СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающееся занятие "Я и ты"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство со способами саморегуляции поведения.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающееся занятие "Я и ты"»

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия в условиях инклюзии.

Модуль раздела рабочей программы

Развитие коммуникативной деятельности

Тема занятия № 11

Я и ты

Количество часов на тему:

1 час

Цель занятия:

Знакомство со способами саморегуляции поведения.

Задачи:


обучающая: познакомится со способами саморегуляции поведения в процессе учебного сотрудничества

коррекционно - развивающая: развивать у обучающихся умение располагать к себе окружающих людей

воспитательная: воспитывать уважительное отношение к мнению других, корректность высказываний.

Вид деятельности:


ценностно-ориентационная деятельность

Форма организации деятельности:

фронтальная, индивидуальная.

Методы


объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Приемы


организационные

технические

логические

Материально-дидактическое оснащение занятия

ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация к занятию, ручки, тетради, цветные карандаши, шаблоны с готовыми рисунками ежика, игрушка-сердце.

Формируемые УУД:

регулятивные: оценивать, осознавать материал, планировать алгоритм ответа, уметь произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других; мобилизация сил, волевых усилий при преодолении препятствий.

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

коммуникативные: уметь вступать в контакт с педагогом; уметь выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

личностные: осознать себя, как личность и, одновременно, как члена общества, оценивать свои действия и поступки с точки зрения морали; формировать собственное отношение к полученным знаниям, осознание практической и личностной значимости содержания занятия; оценка эффективности собственной деятельности; стремление следовать социально-одобряемому поведению, быть полезным обществу; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.



Структура коррекционно – развивающего занятия.

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность нейротипичных

обучающихся

Деятельность обучающихся с ОВЗ

1. Организационный этап (5 мин.)

Цель этапа: подготовить воспитанников к совместной работе на занятии, создать благоприятную психологическую атмосферу.

Приветствие. Создание психологического настроя, активизация внимания учащихся.

Упражнение «Аплодисменты»

-Похлопайте в ладоши те, кто с хорошим настроением начал этот день.

-Похлопайте в ладоши те, кто успел сегодня подарить улыбку своим одноклассникам.

- Похлопайте в ладошки те, кто получил сегодня узнал что-то интересное.

-Похлопайте в ладоши те, кто получил хорошие отметки.

-Похлопайте те, кто сегодня ни с кем не ссорился.

Давайте вспомним, какие правила, мы выполняем на наших занятиях?


Приветствие.


Хлопают в ладоши при ответах









Вспоминают самостоятельно правила поведения.


Приветствие


Хлопают в ладоши при ответах










Вспоминают правила поведения с помощью педагога

2. Мотивация познавательной деятельности (2 мин.)

Цель этапа: стимулировать познавательный интерес и активную позицию воспитанников, определить тему занятия.

О чем мы говорили на прошлом занятии?

(о правилах привлечения к себе людей, аттракции)

Сколько правил аттракции мы узнали?

Назовите эти правила?



Отвечают на вопросы.










Отвечают на вопросы с помощью педагога.






3. Актуализация знаний (2 мин.)

Цель этапа: оценить исходный уровень информированности группы, актуализация проблемы. Постановка цели и задач занятия на основе темы.

Чтение басни Крылова «Лебедь, рак и щука»

Басня Крылова Лебедь, Щука и Рак

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.


Почему не удалось сдвинуть воз с места?


Определите тему нашего занятия?


Тема «Я и ты», сегодня мы будем разговаривать о сотрудничестве

Цель- начать обучаться сотрудничеству с другими людьми





.









Отвечают на вопросы.


Выдвигают варианты объяснений


Записывают тему занятия в тетради


Выдвигают варианты цели занятия













Отвечают на вопросы с помощью педагога.

Выдвигают варианты объяснений



Записывают тему урока в тетради.

Выдвигают варианты цели занятия

4. Основной этап - информационный. (15 мин.)

Цель этапа: усвоение новых знаний и способов действий.


У каждого, есть какие – то качества, мешающие ему общаться. Их можно назвать «колючками» по аналогии с шиповником или ежиком, о колючки которых можно уколоться, если его потрогать.

Так же и люди, общаясь, сотрудничая, могут «уколоться» друг о друга.

Перечислите возможные человеческие «колючек», например: невыдержанность , болтливость, предательство, стремление быть всегда первым, лживость, драчливость, агрессивность, ворчливость, угрюмость, молчаливость и.т.д.


А у вас имеются такие «колючки» ?

