ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждаю ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» _____________ | Согласовано на МС Протокол №5 От 26 августа 2018 г. Руководитель МС_______ | Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол № 5 От 25 августа 2018 г. Руководитель МО______ |
(Ф.И.О.) Г.В.Алпатова Приказ № 180 -ОД от «_29__ » августа 2018г. | (Ф.И.О.) Г.А.Малахова | (ФИО) У.В.Серебрякова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
предметной направленности
«Коррекционно-развивающие занятия
по математике»
для обучающихся с ЗПР
1 дополнительного класса
на 2018-2019 учебный год
Программу составила учитель начальных классов: Т.Ф. Тафинцева
г. Котовск 2018 г.
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения»
Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности.
Цель коррекционных занятий:
повышение уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала, развитие творческого и личностного потенциала.
Программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных школ и классов VII вида «Математика», автор Г.М.Капустина.
Данная программа составлена с учетом особенностей обучающихся:
сниженная познавательная активность;
узость и нецеленаправленность восприятия (из текста задач выбирают отдельные слова и словосочетания, делая их ориентиром для выбора арифметического действия, часто неверного);
несовершенство зрительного восприятия и моторики (слабо ориентируются в клеточках тетради);
колебания внимания и работоспособности;
недостаточное развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование (с трудом выделяют главное в задаче, устанавливают связи и зависимости между данными и искомым, при выборе решения часто опираются на внешние, несущественные признаки условия: отдельные слова и словосочетания, расстановку цифр и т.д.);
Особенности обучающихся определяют коррекционно-развивающую работу с ними.
Основные направления коррекционной работы
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие координации и дифференциации движений пальцев.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие представлений о времени.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- умения планировать свою деятельность.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
6. Развитие речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий на уроке.
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
познавательный интерес к математической науке;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание программы
Программа состоит из педагогического блока и коррекционного блока.
Педагогический блок построен на основе:
- формирования общеучебных умений и навыков по математике;
- коррекционно - развивающей работы, способствующей преодолению школьной неуспешности.
Коррекционный блок построен в соответствии со следующими направлениями:
- работа над изначально имеющимися психологическими проблемами, провоцирующими неуспешность в обучении;
- профилактическая работа, предупреждающая появление и развитие особых личностных и эмоциональных качеств как последствий школьной неуспешности.
Задачи педагогического блока:
1. Ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях по математике.
2. Развитие связной речи, овладение техникой математической речи.
3. Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
Задачи коррекционного блока:
1. Развитие и коррекция познавательных процессов:
- восприятия;
- внимания;
- памяти;
2. Развитие мыслительных операций:
- обобщения, классификации;
- анализа, синтеза;
- сравнения, выделения существенного.
3. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического, креативного мышления.
4. Формирование позитивной "Я - концепции", мотивации достижений, снятия тревожности, страхов.
5. Развитие способности конструктивных коммуникаций и адекватного восприятия действительности.
Программный материал коррекционного блока построен исходя из содержания педагогического блока. Педагогический блок программы направлен на приобретение знаний, умений и навыков; коррекционный блок построен по принципу "тандема" с педагогическим.
Содержание педагогического блока программы максимально приближено к содержанию программ учебного предмета по классам. Содержание коррекционного блока является общим для каждого класса начальной школы.
Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что обеспечивает их высокую эффективность и позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.
При планировании и проведении занятий с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития были учтены некоторые принципы организации коррекционно-развивающего процесса:
Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного урока.
Для детей с ЗПР игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной и школьной мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе способствуют формированию либо заниженной самооценки, либо, наоборот, неадекватно завышенной. Детям с низкой самооценкой игровой характер занятий позволит избавиться от страха перед возможными неудачами, а учащиеся с завышенной самооценкой групповые соревновательные задания и упражнения дадут возможность получить истинную оценку своих возможностей. Примером подобных занятий может служить цикл игровых занятий «Школа разведчиков».
Введение системы штрафов и поощрений является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом - «ворона» («ловил ворон», т.е. был невнимателен, часто отвлекался). В конце каждого месяца подсчитывается количество «звездочек» и «ворон».
Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы.
Это условие является обязательным при работе с детьми, так как дает возможность оптимально распределить свою энергию, способствует снятию усталости и повышению работоспособности.
Это могут быть вопросы типа: «Кто меня слышал - покажите большой палец», или использование контрольных карточек: «Внимание!!», «Тишина!!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употребление различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например, колокольчика, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте; минуты молчания (дети «держат» себя в руках, замерев на месте).
Содержание коррекционного блока
Зрительное восприятие. Слуховая, зрительная, моторная память.
Классификация, обобщение. Креативность мышления. Действия по аналогии.
Синтез, анализ. Наглядно-образное мышление. Агрессия (снятие). Конструктивное взаимодействие. Мотив достижения. Способность к рефлексии.
Слуховая, зрительная кратковременная и долговременная память.
Объем внимания, концентрация.
Сравнение, выделение существенного.
Сенсорные эталоны. Образное мышление. Понятийный аппарат. Снятие тревожности, страхов. Купирование мотива избегания неудач. Произвольность деятельности. Способность к рефлексии.
