Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА:
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
2 «В» класс
Учитель: Мишукова Юлия Михайловна
Новодвинск
2021 – 2022 учебный год
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.
Цель образовательно-коррекционной работы заключается в коррекции индивидуальных отклонений младших школьников посредством формирования и развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.
Основные задачи образовательно-коррекционной работы:
формировать представления о себе, осознание общности и различий с другими, представления о собственном теле;
формировать способность распознавания своих ощущений и обогащения сенсорного опыта;
развивать способности осознавать и выражать свои интересы;
формировать представления о возрастных изменениях; адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
формировать умения обслуживать себя;
формировать умения следить за своим внешним видом;
формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;
формировать положительное отношение ребенка к занятиям;
развивать собственную активность ребенка;
формировать устойчивую мотивацию к выполнению заданий;
формировать и развивать целенаправленность действий; способности к планированию и контролю деятельности;
развивать способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Методические задачи:
развивать зрительное восприятие;
развивать зрительное и слуховое внимание;
развивать вербальные и невербальные коммуникативные навыки;
формировать и развивать реципрокную координацию;
развивать пространственные представления;
развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия» во втором классе рассчитан на 2 ч. в неделю, 68 ч. в год (34 учебные недели).
I (9 недель) | II (7 недель) | III (10 недель) | IV (8 недель) | Год (34 недели) |
18 | 14 | 20 | 16 | 68 |
Материально-техническое оснащение
Материально-техническое оснащение коррекционного курса " Коррекционно-развивающие занятия " включает:
массажные мячи;
наборы картинок по различным лексическим темам;
наборы карточек-пиктограмм;
комплекты развивающих игр по развитию мышления, внимания «Заселяем домики», «Силуэты и контуры», «Что сначала, что потом» и др.;
игры на развитие мелкой моторики;
наборы кубиков разной сложности;
деревянные рамки - вкладыши «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Геометрические фигуры» и др.;
логические блоки Дьенеша;
игры на шнуровку «Грибочек», «Божья коровка», «Паучок» и др.;
магнитные лабиринты «Корова», «Лев»;
чудесный мешочек; тактильные наборы к нему;
детский планшет и набор тематических картинок к нему (бытовая культура, домашние, дикие животные, наша одежда, последовательность событий и др.;
наборы мелких предметов: пуговицы, бусы, прищепки, игрушки и т.д.;
наборы тематических игрушек: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Профессии»;
наборы игрушек (куклы, машины, мягкие игрушки и т.д.);
игры на обогащение словарного запаса и коррекцию грамматического строя речи: «С какого дерева лист», «Кто как голос подаёт?» , «Животные и их детёныши», «Сладкое, горькое, кислое, солёное» и др.;
наглядный материал для развития связной речи: сюжетные картинки и серии сюжетных картинок для составления рассказов;
наборы картинок для фланелеграфа «Времена года», «Семья», «Сказки», «Посуда» и т.д.;
наборы фигур животных, людей для пальчиковой гимнастики, пальчикового театра;
наборы кукол бибабо; игровой набор с кубиками «Мир эмоций».
Календарно-тематическое планирование
Коррекционно-развивающие занятия
68 часов, 2 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата/ план | Дата/ факт |
I четверть – 18 часов |
1 | «Посмотри на меня». | 1 | Учится фиксировать и удерживать взгляд на лице человека, откликаться на своё собственное имя поворотом головы. Знакомится с пиктограммами улыбка, грусть, учится соотносить пиктограмму со своей мимикой. | Сентябрь 3 | |
2 | «Чего не стало?». | 1 | Манипулирует с игрушками: ставит игрушку на стол, убирает со стола. Учится запоминать и выбирать игрушку из двух предложенных взрослым. Видит и определяет из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили. | 6 | |
3 | «Поставь игрушки на своё место». | 1 | Запоминает и раскладывает игрушки в заданной последовательности (2 игрушки). | 10 | |
4-5 | «Куда полетела бабочка?». «Куда поехала машина?». | 2 | Прослеживает взглядом за движущим предметом. Называет предмет, показывает предмет на картинке. Показывает руками действия (летит, машет, едет). | 13, 17 | |
6-7 | «Чья тень?». | 2 | Учится совмещать предметные и силуэтные изображения, подбирать пазлы-вкладыши. | 20, 24 | |
