СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающие занятия по математике 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие занятия по математике 1 класс»

ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»



Утверждаю

ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


_____________


Согласовано на МС

Протокол №5

От 26 августа 2018 г.



Руководитель МС_______

Рассмотрено на МО

учителей начальных классов

Протокол № 5

От 25 августа 2018 г.


Руководитель МО______

(Ф.И.О.)

Г.В.Алпатова

Приказ № 180 -ОД

от «_29__ » августа 2018г.

(Ф.И.О.)

Г.А.Малахова


(ФИО)

У.В.Серебрякова








Рабочая программа

внеурочной деятельности

предметной направленности

«Коррекционно-развивающие занятия

по математике»

для обучающихся с ЗПР

1 дополнительного класса

на 2018-2019 учебный год

















Программу составила учитель начальных классов: Т.Ф. Тафинцева



г. Котовск 2018 г.

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач основного общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения»

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности.

Цель коррекционных занятий:

  • повышение уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала, развитие творческого и личностного потенциала.

Программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных школ и классов VII вида «Математика», автор Г.М.Капустина.

Данная программа составлена с учетом особенностей обучающихся:

  • сниженная познавательная активность;

  • узость и нецеленаправленность восприятия (из текста задач выбирают отдельные слова и словосочетания, делая их ориентиром для выбора арифметического действия, часто неверного);

  • несовершенство зрительного восприятия и моторики (слабо ориентируются в клеточках тетради);

  • колебания внимания и работоспособности;

  • недостаточное развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование (с трудом выделяют главное в задаче, устанавливают связи и зависимости между данными и искомым, при выборе решения часто опираются на внешние, несущественные признаки условия: отдельные слова и словосочетания, расстановку цифр и т.д.);

  • некоторое недоразвитие речи (учащиеся не всегда адекватно понимают некоторые слова и выражения, содержащиеся в тексте задач, что приводит к неверному решению).

Особенности обучающихся определяют коррекционно-развивающую работу с ними.


Основные направления коррекционной работы

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие координации и дифференциации движений пальцев.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений ориентации;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие представлений о времени.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

- умения планировать свою деятельность.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

6. Развитие речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • проговаривать последовательность действий на уроке.

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • способность характеризовать собственные знания по предмету, формулиро­вать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

  • познавательный интерес к математической науке;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • слушать и понимать речь других.

  • читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Содержание программы

Программа состоит из педагогического блока и коррекционного блока.

Педагогический блок построен на основе:

- формирования общеучебных умений и навыков по математике;

- коррекционно - развивающей работы, способствующей преодолению школьной неуспешности.

Коррекционный блок построен в соответствии со следующими направлениями:

- работа над изначально имеющимися психологическими проблемами, провоцирующими неуспешность в обучении;

- профилактическая работа, предупреждающая появление и развитие особых личностных и эмоциональных качеств как последствий школьной неуспешности.

Задачи педагогического блока:

1. Ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях по математике.

2. Развитие связной речи, овладение техникой математической речи.

3. Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.

Задачи коррекционного блока:

1. Развитие и коррекция познавательных процессов:

- восприятия;

- внимания;

- памяти;

2. Развитие мыслительных операций:

- обобщения, классификации;

- анализа, синтеза;

- сравнения, выделения существенного.

3. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического, креативного мышления.

4. Формирование позитивной "Я - концепции", мотивации достижений, снятия тревожности, страхов.

5. Развитие способности конструктивных коммуникаций и адекватного восприятия действительности.

Программный материал коррекционного блока построен исходя из содержания педагогического блока. Педагогический блок программы направлен на приобретение знаний, умений и навыков; коррекционный блок построен по принципу "тандема" с педагогическим.

Содержание педагогического блока программы максимально приближено к содержанию программ учебного предмета по классам. Содержание коррекционного блока является общим для каждого класса начальной школы.

Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что обеспечивает их высокую эффективность и позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.

При планировании и проведении занятий с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития были учтены некоторые принципы организации коррекционно-развивающего процесса:

  • Усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно работать или придумать подобное задание).

  • Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе.

Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного урока.

  • Использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент.

Для детей с ЗПР игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной и школьной мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе способствуют формированию либо заниженной самооценки, либо, наоборот, неадекватно завышенной. Детям с низкой самооценкой игровой характер занятий позволит избавиться от страха перед возможными неудачами, а учащиеся с завышенной самооценкой групповые соревновательные задания и упражнения дадут возможность получить истинную оценку своих возможностей. Примером подобных занятий может служить цикл игровых занятий «Школа разведчиков».

  • Введение системы штрафов и поощрений является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом - «ворона» («ловил ворон», т.е. был невнимателен, часто отвлекался). В конце каждого месяца подсчитывается количество «звездочек» и «ворон».

  • Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы.

Это условие является обязательным при работе с детьми, так как дает возможность оптимально распределить свою энергию, способствует снятию усталости и повышению работоспособности.

  • Использование упражнений на проверку внимания проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися.

Это могут быть вопросы типа: «Кто меня слышал - покажите большой палец», или использование контрольных карточек: «Внимание!!», «Тишина!!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употребление различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например, колокольчика, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте; минуты молчания (дети «держат» себя в руках, замерев на месте).

Содержание коррекционного блока

Зрительное восприятие. Слуховая, зрительная, моторная память.

Классификация, обобщение. Креативность мышления. Действия по аналогии.

Синтез, анализ. Наглядно-образное мышление. Агрессия (снятие). Конструктивное взаимодействие. Мотив достижения. Способность к рефлексии.

Слуховая, зрительная кратковременная и долговременная память.

Объем внимания, концентрация.

Сравнение, выделение существенного.

