СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающее занятие. "В мире эмоций"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее занятие. "В мире эмоций"»

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия в условиях инклюзии.

Тема раздела рабочей программы:

Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний.

Тема занятия:

В мире эмоций. Отработка навыков соотнесения телесных ощущений и эмоций.

Количество часов на тему:

1 час

Цель занятия:

Способствовать формированию умения управлять своим эмоциональным состоянием.

Задачи:


обучающая: расширить знания о чувствах и эмоциях.

коррекционно - развивающая: способствовать личностному росту подростков, а именно решению эмоциональных и поведенческих проблем.

воспитательная: сформировать установку на успех и желание сделать самостоятельный шаг в данном направлении.

Вид деятельности:

познавательная деятельность (обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию).

ценностно-ориентационная деятельность (представляет собой процесс формирования отношений к миру, убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей).

игровая

Форма организации деятельности:

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы (классификация Лернера, Скаткина)


объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский

Приемы: (классификация Верзилин, Корсунская)


логические (приёмы интеллектуальной деятельности — например, постановка проблемы, сравнение, обобщение, доказательство).

организационные (эти приёмы помогают педагогу фокусировать внимание учащихся, направлять и контролировать их деятельность. К ним относятся та же беседа или ответ у доски, объяснение задачи, проверка самостоятельной работы).

технические (приёмы, связанные с использованием различного оборудования, средств обучения и материалов, — зарисовки и записи на доске, демонстрация рисунков, схем и наглядных пособий, в том числе мультимедийных.

Материально-дидактическое оснащение занятия

ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация к занятию.

Формируемые УУД:

регулятивные: оценивать, осознавать материал, планировать алгоритм ответа, уметь произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других; мобилизация сил, волевых усилий при преодолении препятствий.

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

коммуникативные: уметь вступать в контакт с педагогом; уметь выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

личностные: осознать себя, как личность и, одновременно, как члена общества, оценивать свои действия и поступки с точки зрения морали; формировать собственное отношение к полученным знаниям, осознание практической и личностной значимости содержания занятия; оценка эффективности собственной деятельности; стремление следовать социально-одобряемому поведению, быть полезным обществу; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.



Структура коррекционно – развивающего занятия.

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность нейротипичных

обучающихся

Деятельность обучающихся с ОВЗ

1. Организационный этап (1 мин.)

Цель этапа: подготовить воспитанников к совместной работе на занятии, создать благоприятную психологическую атмосферу.

Приветствие. Создание психологического настроя, активизация внимания учащихся.

Упражнение «Разведение рук в стороны»

  • Упражнение выполняем сидя. Отведем правую руку в сторону на уровне плеч и сожмём пальцы в кулак. Левую руку с разогнутыми пальцами положим на грудь. Меняем руки. Пальцы рук, которая отведена в сторону, всегда сомкнуты в кулак.

Усложним упражнение:

  • Добавим поочередное движение ног вперед и назад.

  • Каждый раз поворачиваем руку в кулаке так, чтобы большой палец был направлен книзу.

Воспринимают на слух задание и выполняют упражнения.

2. Мотивация познавательной деятельности (2 мин.)

Цель этапа: стимулировать познавательный интерес и активную позицию воспитанников, определить тему занятия.

Почему нужно обращать внимание на чувства людей?

Кто скажет, чем может быть полезна эта тема для подростка?

«Ошибка футболиста»

Я расскажу вам историю одного футбольного матча. За «золото» сражались сборные Италиии и Франции. Капитан французов Зидан забил пенальти. Ровно через 12 минут молодой итальянский защитникМарко Матерацци сравнял счет. 108 – я минута, на табло 1:1. И тут произошло непредсказуемое. Матерацци подбежал к Зидану и крикнул ему какое – то обидные слова. Зидан развернулся и стукнул Матерацци головой в грудь. Понятно, что вскоре его удалили с поля. Без основного пенальтиста французы проиграли, и кубок мира уехал в Италию.

Могли ли французы выиграть? Да, если бы Зидан умел сдерживать свои эмоции (обладал эмоциональным интеллектом). Понятие эмоциональный интеллект ввели ученые из Йельского и Нью – Гемпширского университетов Питер Сэловей, Девид Карузо и Джон Майер. Эмоциональный интеллект – это способность оперировать эмоциональной информацией.

