Модуль раздела рабочей программы | Развитие коммуникативной деятельности |
Тема занятия № 11 | Я и ты |
Количество часов на тему: | 1 час |
Цель занятия: | Знакомство со способами саморегуляции поведения. |
Задачи: | обучающая: познакомится со способами саморегуляции поведения в процессе учебного сотрудничества |
коррекционно - развивающая: развивать у обучающихся умение располагать к себе окружающих людей |
воспитательная: воспитывать уважительное отношение к мнению других, корректность высказываний. |
Вид деятельности: | ценностно-ориентационная деятельность |
Форма организации деятельности: | фронтальная, индивидуальная. |
Методы | объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый |
Приемы | организационные технические логические |
Материально-дидактическое оснащение занятия | ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация к занятию, ручки, тетради, цветные карандаши, шаблоны с готовыми рисунками ежика, игрушка-сердце. |
Формируемые УУД: | регулятивные: оценивать, осознавать материал, планировать алгоритм ответа, уметь произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других; мобилизация сил, волевых усилий при преодолении препятствий. |
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
коммуникативные: уметь вступать в контакт с педагогом; уметь выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении. |
личностные: осознать себя, как личность и, одновременно, как члена общества, оценивать свои действия и поступки с точки зрения морали; формировать собственное отношение к полученным знаниям, осознание практической и личностной значимости содержания занятия; оценка эффективности собственной деятельности; стремление следовать социально-одобряемому поведению, быть полезным обществу; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность педагога | Деятельность нейротипичных обучающихся | Деятельность обучающихся с ОВЗ |
1. Организационный этап (5 мин.) Цель этапа: подготовить воспитанников к совместной работе на занятии, создать благоприятную психологическую атмосферу. |
Приветствие. Создание психологического настроя, активизация внимания учащихся. Упражнение «Аплодисменты» -Похлопайте в ладоши те, кто с хорошим настроением начал этот день. -Похлопайте в ладоши те, кто успел сегодня подарить улыбку своим одноклассникам. - Похлопайте в ладошки те, кто получил сегодня узнал что-то интересное. -Похлопайте в ладоши те, кто получил хорошие отметки. -Похлопайте те, кто сегодня ни с кем не ссорился. Давайте вспомним, какие правила, мы выполняем на наших занятиях? | Приветствие. Хлопают в ладоши при ответах Вспоминают самостоятельно правила поведения. | Приветствие Хлопают в ладоши при ответах Вспоминают правила поведения с помощью педагога |
2. Мотивация познавательной деятельности (2 мин.) Цель этапа: стимулировать познавательный интерес и активную позицию воспитанников, определить тему занятия. |
О чем мы говорили на прошлом занятии? (о правилах привлечения к себе людей, аттракции) Сколько правил аттракции мы узнали? Назовите эти правила? | Отвечают на вопросы. | Отвечают на вопросы с помощью педагога. |
3. Актуализация знаний (2 мин.) Цель этапа: оценить исходный уровень информированности группы, актуализация проблемы. Постановка цели и задач занятия на основе темы. |
Чтение басни Крылова «Лебедь, рак и щука» Басня Крылова Лебедь, Щука и Рак Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там. Почему не удалось сдвинуть воз с места? Определите тему нашего занятия? Тема «Я и ты», сегодня мы будем разговаривать о сотрудничестве Цель- начать обучаться сотрудничеству с другими людьми | . Отвечают на вопросы. Выдвигают варианты объяснений Записывают тему занятия в тетради Выдвигают варианты цели занятия | Отвечают на вопросы с помощью педагога. Выдвигают варианты объяснений Записывают тему урока в тетради. Выдвигают варианты цели занятия |
4. Основной этап - информационный. (15 мин.) Цель этапа: усвоение новых знаний и способов действий. |
