СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение.

Эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Подвижная игра способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.

В подвижных играх используются естественные движения: ходьба, бег, лазанье,  прыжки, упражнения с мячом. Во время игры дети с интересом выполняют то, что вне игры кажется трудным для них, а в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей ограниченными возможностями здоровья»

Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)

 

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение.

Эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Подвижная игра способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.

В подвижных играх используются естественные движения: ходьба, бег, лазанье, прыжки, упражнения с мячом. Во время игры дети с интересом выполняют то, что вне игры кажется трудным для них, а в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы.

При подготовке к проведению подвижных игр педагог должен учитывать следующие моменты:

• содержание и сюжет игры

• содержание игр должно корректировать двигательные нарушения, укреплять весь организм

• в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность творчество и фантазию ребенка.

Любой игре предшествует объяснение, которое дается в следующей последовательности:

название игры;

роли играющих и их расположение на игровой площадке;

правила и ход игры;

определение победителя.

Таким образом, в организации и методике проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов подготовки.

- Выбор игры

 -  Подготовка места для игры

- Подготовка инвентаря. 

- Разметка площадки. 

- Расстановка играющих. 

- Объяснение правил и хода игры

 - Назначение водящих

- Распределение по командам. 

- Судейство

- Дозировка нагрузки. 

- Окончание игры

- Подведение итогов. 

 Игротека 

«Повтори за мной»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции; накопление количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Дети стоят полукрутом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним. 

Варианты

Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем, асимметричные движения (правая рука вверх, левая вперед) и т. д.

Ведущий одновременно с показом движения называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают. Ведущий проговаривает движение (руки вверх), а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимания на его сбивающие команды.

   4. На каждое движение  ведущий называет  слово (например, ручка, самолет,  мяч, воробей и  т.д.). Дети должны  выполнять только  те движения, которые  сопровождаются названиями  летающего предмета (воробей,  самолет).

   Методические  указания. Во время игры ведущему необходимо следить за тем, чтобы все дети видели его одинаково хорошо.

 

«Фотограф»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Оптимальное количество игроков — 5—10.

Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).

Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4—5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.

Варианты

Увеличить количество предметов,

Уменьшить время запоминания предметов.

Убрать два предмета.

Методические указания. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.

«Узнай по описанию»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков 8—12.

Инвентарь: повязки на глаза.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук — ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может  узнать другого ребенка  при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его  по голосу.

Методические  указания. Следует позаботиться о  том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с  завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.

«Едем на прогулку в зоопарк»

Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.

Количество игроков — 8—15.

Инвентарь: обруч или мел.

Инструкция. Дети выбирают себе роль какого-либо животного. Для самых младших детей роли назначает воспитатель. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» — в обруч или круг, нарисованный на полу (земле). В клетке может быть и несколько зверей — обезьяны, зайцы, гуси и т.д.

  Незанятые дети встают за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся  в «поезд», и «едут на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь  живет в этой клетке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так — от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.

Вариант: по дороге домой дети поют песенку:

Вот поезд наш едет, гудит паровоз. Далеко, далеко ребят он повез. Уу-уу-уу-уу-уу.

   Но  вот остановка, дети останавливаются, произнося «ш-ш-ш», опускают руки и спокойно ходят (бегают) во время остановки поезда, собирают цветы на поляне (наклоняются, приседают). По сигналу все бегут, чтобы не опоздать на поезд, и становятся в колонну, вновь изображая вагоны: ходят, высоко поднимая колени, и поют куплет.

Методические  указания. Эту игру можно повторить 2—3 раза.

«Не попадись!»

Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).

Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос. Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, Что же будет?

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пес» вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

Методические указания. Эта игра отличается большой интенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.

«Кто быстрей»

   Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.

Варианты

Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например, «Дотронься до... круглого», «Дотронься до... маленького!»

Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т.д., например , «Дотронься до... красного квадратного!»

Дети могут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.

Методические указания. Ведущему следует давать детям только те задания, которые реально осуществимы, то есть предметы должны находиться в поле зрения играющих.