Если бы Зидан владел им и осознавал, что грубость Матерацци – это манипуляция с целью спровоцировать конкурента и вывести его в область неконтролируемых эмоций ( в бизнесе такое случается на переговорах), то смог бы не ответить ему, а вложить свои эмоции в победу.



Анализируют смысл высказывания, выделяют главную мысль. Формулируют тему занятия

Изучать чувства необходимо чтобы:

- уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;

- понимать себя;

- понимать окружающих;

- общаться без конфликтов.

Ученики повторяют тему урока, читают тему на доске.


3. Актуализация знаний (2 мин.)

Цель этапа: оценить исходный уровень информированности группы, актуализация проблемы. Постановка цели и задач занятия на основе темы.

Ребята, кто мне правильно расставит эмоциональные состояния (эмоции, чувства, настроение) по длительности протекания и интенсивности

Эмоция отличается по своей длительности, интенсивности и направленности. Она кратковременна, отражает личное оценочное отношение человека к ситуации. Всегда проявляется, эмоции сложно скрывать. Эмоция движется из головы в тело.

Чувства — это более длительный процесс, имеют тесную эмоциональную связь с объектом. Всегда осознаются и не обязательно проявляются. Чувство возникает сначала в теле и оттуда движется к голове.

Настроение — это продолжительный процесс, устойчивый, с низкой интенсивностью, который выражает отношение человека к жизненной ситуации в целом. Настроение зависит от многих факторов внутренних или внешних.

Подростки выполняют задания.

Подростки выполняют задание с помощью педагога.


4. Основной этап - информационный. (15 мин.)

Цель этапа: усвоение новых знаний и способов действий.

Ребята, что входит в эмоциональный интеллект? Кто скажет?

Эмоциональный интеллект предполагает не только умение контролировать эмоции, но и понимание своих эмоций и эмоций других людей.

На доске делается следующая запись:

- умеет успокоиться после огорчения;

- проявляет только положительные эмоции;

- никогда не дерзит родителям (педагогам).

Задание: нужно найти утверждение, которое имеет отношение к эмоциональному интеллекту.

Затем проводится обсуждение.

В повседневной жизни эмоции нередко управляют нами, нашими поступками. Под влиянием эмоций мы вступаем в конфликты, делаем или не делаем выбор, придаем большое значение одним моментам своей жизни и игнорируем другие.

При этом мы не всегда осознаем, какие именно чувства и смыслы мотивируют наши действия. Осознание своих чувств и понимание почему они возникли имеют решающее значение в вопросах построения отношений, карьеры, успешности в жизни.
Тренировка эмоционального самоанализа

Одним из способов тренировки эмоционального самоанализа является методика ABCDE, разработанная Альбертом Эллисом.
Согласно этой методике, человек должен:

- описать деструктивные чувства (С), возникающие у него;

- описать саму ситуацию (А);

- постараться осознать автоматические мысли - убеждения (В). То как он привык думать в подобных ситуациях;

- подвергнуть эти убеждения сомнению (D);

- закрепить новое восприятие прежней ситуации (Е).

Есть и более простой способ. Когда вы испытали сильные эмоции, задайте себе вопрос: что именно задело меня в этой ситуации?

Прокрутите еще раз ситуацию мысленно, прислушайтесь к своим чувствам и ощущениям. Не торопитесь.

Через некоторое время, иногда очень быстро, вы осознаете, что из произошедшего вызвало у вас эмоциональную реакцию: может, это была какая-то фраза или интонация, упоминание о каких-то событиях или фактах и.т.д.

Теперь задайте себе следующий вопрос: какое значение, какой смысл имеет для меня вот эта фраза, эта интонация, этот факт? Здесь опять же не нужен логический анализ. Главное – прислушаться к своим чувствам и ощущениям. И через некоторое время у вас появится ответ.

Умение понимать смысл и значение своих эмоциональных реакций во многих случаях само по себе может принести большое облегчение, и может быть отправным пунктом в дальнейшей работе над собой.