8-9 | «Машинка, мишка, кукла, бабочка». | 2 | Находит по требованию учителя игрушку, манипулирует ею. Узнает предмет по отдельной детали, показывает предмет, сопоставляет с недостающей деталью. | 27 Октябрь 1 | |
10 | «Зелёная травка, желтое солнышко». | 1 | Показывает на картинке солнышко, обводит солнышко указательным пальцем (рука в руке с помощью учителя). Различает цвета, соотносит цвет: солнышко-жёлтое, травка-зелёная. | 4 | |
11 | «Большие и маленькие предметы». | 1 | Манипулирует с предметами, строит башню из больших и маленьких кубиков. Видит разницу, где большая, а где маленькая башня. | 8 | |
12 | «Разбери пирамидку». | 1 | Воспринимает речь учителя, слышит его голос и интонацию (шёпот, полголоса). Умеет последовательно собирать и разбирать пирамидку из 3-х колец. | 11 | |
13-14 | «Чей звук?», «На чем играет Петрушка?». | 2 | Определяет голоса животных. Умеет соотносить музыкальный инструмент со звуком, который он издает (барабан, дудка). | 15, 18 | |
15-16 | «Как говорят животные?». | 2 | Учится по требованию учителя воспроизводить звуки животных (опираясь на картинки с этими животными), произносить звукоподражания и названия игрушек в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей. | 20, 22 | |
17-18 | «Какой звучит инструмент?». | 2 | Учится играть на музыкальном инструменте, извлекать звуки (барабан, дудочка), соотносить инструмент с пиктограммами. | 25, 29 | |
II четверть – 14 часов |
19-20 | «Меховой мишка и бумажный мишка». | 2 | Формирование понятия о свойствах предметов. Использование в речи слов: меховой-мягкий, пушистый, теплый, бумажный рвется, мнется. | Ноябрь 8, 12 | |
21-22 | «Рвём бумагу и складываем в коробочку». «Смешай краски». «Мыльные пузыри». | 2 | Знакомится со свойства бумаги, учится смешивать краски, называть полученный цвет (красная+зеленая =желтая, желтая+синяя =зеленая). Проявляет эмоциональный отклик от игры с мыльным пузырями | 15, 19 | |
23-24 | «Пересыпь горох». «Открой баночку, заполни её фасолью». | 2 | Складывает в банку природный материал, достаёт его из банки ложкой (пальцами), зачерпывает, пересыпает горох с помощью ложки. Учится открывать и закрывать баночки с разными крышками, не рассыпая содержимого. | 22, 26 | |
25-26 | «Собери бусинки». «Заведи машинку». | 2 | Учится захватывать бусины двумя пальцами, нанизывать их на шнурок, протаскивать бусины по шнурку, использовать в речи слова би-би, машина, большая. Производит манипуляции с игрушкой. | 29 Декабрь 6, 10 | |
27-28 | «Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку». «Открой баночку, сложи бусины». | 2 | Формирование предметных действий: учится брать предмет по одному, перекладывать на другое место, складывать обратно, строить башню, ставя кубик на кубик. | 13, 15 | |
29-30 | «Матрешка». «Найди предметы в песочнице». | 2 | Учится пользоваться простейшим приемом установления тождества и различия объектов по величине. Понимает слова «такая», «не такая», «большая», «маленькая». | 17, 20 | |
31-32 | «Рисование красками-лучики солнца». | 2 | Учится брать кисть в правую руку, удерживать, набирать краску, производить мазки, наносить прямые линии способом примакивания, акцентировать момент прикладывания, проведения и отрыва кисти. | 24, 27 | |
III четверть – 20 часов |
33-34 | «Бросай, поймай мячик». «Прокати мяч по дорожке». | 2 | Знает геометрическую форму мяча, находит мяч в окружающей обстановке. Учится бросать мяч, прокатывать мяч по дорожке. | Январь 10, 14 | |
35-36 | «У медведя во бору». «Заинька попляши». | 2 | Выполнение действий в соответствии с потешкой. | 17, 21 | |
37-38 | «Кошка и воробушки». «Воздушные снежинки». | 2 | Учится имитировать движения кошки (передвигается тихо, охотиться притаившись и т.д.), воробушков (крылышками машут, прыгают и т.д.) | 24, 28 | |
39-40 | «Воздушные шары». «Бабочки». | 2 | Учится отбивать воздушные шары, ловить по требованию учителя шарики определенного цвета. Знает цвет (желтый, зеленый). | 31 Февраль 4 | |
41-42 | «Гуси-гуси». «Воробушки и автомобиль». | 2 | Выполняет действия в соответствии с правилами игры. Умеет прокатывать машинку вперед-назад. Активизирует в речи: би-би. Учится подключать эмоциональную передачу характерного образа (мимикой, движением туловища, характером передвижением). | 7, 11 | |
43-44 | «Заинька попляши, беленький попляши». «Ладушки – ладушки». «Сорока белобока». | 2 | Выполняет движения в соответствии с потешкой. Проявляет коммуникативные навыки, желание играть в совместные игры. | 14, 18 | |
45-46 | «Узнай, какое у меня настроение». «Позови меня (жестом, звуком, словом)». | 2 | Учится понимать речь, выражать свои чувства с помощью речевых и неречевых средств: слов, мимики, жестов. Читает пиктограммы «эмоции». Учится видеть настроение других. | 21, 25 | |