Сенсорные эталоны. Образное мышление. Понятийный аппарат. Снятие тревожности, страхов. Купирование мотива избегания неудач. Произвольность деятельности. Способность к рефлексии.

Переключаемость внимания, объем, концентрация. Опосредованная (смысловая) память. Понятийный аппарат. Комбинаторные способности. Классификация (по форме, цвету, размеру). Сравнение, выделение существенного.

Анализ. Произвольность внимания, памяти. Воображение вербально-логическое, дивергентное мышление.

Снятие тревожности (агрессии)

Способность к рефлексии. Позитивное Я – отношение. Купирование мотива избегания.

Вербально-логическое мышление. Формирование понятийного аппарата. Сравнение. Доказательство. Концентрация, объем. Переключение внимания. Комбинаторные способности. Креативность. Смысловая память. Выделение существенного.

Способность к рефлексии. Мотивация достижения успеха. Вербально-логическое, наглядно-образное мышление.

Самооценка.

Содержание педагогического блока

1дополнительный класс

Числа и величины.

Счёт предметов. Названия, запись, последовательность чисел до 20.

Сравнение чисел (знаки сравнения) в пределах 20.

Числовой ряд, взаимное расположение чисел в числовом ряду (следующее число, предыдущее) в пределах 20.

Арифметические действия

Сложение, вычитание (смысл действий, знаки действий).

Переместительный закон сложения.

Взаимосвязь действий сложения и вычитания.

Таблица сложения в пределах 20.

Сложение и вычитание в пределах 20.

Выражение (сумма, разность), значение выражения.

Равенство, неравенство.

Названия компонентов сложения и вычитания (слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое).

Работа с текстовыми задачами

Развитие способности понимания текста, содержащего числовые данные.

Моделирование текста, содержащего числовые данные.

Структура и элементы текстовой задачи (условие, вопрос, числовые данные, неизвестное).

Краткая запись условия, восстановление условия задачи по краткой записи.

Решение текстовых задач: нахождение суммы и остатка, увеличение (уменьшение) на несколько единиц, нахождение слагаемого.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.).

Распознавание геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг.

Использование чертежных инструментов для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение.

Измерение длины отрезка (см), (дм).

Работа с информацией

Виды информации: текст, рисунок, схема, символьная запись.

Сопоставление информации, представленной в разных видах.

Таблица (строка, столбец). Ознакомление с простыми таблицами.

Чтение и заполнение простых таблиц.
































Календарно-тематическое планирование ИГКЗ по математике

1 дополнительный класс


п/п

Дата

Тема занятия

I четверть (7 часов)

1

05.09

Счет предметов.

2

19.09

Временные представления (раньше, позже, сначала, потом).

3

26.09

Понятия на сколько больше, на сколько меньше.

4

03.10

Числа 1, 2. Письмо цифры 2.

5

10.10

Понятия длиннее, короче, одинаковые по длине.

Сравнение предметов по размерам.

6

17.10

Ломаная линия. Звено ломаной, вершины.

7

24.10

Многоугольник. Виды многоугольников.

Распознавание геометрических фигур: многоугольники.

II четверть (8 часов)

8


07.11

Единицы измерения длины.

Сантиметр. Вычерчивание отрезков заданной длины.

9

14.11

Счет предметов. Запись чисел первого десятка.

10

21.11

Применение навыков прибавления и вычитания к любому числу в пределах 10.

11

28.11

Составление задач по рисункам.

12

05.12

Решение текстовых задач арифметическим способом.

13

12.12

Прибавить и вычесть число 3.

14

19.12

Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Решение задач.

15

26.12

Решение задач на разностное сравнение чисел.

III четверть (9 ч)

16

16.01

Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5, 6, 7, 8, 9.

17

23.01

Состав чисел в пределах 10.

18

30.01

Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

19

06.02

Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания.

20

13.02

Устная нумерация чисел от 1 до 20.

21

27.02

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.

22

06.03

Таблица сложения.

23

13.03

Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток.

24

20.03

Вычитание вида 14-


IV четверть (7 часов)

25

03.04

Табличное сложение и вычитание.

26

10.04

Решение задач и выражений.

27

17.04

Решение задач и выражений.

28

24.04

Табличное сложение и вычитание.

39

08.05

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

30

15.05

Решение задач и выражений.

31

22.05

Табличное сложение и вычитание.


Программный материал ИГКЗ по математике в количестве 33 часов будет пройден в полном объёме за 31 час, так как 2 часа праздничные (12.09, 01.05)


Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу

В результате изучения математики обучающиеся

узнают:

  • последовательность чисел в пределах 100 000;

  • таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

  • таблицу умножения и деления однозначных чисел;

  • правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

научатся:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000 000, представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагае­мых;

  • пользоваться изученной математической терминологией; выполнять устно арифметические действия над числами в преде­лах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;

  • выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание мно­гозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однознач­ное и двузначное число);

  • выполнять вычисления с нулем;

  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 дейст­вия (со скобками и без них);

  • проверять правильность выполненных вычислений;

  • решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий);

  • чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;

  • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);

  • вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

  • сравнивать величины по их числовым значениям; выражать дан­ные величины в различных единицах;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);

  • сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;

  • определения времени по часам (в часах и минутах);

  • решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

  • оценки величины предметов на глаз;

  • самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возмож­ностей применения разных геометрических фигур).

получат возможность научиться:

  • сравнивать величины, выраженные в разных единицах;

  • различать числовое и буквенное выражение;

  • различать понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи);

  • оценивать точность измерений;

  • исследовать задачу;

  • вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;

  • прогнозировать результаты вычислений;

  • измерять длину, массу, площадь с указанной точностью.