Переключаемость внимания, объем, концентрация. Опосредованная (смысловая) память. Понятийный аппарат. Комбинаторные способности. Классификация (по форме, цвету, размеру). Сравнение, выделение существенного.
Анализ. Произвольность внимания, памяти. Воображение вербально-логическое, дивергентное мышление.
Снятие тревожности (агрессии)
Способность к рефлексии. Позитивное Я – отношение. Купирование мотива избегания.
Вербально-логическое мышление. Формирование понятийного аппарата. Сравнение. Доказательство. Концентрация, объем. Переключение внимания. Комбинаторные способности. Креативность. Смысловая память. Выделение существенного.
Способность к рефлексии. Мотивация достижения успеха. Вербально-логическое, наглядно-образное мышление.
Самооценка.
Содержание педагогического блока
1дополнительный класс
Числа и величины.
Счёт предметов. Названия, запись, последовательность чисел до 20.
Сравнение чисел (знаки сравнения) в пределах 20.
Числовой ряд, взаимное расположение чисел в числовом ряду (следующее число, предыдущее) в пределах 20.
Арифметические действия
Сложение, вычитание (смысл действий, знаки действий).
Переместительный закон сложения.
Взаимосвязь действий сложения и вычитания.
Таблица сложения в пределах 20.
Сложение и вычитание в пределах 20.
Выражение (сумма, разность), значение выражения.
Равенство, неравенство.
Названия компонентов сложения и вычитания (слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое).
Работа с текстовыми задачами
Развитие способности понимания текста, содержащего числовые данные.
Моделирование текста, содержащего числовые данные.
Структура и элементы текстовой задачи (условие, вопрос, числовые данные, неизвестное).
Краткая запись условия, восстановление условия задачи по краткой записи.
Решение текстовых задач: нахождение суммы и остатка, увеличение (уменьшение) на несколько единиц, нахождение слагаемого.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.).
Распознавание геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг.
Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение.
Измерение длины отрезка (см), (дм).
Работа с информацией
Виды информации: текст, рисунок, схема, символьная запись.
Сопоставление информации, представленной в разных видах.
Таблица (строка, столбец). Ознакомление с простыми таблицами.
Чтение и заполнение простых таблиц.
Календарно-тематическое планирование ИГКЗ по математике
1 дополнительный класс
№ п/п | Дата | Тема занятия |
I четверть (7 часов) |
1 | 05.09 | Счет предметов. |
2 | 19.09 | Временные представления (раньше, позже, сначала, потом). |
3 | 26.09 | Понятия на сколько больше, на сколько меньше. |
4 | 03.10 | Числа 1, 2. Письмо цифры 2. |
5 | 10.10 | Понятия длиннее, короче, одинаковые по длине. Сравнение предметов по размерам. |
6 | 17.10 | Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. |
7 | 24.10 | Многоугольник. Виды многоугольников. Распознавание геометрических фигур: многоугольники. |
II четверть (8 часов) |
8 | 07.11 | Единицы измерения длины. Сантиметр. Вычерчивание отрезков заданной длины. |
9 | 14.11 | Счет предметов. Запись чисел первого десятка. |
10 | 21.11 | Применение навыков прибавления и вычитания к любому числу в пределах 10. |
11 | 28.11 | Составление задач по рисункам. |
12 | 05.12 | Решение текстовых задач арифметическим способом. |
13 | 12.12 | Прибавить и вычесть число 3. |
14 | 19.12 | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Решение задач. |
15 | 26.12 | Решение задач на разностное сравнение чисел. |
III четверть (9 ч) |
16 | 16.01 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5, 6, 7, 8, 9. |
17 | 23.01 | Состав чисел в пределах 10. |
18 | 30.01 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. |
19 | 06.02 | Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания. |
20 | 13.02 | Устная нумерация чисел от 1 до 20. |
21 | 27.02 | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. |
22 | 06.03 | Таблица сложения. |
23 | 13.03 | Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток. |
24 | 20.03 | Вычитание вида 14- |
IV четверть (7 часов) |
25 | 03.04 | Табличное сложение и вычитание. |
26 | 10.04 | Решение задач и выражений. |
27 | 17.04 | Решение задач и выражений. |
28 | 24.04 | Табличное сложение и вычитание. |
39 | 08.05 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. |
30 | 15.05 | Решение задач и выражений. |
31 | 22.05 | Табличное сложение и вычитание. |
Программный материал ИГКЗ по математике в количестве 33 часов будет пройден в полном объёме за 31 час, так как 2 часа праздничные (12.09, 01.05)
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу
В результате изучения математики обучающиеся
узнают:
последовательность чисел в пределах 100 000;
таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
таблицу умножения и деления однозначных чисел;
правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
научатся:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000 000, представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
выполнять вычисления с нулем;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них);
проверять правильность выполненных вычислений;
решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий);
чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
определения времени по часам (в часах и минутах);
решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
получат возможность научиться:
сравнивать величины, выраженные в разных единицах;
различать числовое и буквенное выражение;
различать понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);
оценивать точность измерений;
исследовать задачу;