КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Внимание
Сравни картинки
Ребенку предлагается две картинки. Задание: сравни две картинки. Что нарисовано не так?
Лабиринты
Ребенку предлагаются различные запутанные лабиринты. Задание: дойти до конца.
Найди одинаковые
Ребенку предлагаются картинки, на которых он должен найти одинаковые изображения.
Повторение чисел
Ребенку предлагается ряд чисел (1,2,3…). Задание: повтори за мной счет сначала в прямом, а потом в обратном порядке начиная, например, с трех.
Найди похожие картинки
Ребенку предлагается картинка, на которой по-разному раскрашен один и тот же предмет. Задание: найди одинаковые предметы.
Повторение фраз
Ребенку предлагают фразы с различным количеством слов. Задание: повтори за мной фразу.
Спрятанные предметы
Ребенку предлагается карточка на которой изображены картинки, как бы спрятанные одна в другую. Задание: что ты видишь? (обведи спрятанные предметы)
Маркировка
Ребенку предлагают геометрические фигуры с определенным знаком. Задание: поставь знаки в фигурах.
Подчеркни
Ребенку предлагаются карточки с изображением различных предметов. Задание: подчеркни предмет по определенному признаку.
Мышление
Наглядно-образное:
Разрезные картинки – развитие умения синтезировать из частного в общее.
Ребенку предлагается серия разрезных картинок (бабочка, чайник, мяч, домик). Задание: сложить целую картинку.
Задание с палочками
Убери две палочки так, чтобы остался треугольник;
Составь домик из шести палочек, а затем переложи две палочки, чтобы получился флажок;
Убери три палочки, чтобы осталось три таких же квадрата
и пр.
Кубики Косса – развитие умения синтезировать из частного в общее.
Ребенку предлагаются кубики, окрашенные совершенно одинаково. Задание: сложить узоры по карточкам.
Найди предмет
Ребенку предлагается карточка, на которой в клетках нарисованы различные предметы следующих форм (круг, квадрат, овал, треугольник и пр.). Задание: найти предмет соответствующей формы.
Что лишнее?
Ребенку предлагается серия карточек, на которых изображено 4 предмета, один предмет лишний. Задание: найти лишний предмет.
Какая фигура?
Ребенку предлагаются карточки, на которых изображены различные предметы похожие друг на друга, но отличающиеся деталями. Задание: поставь на пустое место соответствующую фигуру, которая предложена внизу, или придумай слово.
Словесно-логическое:
Последовательные картинки
Ребенку предлагаются картинки, содержащие рассказ (картинки перепутаны). Задание: разложи картинки по порядку слева направо, придумай и расскажи рассказ.
Кому что нужно для работы
Ребенку предлагается карточка, на которой изображено 4 человека и различные предметы, необходимые для работы. Задание: соотнести и обосновать выбор.
Назови одним словом
Ребенку предлагается серия картинок (животные, посуда, обувь и пр.). Задание: перечисли предметы и назови одним словом.
Сходства и различия
Ребенку предлагаются два названия свойств предметов. Задание: сравнить (лимон-сахар, день-ночь, веселый-грустный и пр.).
Что лишнее?
Ребенку предлагаются картинки на один класс предметов, один предмет лишний. Задание: найти лишний предмет.
Какое слово не подходит?
Ребенку предлагается на слух серия слов, одно слово лишнее (хлеб, сахар, сыр, нож). Задание: назови слово, которое не подходит.
Продолжи ряд
Ребенку предлагаются карточки с различными моделями фигур и предметов. Задание: продолжи ряд.
Память
Запомни фигуру
Ребенку предлагается карточка с различными фигурами. Задание: посмотри, запомни (30сек), нарисуй.
Что изменилось? (зрительная)
Ребенку предлагается карточка с рядом предметов. Задание: посмотри, запомни предметы (1-2мин), затем предлагается другая карточка с недостающими предметами, что изменилось?
«Запомни слова» (слуховая)
Ребенку предлагается серия слов. Задание: послушай внимательно, запомни, повтори за мной (в конце занятия спросить слова).
Запомни картинки
Ребенку предлагается серия картинок (5-6). Задание: посмотри и запомни, назови.
Запомни фразы
Ребенку предлагается ряд фраз и предлагается запомнить то, что в них говорится (в лесу растут ягоды и грибы).
Запомни картинку
Ребенку предлагается картинка-сюжет. Задание: посмотри внимательно, запомни все предметы (30 сек) и назови.
Кто больше запомнит
Ребенку предлагается запомнить десять картинок с изображением различных предметов.
Запомни цифры
Ребенку показываются поочередно карточки с цифрами, начиная с самой простой. После показа каждой попросите ребенка назвать или написать увиденные цифры. Карточки показываются 5-10сек каждая.
Моторика
Штриховка
Ребенку предлагаются различные контуры игрушек. Задание: заштрихуй контур.
Едет, плывет, бежит, скачет
Ребенку предлагается картинка, на которой изображены различные средства передвижения игрушки и «дорожки» (волнистые линии).
Запомни узор
Ребенку предлагается рассмотреть образцы узора. Задание: запомни и нарисуй так же.
Дырявый ковер
Ребенку предлагают лист «ковер» с вырезанными на нем дырками (различной формой). Задание: залатай дырки в ковре предложенными формами.
Чудесный мешочек
Ребенку предлагают угадать игрушки на ощупь.
Восприятие
Чудесный мешочек
Ребенку предлагается мешочек, в котором лежат парные одинаковые игрушки, но отличающиеся по величине. Задание: назови предмет и расскажи какой он.
Узнай и нарисуй
Ребенку предлагается мешочек, в котором различные фигуры. Задание: узнай на ощупь и нарисуй.
Что где находится?
Ребенку предлагается сюжетная картинка. Задание: назови где находится предмет (слева, справа и пр.).
Нарисуй в нужном месте
Ребенку предлагается нарисовать фигуры, следуя инструкции.
Собери открытку
Ребенку предлагается разрезная картинка (5-6 частей). Задание: собери картинку.
Разложи по порядку
Ребенку предлагают картинки с изображением частей суток. Задание: разложи по порядку.
К чему относится?
Ребенку предлагается серия картинок с изображением различных моментов времен года. Задание: скажи к какому времени года относится картинка.
Разложи, составь рассказ
Ребенку предлагается серия картинок. Задание: разложи картинки что сначала, а что потом. Составь рассказ по серии картинок.
Лото
Задание: разложи на поле эти картинки.