Если в вашей жизни вы сталкиваетесь с повторяющимися ситуациями, которые вызывают у вас сильные чувства, влияют на ваше настроение или поступки, вы тоже можете прибегнуть к эмоциональному самоанализу: возможно и вам он принесет пользу.

Подростки отвечают на вопросы.

Подростки отвечают на вопросы с помощью наводящих вопросов..

Динамическая пауза (1 мин.)

Цель: снятие напряжения, разрядка.

Упражнение «Начертание кругов и похлопывания себя руками»

  • Похлопываем себя правой рукой по голове.

  • Одновременно ладонью левой руки чертим круги на груди.

  • Меняем руки: похлопываем левой рукой по голове и делаем круги правой.

Усложним упражнение:

  • Поднимаем одновременно оба колена.




Основной этап - аналитико-практический (20 мин.)

Цель этапа: закрепление и применение новых знаний и способов действий.

Упражнение «Профессии»

Педагог по очереди называет профессии.

Список профессий:

- разработчик сайтов;

- бухгалтер;

- руководитель;

- рекламщик;

- артист;

- адвокат;

- журналист;

- космонавт;

- дипломат;

- врач;

- архивист;

- дрессировщик;

- агроном.

Подростки определяют, влияет ли эмоциональный интеллект на эффективность работы представителей предложенных профессий. Обосновывают свое мнение.


Подростки работают с карточками. Они рисуют стрелки от названия профессии к картинке, где изображены эмоции (эмоциональный интеллект). Тем самым определяют, влияет ли эмоциональный интеллект на эффективность работы представителей предложенных профессий. Поясняют свой выбор.

Организует проверку индивидуальных заданий

Упражнение «Парк развлечений»

Ребята, представьте, что вы отправились в парк развлечений. И подумайте, какие эмоции вам хотелось бы испытать и какие аттракционы попробовать. Желающие рассказывают классу о выбранных аттракционах. Можно придумать свои варианты или выбрать из списка:

- комната смеха;

- американские горки;

- аэротруба (полная имитация свободного падения);

- башня свободного падения (башня на которую нанизан тор с местами для пассажиров; они поднимаются на высоту около 30 метров, а затем происходит свободное падение тора, где начинают работать резиновые амортизационные шнуры, тормозящие движение.

Упражнение «Олигархи»

Соревнуются двое подростков. Им завязывают глаза и дают по чайной ложке. Между ними (примерно в полуметре от каждого) располагают тарелку, наполненную мелкими монетами. По команде ведущего подростки начинают перекладывать ложками монетки из тарелки каждый в свою кучку на столе. Когда монетки закончатся, деньги в кучках пересчитываются. Побеждает тот, кто соберет больше денег.

Упражнение «Два подсказчика»

Водящий выходит в коридор. За это время в классе прячется какой то предмет и выбираются два подсказчика. Один из них будет подсказывать правильно, другой – неправильно. Когда водящий входит, они начинают подсказывать ему, используя слова «холодно – горячо». Игра заканчивается, когда предмет будет найден. После этого водящий рассказывает о том, как он выбирал, кому поверить, и каким образом он все же принял решение и смог найти предмет.

При повторении игры можно выбрать двух водящих, которые будут искать один и тот же предмет. Выигрывает тот, кто найдет его первым.



Подростки выполняют задание и высказывают свое мнение.









Подростки выполняют все требования. Завязывают глаза.





Подростки участвуют в игре, ищут спрятанный предмет, делятся впечатлениями. По очереди комментируют...



Подростки рассказывают свой опыт посещения аттракционов, делятся впечатлениями.







Глаза не завязывают.

Воспитанники участвуют в предложенной игре.





Подростки участвуют в игре, ищут спрятанный предмет, делятся впечатлениями. По очереди комментируют...




5. Заключительный этап. Рефлексия (4 мин.)

Цель этапа: оценка эффективности занятия, сопоставление результатов работы воспитанников с поставленной целью.

Упражнение «Барометр настроения».

Педагог предлагает подойти к барометру настроения и выбрать (нарисовать) тот смайлик, который соответствует его настроению.

Подростки выбираю подходящий смайлик и поясняют свой выбор.

Подростки выбираю подходящий смайлик и поясняют свой выбор.