Коррекционно-развивающие задачи для обучения детей с ОВЗ
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
А удача нам сегодня очень нужна, потому что мы сегодня поговорим о том, какие коррекционно-развивающие задачи стоят перед нами в обучении детей с ОВЗ. Сначала определимся ,что мы имеем в виду когда говорим о детях с ОВЗ.
Упражнение "Синквейн"
Цель: активизировать познавательную активность педагогов.
Чтобы справиться с нашими трудностями, нам необходимо глубже разобраться с понятиями «Инклюзивное образование» и «Дети с ОВЗ».
Для этого я предлагаю вам составить синквейны к понятиям «Инклюзивное образование» и «Дети с ОВЗ». (Работа в группах. Каждая группа зачитывает свои варианты синквейна).
Все вы знаете, что слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
1. Существительное 1 слово (заголовок).
2. Прилагательные (2 слова).
3. Глаголы (3 слова).
4. Фраза из 4 слов, в которой автор выражает свое личное отношение к объекту, о котором идет речь.
5. Одно слово - существительное (резюме).
У детей с ограниченными возможностями развитие психики и эмоций идет не так, как обычно. Отмечаются недоразвитие эмоций, их незрелость, а также малая связь чувств с разумом.
В коррекционной — образовательной и воспитательной работе с детьми с овз учет эмоционального компонента очень важен.
Необходимо учитывать и состояние волевой сферы детей с овз. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, такие дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаем подражание и импульсивные поступки. Из-за не посильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.
Чтобы этого не произошло, мы должны правильно выстроить свою работу, к сожаленью, перед нами часто возникают проблемы. Какие ? определим, выполнив задание
Задание «О чем печалитесь, Сударыня?»
Цель: выявление проблем связанных с внедрением инклюзивного образования.
Ведущий: Педагоги, предлагаю по очереди обратиться друг к другу со словами «О чем печалитесь, Сударыня?» в ответ педагог должен ответить «А печалюсь я Сударыня о том, что…» и назвать проблему, связанную с внедрением инклюзивного образования, которая его особенно волнует. Позвольте, я начну (кратко записываю проблемы на доске, пока все говорят).
Грамотная организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для общеобразовательного
учреждения.
Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами
Урок в инклюзивном классе должен включать в себя как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционно- развивающие задачи:
Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств;
Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения;
Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря;
Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук;
Увеличение объема памяти ;
Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики;
способствовать формированию самоконтроля, адекватной самооценки ребенка, осознанию себя как личности;
развивать навыки совместной деятельности в коллективе;
развивать способность понимать и выражать эмоциональные состояния.
Коррекционно-развивающая направленность методов обучения
Подача на каждый урок учебного материала малыми порциями;
Поэтапное разъяснение заданий;
Последовательное выполнение заданий;
Повторение учащемуся инструкции к выполнению задания;
Постоянная опора на чувственный опыт учащихся;
Близость к учащемуся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности:
Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником.
Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
«Мы часто попадаем впросак, когда пытаемся объяснить успех учителя лишь его приёмами или речами и забываем о главных педагогических средствах – скажем о простой, сердечной улыбке и ласковой интонации. Нам кажется, будто это всё «не научно», а на самом деле не научно строить педагогические теории, в которых нет слов сердце, сердечность, душевность, взгляд, улыбка»
Симон Львович Соловейчик
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!