47-48 | «Теремок». «Колобок». | 2 | Проявляет усидчивость при прослушивании сказки. Формирование пространственных представлений с помощью предлогов (на, под, за). Учится находить героев сказки на картинке, соотносить с его тенью. | 28 Март 4 | |
49-50 | «Мишка косолапый». «Наша, Таня громко плачет». | 2 | Учится показывать на картинке героев прочитанного произведения (Мишка, Таня), отвечать на вопросы показом (указательным пальцем), имитировать движения медведя, производить манипуляции с мячом (бросать, пинать, поднимать), строить из двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик). | 7, 11 | |
51-52 | «Игра жестов, книга – разговоров». «Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.». | 2 | Производит манипуляции с игрушками (укладывает спать, кормит, поит). Учится играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.), использовать информацию, извлеченную из картинок, жестов, символов, использовать в речи простые предложения: Кукла Катя спит. Кукла Катя пьет и т.д. Учится показывать пиктограммы с действиями, соотносить свои действия (Я хочу пить. Я пью. Я бегу, стою, сижу и т.д.). | 14, 18 | |
IV четверть – 16 часов |
53-54 | «Найди такой же», «Найди пару». «Назови, одним словом», «Что лишнее?». | 2 | Учится сравнивать предметы по цвету, величине, форме, различать тактильные ощущения (холодный, тёплый, колючий, мягкий). | 28 Апрель 1 | |
55-56 | «Разноцветные палочки». | 2 | Учится захватывать счетные палочки, перекладывать из одной коробки в другую, строить из палочек по образцу-схеме: дом, дерево, стол, стул. Учится различать цветные палочки по цвету, раскладывать на две группы (желтые, зеленые). | 4, 8 | |
57 | «Поделки из пластилина - колобки, колбаски». | 1 | Учится разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, соотносить цвет пластилина с цветовой пиктограммой, раскладывать кусочки по тарелочкам (зеленые кусочки в зеленую тарелочку, желтые кусочки в желтую тарелочку). | 11 | |
58-59 | «Поможем кукле Кате прибраться». «К нам придут гости». | 2 | Учится наливать воду в таз с помощью кружки, смешивать холодную воду с горячей. Расставляет посуду на столе, раскладывает ложки. Показывает на тот или иной предмет по требованию учителя. Умеет смочить и отжать ткань (губку), вытирает тканью (губкой) различные поверхности, складывает, скатывает ткань, завязывает ткань в узелок | 15, 18 | |
60-61 | «Чудесный мешочек». «Игры в песочнице». | 2 | Учится узнавать материалы на ощупь, отыскивать предметы в песке, находить предметы по описанию учителя. | 22, 25 | |
62 | Дидактическая игра «Собери человечка». | 1 | Учится повторять движения и позу тела по примеру взрослого, соотносить части тела человечка со своими частями тела, собирать человечка по опорным схемам. Закрепление названий частей тела. | 29 | |
63 | Дидактическая игра «Кукла Катя и её игрушки». | 1 | Учится производить действия с куклой (усаживать, кормить, укладывать спать). Закрепление названий игрушек и действий с ними (машинку катают, мяч пинают, бросают, пирамидку собирают и т.д.). | Май 13 | |
64-68 | «Игрушки», «Одежда»., «Обувь», «Мебель», «Посуда». | 5 | Классификация предметов, подведение к обобщенному понятию. Работа со шнуровкой. | 16, 20, 23, 27, 30 | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);
- стремится помогать окружающим;
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.);
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.);
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно-бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- повторяет движения тела по примеру взрослого;
- достаёт из воды различные по размеру и форме предметы;
- выкладывает с помощью палочек простые изображения;
- застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах;
- находит одинаковые по звуку предметы;
- собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке;
- строит из кубиков башню;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- раскладывает кусочки ткани на столе;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами.
Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП
Оценочные показатели | Условные обозначения |
Выполняет действие самостоятельно | с |
Выполняет действие | ви ни |
Выполняет действие по образцу | о |
Выполняет действие с частичной физической помощью | чп |
Выполняет действие со значительной физической помощью | зп |
Действие не выполняет | - |
Узнает объект | + |
Не всегда узнает объект | + - |
Не узнает объект | - |
Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | + |
Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | + - |
Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | - |
1 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016