Модуль раздела рабочей программы | Развитие коммуникативной деятельности |
Тема занятия № 9 | Счастье - это когда тебя понимают |
Количество часов на тему: | 1 час |
Цель занятия: | Познакомится с базовыми средствами вербального и невербального общения. |
Задачи: | обучающая: познакомится с базовыми средствами вербального и невербального общения. |
коррекционно - развивающая: развивать у обучающихся умение понимать, что мешает общению |
воспитательная: воспитывать уважительное отношение к мнению других, корректность высказываний. |
Вид деятельности: | ценностно-ориентационная деятельность |
Форма организации деятельности: | фронтальная, индивидуальная. |
Методы | объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый |
Приемы | организационные технические логические |
Материально-дидактическое оснащение занятия | ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация к занятию, ручки, тетради, |
Формируемые УУД: | регулятивные: оценивать, осознавать материал, планировать алгоритм ответа, уметь произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других; мобилизация сил, волевых усилий при преодолении препятствий. |
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
коммуникативные: уметь вступать в контакт с педагогом; уметь выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
личностные: осознать себя, как личность и, одновременно, как члена общества, оценивать свои действия и поступки с точки зрения морали; формировать собственное отношение к полученным знаниям, осознание практической и личностной значимости содержания занятия; оценка эффективности собственной деятельности; стремление следовать социально-одобряемому поведению, быть полезным обществу; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность педагога | Деятельность нейротипичных обучающихся | Деятельность обучающихся с ОВЗ |
1. Организационный этап (5 мин.) Цель этапа: подготовить воспитанников к совместной работе на занятии, создать благоприятную психологическую атмосферу. |
Приветствие. Создание психологического настроя, активизация внимания учащихся. Упражнение «Аплодисменты» -Похлопайте в ладоши те, кто с хорошим настроением начал этот день. -Похлопайте в ладоши те, кто успел сегодня подарить улыбку своим одноклассникам. - Похлопайте в ладошки те, кто получил сегодня узнал что-то интересное. -Похлопайте в ладоши те, кто получил хорошие отметки. -Похлопайте те, кто сегодня ни с кем не ссорился. Давайте вспомним, какие правила, мы выполняем на наших занятиях? | Приветствие. Хлопают в ладоши при ответах Вспоминают самостоятельно правила поведения. | Приветствие Хлопают в ладоши при ответах Вспоминают правила поведения с помощью педагога |
2. Мотивация познавательной деятельности (2 мин.) Цель этапа: стимулировать познавательный интерес и активную позицию воспитанников, определить тему занятия. |
О чем мы говорили на прошлом занятии? (о профессиях) Упражнение «Объясни слова» Слайд № 1 Представьте, что на машине времени вы попали в 18 век, вам нужно объяснить своим новым знакомым, что такое «селфи», «СМС», «интернет». Почему это может не получиться? Поговорим о том всегда ли мы понимаем окружающих людей и что нужно, чтобы достичь этого понимания. Как вы думаете какая тема занятия у нас сегодня? Тема занятия «Счастье - это когда тебя понимают» Слайд № 2 | Отвечают на вопросы. Выдвигают варианты объяснений. Отвечают на вопрос. | Отвечают на вопросы с помощью педагога. Выдвигают варианты объяснений с помощью преподавателя. Отвечают на вопрос. |
3. Актуализация знаний (2 мин.) Цель этапа: оценить исходный уровень информированности группы, актуализация проблемы. Постановка цели и задач занятия на основе темы. |
Сейчас все очень любят общаться виртуально Давайте подумаем, чем похожи и отличаются реальное и виртуальное общение. Может ли виртуальное общение, заменить реальное? Можно ли в виртуальном общении научиться понимать людей? Какие преимущества есть в реальном общении? Какие средства можно использовать в реальном общении и очень сложно в виртуальном? Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы. | Отвечают на вопросы. Выдвигают варианты объяснений. Отвечают на вопросы. | Отвечают на вопросы с помощью педагога. Выдвигают варианты объяснений с помощью преподавателя. Отвечают на вопросы. |
