Кто-то когда-то должен ответить, высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое трудные дети? Вечный вопрос или больной нарыв?
Вот он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружиной, отчаялся он
С миром оборваны тонкие нити, словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти: поздно заметил и поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли!
Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие технологии учителя-дефектолога с детьми с ЗПР.»
Коррекционно-развивающие технологии учителя дефектолога с детьми с ЗПР. (к психолого-педагогическому семинару) Подготовлено: методистом Гречишкиной Е.А. 25.09.2018г.
КГУ КППК г.Риддера УО ВКО
Об особенных детях
Кто-то когда-то должен ответить, высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое трудные дети? Вечный вопрос или больной нарыв?
Вот он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружиной, отчаялся он
С миром оборваны тонкие нити, словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти: поздно заметил и поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли!
Задержка психического развития
- является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания.
- Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
- Понятие ЗПР является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. Причины такого отставания можно разбить на 2 группы:
медико-биологические
и социально-психологические причины.
Типы задержки:
- 1. ЗПР конституционального
- происхождения
- 2. ЗПР соматогенного происхождения
- 3. ЗПР психогенного происхождения
- 4. ЗПР церебрально-органического
- происхождения
ЧТО СТРАДАЕТ ?
- 1. Эмоционально-волевая сфера
- 2. Внимание
- 3. Восприятие
- 4. Память
- 5. Проблемы речи
- 6. Мышление
Цели и задачи коррекционно-развивающего обучения детей ЗПР
- Дети с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении. Необходимо учитывать к ним нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям с нормальным развитием.
Задачи коррекционно-развивающего обучения:
- обеспечить своевременное выявление детей с образовательными затруднениями;
- осуществить комплексный (психолого-медико-педагогический) подход в коррекционно-развивающей деятельности, проводить индивидуальную коррекцию развития детей с ЗПР,
- оказывать помощь семье в коррекционно-развивающем процессе;
- осуществлять сотрудничество с учреждениями социокультурной среды для повышения эффективности коррекционно-развивающей деятельности.
ТЕХНОЛОГИИ коррекционно-развивающего обучения:
- - информационно-коммуникационные;
- - дистанционно-образовательные;
- - психокоррекционные (арт-терапия и др.);
- - технологии с использованием нетрадиционных приемов (ароматерапия);
- - здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и прочие).
Здоровье-сберегающие технологии:
- Упражнения на развитие ориентации в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, развивает внимание, кинетическую память.
- Дыхательная гимнастика - стимулирует работу мозга, регулирует нервно - психические процессы, хорошо сочетается с физкультурными минутками в виде «Динамических запоминалок», при этом обязательно учитывается модальность детей (двигательная память).
- Элементы цветотерапии и элементы музыкотерапии . Использование цветовой гаммы и музыки на коррекционно-развивающих занятиях могут способствовать успокоению, либо активизации ребенка.
Здоровье-сберегающие технологии:
- Зрительная гимнастика - снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.
- Упражнения на релаксацию – снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата, хорошо сочетаются с артикуляционной гимнастикой.
- Мимическая гимнастика способствует эмоциональному развитию и расслаблению мимических мышц.
Коррекционные технологии :
В работе используются специальные кор-нные технологии:
- - коррекционно-развивающие;
- - коррекционно-образовательные;
Различные формы и методы организации занятий и применяю ИКТ (диски по системе Монтессори). При выполнении заданий ребенку оказываю помощь. Для каждого воспитанника с ОПП выбирается оптимальный темп деятельности. Во время занятия вселяю в ребёнка уверенность, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Игровые технологии :
Игровые технологии для нас очень важны и приемлемы.
Мне хочется подтвердить словами Ш. Амонашвили: «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами обучения».
Спасибо за внимание!