«Математики»

Цель: развитие элементарных математических представлений, умения ориентироваться в пространстве, организованности.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно передвигаются по поляне или игровой площадке. Ведущий объясняет: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроиться все вместе в цифру 1 (2, 3, 4 и т.д.)». Дети выполняют задание.

Варианты

1. Дети располагаются по заранее нарисованным на полу цифрам.

Если дети быстро справляются с заданием, можно считать быстрее, таким образом сокращая время построения.

Ведущий услоэ/спяет задание: «Пока я буду считать до 10, вы произведете в уме сложение (вычитание) и все вместе выстроите цифру — ответ. Например: 1+1,2- 1». Дети должны построить цифры 2, 1.

Методические указания. Первую игру нужно сделать пробной, объяснив и подробно показав все действия.

«Буквоешки»

Цель: разучивание букв, слогов, слов; развитие у детей быстроты реакции, памяти.

Количество игроков 8—10.

Инвентарь: два стенда с крючками, карточки с петлями с изображением букв алфавита.

Инструкция. Дети делятся на две команды. По сигналу ведущего первые игроки каждой команды подбегают к стенду, в нижней части которого расположены «буквы». Выбирают первую букву алфавита — А — и вывешивают ее на стенде. Затем бегом возвращаются к своей команде. Вторые игроки делают то же самое, но вывешивают уже вторую букву алфавита — Б — и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету и совершившая меньше ошибок.

Варианты

Вместо беги можно выполнять какие-либо другие задания.

В начале эстафеты каждой команде выдают по набору букв (например, д, а, ш, я). Дети, посовещавшись, вместе должны составить из полученных букв слово, распределить буквы между собой и построиться. Когда обе команды будут готовы, начинается эстафета. Каждая команда должна вывесить свое слово на стенде.

Методические  указания

Каждый из предложенных вариантов игры должен быть сориентирован на тот возраст, для которого игра доступна.

В первом варианте, при игре с выстраиванием алфавита, возможна помощь детей и ведущего. Все вслух хором проговаривают очередную букву, а игрок должен ее найти.

«Рыбалка»

Цель: развитие быстроты реакции, равновесия, способности детей к звукоподражанию. Количество игроков 6-14.

Инвентарь: подвижная опора (бревно), обруч.

Количество игроков 10—15.

Инструкция. Двое игроков — «рыбаки» — берут друг друга за руки, образуя «невод». Все остальные — «рыбки». «Рыбаки» ловят «неводом» «рыбок». Пойманные дети берутся с «рыбаками» за руки, увеличивая «невод». Игра продолжается до тех пор, пока не останутся две непойманные «рыбки». Они — победители.

Инструкция. На одной стороне площадки на бревне стоят дети. Это «воробушки» на «жердочках». В стороне сидит игрок — «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!» Воробушки спрыгивают с жердочек и, расправляя крылья и чирикая (чив-чив-чив), разлетаются во все стороны. По сигналу «Кот идет!» «кот», мяукая, ловит «воробушков». Спастись от «кота» можно, только запрыгнув на свою жердочку. Выигрывает тот «воробушек», который ни разу не попался в лапы «кота».

Варианты

Вместо бревна можно использовать обруч, встав в пего на одну ногу.

«Воробушки» могут не просто летать по площадке, а «купаться» или «клевать крошки» в заранее отмеченных местах, располоэ/сепных очень близко к спящему «коту».

Методические указания

Игру следует повторять несколько раз. «Котом» (водящим) становится самый ловкий и быстрый «воробушек».

Эту игру особенно любят дошкольники и дети младших классов.

«Рыбки»

Цель: улучшение координации движений, формирование способности вести совместные действия с партнером, развитие точности движений Вариант: та же игра, по с речитативом, который произносят «рыбаки», до того, как начнут ловить «рыбок»:

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка-рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.

Во время речитатива «рыбки» плавают, выполняя различные плавные движения руками. После слов «Мы хотим тебя поймать» «рыбки» разбегаются по поляне, а «рыбаки» ловят их.

Методические указания

Нельзя ловить «разорванным неводом», то есть расцеплять руки.

«Рыбаки» не должны хватать «рыбок» за руки или за одежду.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!