У каждого, есть какие – то качества, мешающие ему общаться. Их можно назвать «колючками» по аналогии с шиповником или ежиком, о колючки которых можно уколоться, если его потрогать. Так же и люди, общаясь, сотрудничая, могут «уколоться» друг о друга. Перечислите возможные человеческие «колючек», например: невыдержанность , болтливость, предательство, стремление быть всегда первым, лживость, драчливость, агрессивность, ворчливость, угрюмость, молчаливость и.т.д. А у вас имеются такие «колючки» ? Давайте сейчас нарисуем свои собственные «колючки» на шаблоне «Ежик». Выдаются шаблоны и учащиеся записывают свои колючки. (Выдаются карточки, которые они заполняли на первом занятии для помощи) Кто хочет поделиться своими колючками А как мы можем справиться со своими «колючками»? Давайте попробуем изготовить «выключатель колючек». (Раздаются готовые заготовки для изготовления знака «Стоп») Это кружок с каймой, внутри которого большими буквами написано «СТОП». Можно положить его в карман. Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо, проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармана, где лежит знак «СТОП», или просто представить его. Кайму следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зеленый, золотистый, оранжевый) и подобрать соответствующий цвет к слову «СТОП». Например, к синей кайме подойдет «СТОП» оранжевого или золотого цвета, к голубой – зеленого. | Отвечают на вопрос Отвечают на вопросы. Записывают свои колючки на рисунке По желанию рассказывают о своих «колючках». Рисуют «выключатель колючек» знак -«Стоп», раскрашивают | Отвечают на вопрос с помощью педагога. Отвечают на вопросы с помощью педагога Записывают свои колючки на рисунке По желанию рассказывают о своих «колючках». Рисуют «выключатель колючек»-знак «Стоп» с помощью педагога. |
| | |
Динамическая пауза (3 мин.) Цель: снятие напряжения, разрядка. |
Педагог предлагает упражнения Для глаз 1.Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. Для общего воздействия 1. И.п. - стойка ноги врозь, 1-руки назад. 2-3 -руки в стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п.- стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 - с поворотом туловища налево " удар " правой рукой вперед. 2 - и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать. Для улучшения мозгового кровообращения 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый. 3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. | Воспитанники выполняют упражнение по инструкции | Воспитанники выполняют упражнение под контролем и с практической помощью педагога. |
Основной этап - аналитико-практический (15 мин.) Цель этапа: закрепление и применение новых знаний и способов действий. |
А сейчас познакомимся с еще несколькими упражнениями, которые помогут нам справится со своими колючками. Регуляция дыхания - дыхание обладает большим потенциалом в сфере регулирования человекам своего состояния. Упражнение «Посчитав до десяти я и решил…» Концентрация – счет до 10 – закрыть глаза, медленно сосчитать до 10. В каких ситуациях можно использовать данный способ? – злости, раздражения, хочется нагрубить, этот способ позволяет успокоиться) Вдыхаем приятные образы: цветок, море, лес, водопад, озеро, облако, радуга. Выдыхаем напряжение, усталость, печаль, негатив. В каких ситуациях можно использовать данный способ? – плохое настроение, обиделся, устал; способ снимает напряжение, настраивает на позитив) Упражнение «Пяточки». Носки ног максимально потянуть к коленям (покажите пяточки), на выдохе – опустить. Упражнение «Бяка-Бука». Наморщить лоб, нос, свести глаза в «кучу» на вдохе, на выдохе вернуться в обратное положение. Упражнение « Буратино». На вдохе улыбнуться максимально широко (улыбка Буратино) , на выдохе - губы сделать трубочкой и выдохнуть воздух со звуками: «У- тю – тю –тю—тю»дети!!!!!!! Упражнение: «Я желаю тебе……» сердечко (символ слова) Обучающиеся встают в круг и передают сердечко и говорят пожелания. Домашнее задание Сегодня мы с вами говорили о наших колючках, которые мешают общаться и сотрудничать. К следующему занятию вы должны подумать о своих качествах, которые могут притягивать к вам людей. Назовем их «Магнитики» , пообщайтесь со своими товарищами и постарайтесь определить какие у вас есть магнитики | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. |
5. Заключительный этап. Рефлексия (3 мин.) Цель этапа: оценка эффективности занятия, сопоставление результатов работы воспитанников с поставленной целью. |
Оцените занятие, выберите смайлик! Педагог предлагает ответить на вопросы- Что нового ты узнал на занятии? Что тебе понравилось на занятии? - Что не понравилось? - В чем испытывали затруднении, почему? - Дайте словесную оценку своей деятельности и деятельности своего соседа (взаимооценивание). Заполняют лист А какой способ мы использовали сейчас? Какой вам понравился больше? | Выбирают смайлик из корзинки Отвечают по очереди на вопросы. Выставляют себе оценки. | Выбирают смайлик из корзинки С помощью педагога отвечают на вопросы, ставят оценки |