4. Основной этап - информационный. (15 мин.) Цель этапа: усвоение новых знаний и способов действий. |
Упражнение (Слайд № 4) «Что я делаю, если…» Обсудите, как можно сделать в следующих ситуациях (выводятся на слайде) Что я делаю, если я кого-то не выношу Что я делаю, если мне кто-то мешает Что я делаю, если кто-то ко мне пристает Что я делаю, если мне кто-то завидует Что я делаю, если мне нравится девочка Что я делаю, если человек мне помог Обсуждаем варианты действий, Как на это будут реагировать другие люди? Как сделать так, чтобы тебя поняли правильно? Можно сказать словами, можно без слов. Итак, мы сейчас говорили о разных видах общения, выражения своих состояний – вербальных, речевых и невербальных, неречевых. Какие средства невербального общения мы можем использовать? (слайд № 5) Какие новые термины мы видим на слайде? Разбор информации на слайде. Мы говорили о них на занятии про эмоции – мимика, пантомимика, голосовая мимика (слайд 6 из темы эмоции) Они позволяют получить много дополнительной информации, к той которую мы получаем с помощью речи. | Обсуждают ситуации, предлагают варианты, используют разные способы передачи вербальные и невербальные Отвечают на вопросы Вспоминают невербальные средства общения. | Обсуждают ситуации, используют разные способы передачи вербальные и невербальные предлагают варианты с помощью педагога. Отвечают на вопросы Вспоминают невербальные средства общения с помощью педагога. |
| | |
Динамическая пауза (3 мин.) Цель: снятие напряжения, разрядка. |
Педагог предлагает упражнения Для глаз 1.Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. Для общего воздействия 1. И.п. - стойка ноги врозь, 1-руки назад. 2-3 -руки в стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п.- стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 - с поворотом туловища налево " удар " правой рукой вперед. 2 - и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать. Для улучшения мозгового кровообращения 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый. 3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. | Воспитанники выполняют упражнение по инструкции | Воспитанники выполняют упражнение под контролем и с практической помощью педагога. |
Основной этап - аналитико-практический (15 мин.) Цель этапа: закрепление и применение новых знаний и способов действий. |
Давайте посмотрим сюжет «Студент» из журнала «Ералаш» и ответим на вопросы: Какие средства общения использовали девочки, чтобы студент ушел из класса? Как они называются? (невербальные- мимика, пантомимика) Что использовала техслужащая, чтобы ученики начали писать контрольную и перестали списывать? Как называются эти средства? (вокальная мимика, мимика, пантомимика) Почему ей удалось навести порядок? При использовании, каких средств общения можно достичь лучшего результата? Возвращаемся к вопросам, которые были заданы в начале занятия. Может ли виртуальное общение, заменить реальное? Можно ли в виртуальном общении научиться понимать людей? Какие преимущества есть в реальном общении? Какие средства можно использовать в реальном общении и очень сложно в виртуальном? Почему человек счастлив, когда его понимают? Упражнение «Оценка» Выбор смайликов : Желтый – все понравилось, узнал, что-то новое Зеленый - нейтральное отношение, ничего нового не узнал Фиолетовый – занятие не понравилось. Какой способ оценки занятия мы сейчас использовали - вербальный или невербальный? | Отвечают на вопросы Выбирают смайлик, отвечают на вопрос | Отвечают на вопросы с помощью педагога. Выбирают смайлик, отвечают на вопрос |
5. Заключительный этап. Рефлексия (3 мин.) Цель этапа: оценка эффективности занятия, сопоставление результатов работы воспитанников с поставленной целью. |
Педагог предлагает ответить на вопросы- Что нового ты узнал на занятии? Что тебе понравилось на занятии? - Что не понравилось? - В чем испытывали затруднении, почему? - Дайте словесную оценку своей деятельности и деятельности своего соседа (взаимооценивание). Заполняют лист А какой способ мы использовали сейчас? Какой вам понравился больше? | Отвечают по очереди на вопросы. Выставляют себе оценки. | С помощью педагога отвечают на вопросы, ставят оценки |