответствует ли заголовок содержанию текста?

порядок предложений в тексте;

— Оцените порядок предложений в тексте.

смысловая связь между предложениями;

  • Найдите и прочитайте вслух предложения, в которых есть слова вдруг и а.

  • Эти слова связывают предложения. Какие предложения связывают слово вдруг! Какие предложения связывает словоа?

  • Понравился Вам рассказ?

  • Как вы оцениваете поступок друзей Коли?

  • Вспомните пословицы о дружбе, друзьях.

Друзья познаются в беде.

Добрые дела человека красят.

Без беды друга не узнаешь.

Бой красен мужеством, а приятель — дружеством.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Легче друга потерять, чей найти.

  • Выберите подходящую к основной мысли текста пос­ловицу. В какую часть текста можно добавить пословицу?
    (В концовку текста.) Почему?

  • Запишите пословицу в заключительную часть рассказа.

8. Итог занятия

  • Что называется, текстом?

  • Назовите признаки текста.

  • На какие основные части делится текст?



Он лежал дома и скучал.

Спасибо вам, друзья!

Прыгает шарик, смешит Колю.

Вдруг он увидел шар в окошке.

Коля болел.

А на шарике рожица нарисована























1. Что случилось с Колей?

2. Как порадовали его друзья?

3. Что сказал Коля?