Давайте сейчас нарисуем свои собственные «колючки» на шаблоне «Ежик».

Выдаются шаблоны и учащиеся записывают свои колючки. (Выдаются карточки, которые они заполняли на первом занятии для помощи)


Кто хочет поделиться своими колючками


А как мы можем справиться со своими «колючками»?

Давайте попробуем изготовить «выключатель колючек».

(Раздаются готовые заготовки для изготовления знака «Стоп»)

Это кружок с каймой, внутри которого большими буквами написано «СТОП». Можно положить его в карман. Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо, проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармана, где лежит знак «СТОП», или просто представить его.

Кайму следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зеленый, золотистый, оранжевый) и подобрать соответствующий цвет к слову «СТОП». Например, к синей кайме подойдет «СТОП» оранжевого или золотого цвета, к голубой – зеленого.




Отвечают на вопрос












Отвечают на вопросы.



Записывают свои колючки на рисунке



По желанию рассказывают о своих «колючках».








Рисуют «выключатель колючек» знак -«Стоп», раскрашивают








Отвечают на вопрос с помощью педагога.












Отвечают на вопросы с помощью педагога


Записывают свои колючки на рисунке



По желанию рассказывают о своих «колючках».








Рисуют «выключатель колючек»-знак «Стоп» с помощью педагога.







Динамическая пауза (3 мин.)

Цель: снятие напряжения, разрядка.

Педагог предлагает упражнения

Для глаз

1.Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

Для общего воздействия

1. И.п. - стойка ноги врозь, 1-руки назад. 2-3 -руки в стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


2. И.п.- стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 - с поворотом туловища налево " удар " правой рукой вперед. 2 - и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.

Для улучшения мозгового кровообращения

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.


3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.




Воспитанники выполняют упражнение по инструкции



Воспитанники выполняют упражнение под контролем и с практической помощью педагога.

Основной этап - аналитико-практический (15 мин.)

Цель этапа: закрепление и применение новых знаний и способов действий.

А сейчас познакомимся с еще несколькими упражнениями, которые помогут нам справится со своими колючками.

Регуляция дыхания - дыхание обладает большим потенциалом в сфере регулирования человекам своего состояния.

Упражнение «Посчитав до десяти я и решил…»


Концентрация – счет до 10 – закрыть глаза, медленно сосчитать до 10.

В каких ситуациях можно использовать данный способ? – злости, раздражения, хочется нагрубить, этот способ позволяет успокоиться)


Вдыхаем приятные образы: цветок, море, лес, водопад, озеро, облако, радуга. Выдыхаем напряжение, усталость, печаль, негатив.

В каких ситуациях можно использовать данный способ? – плохое настроение, обиделся, устал; способ снимает напряжение, настраивает на позитив)


Упражнение «Пяточки».

Носки ног максимально потянуть к коленям (покажите пяточки), на выдохе – опустить.

Упражнение «Бяка-Бука».

Наморщить лоб, нос, свести глаза в «кучу» на вдохе, на выдохе вернуться в обратное положение.

Упражнение « Буратино». На вдохе улыбнуться максимально широко (улыбка Буратино) , на выдохе - губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух со звуками: «У- тю – тю –тю—тю»дети!!!!!!!


Упражнение: «Я желаю тебе……» сердечко (символ слова)

Обучающиеся встают в круг и передают сердечко и говорят пожелания.

Домашнее задание

Сегодня мы с вами говорили о наших колючках, которые мешают общаться и сотрудничать. К следующему занятию вы должны подумать о своих качествах, которые могут притягивать к вам людей. Назовем их «Магнитики» , пообщайтесь со своими товарищами и постарайтесь определить какие у вас есть магнитики






Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.






Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

5. Заключительный этап. Рефлексия (3 мин.)

Цель этапа: оценка эффективности занятия, сопоставление результатов работы воспитанников с поставленной целью.



Оцените занятие, выберите смайлик!


Педагог предлагает ответить на вопросы-

Что нового ты узнал на занятии?

Что тебе понравилось на занятии?

- Что не понравилось?

- В чем испытывали затруднении, почему?

- Дайте словесную оценку своей деятельности и деятельности своего соседа (взаимооценивание).

Заполняют лист

А какой способ мы использовали сейчас?


Какой вам понравился больше?


Выбирают смайлик из корзинки


Отвечают по очереди на вопросы. Выставляют себе оценки.


Выбирают смайлик из корзинки



С помощью педагога отвечают на вопросы, ставят оценки