СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Русский язык, бесспорно, является одним из основных предметов в школе. К сожалению, далеко не всем детям этот предмет дается легко и просто. Есть дети, к которым необходим особый подход при обучении, в том числе и русскому языку
В соответствии с Учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю (в том числе и на русский язык), которые включаются в расписание уроков. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20-30 минут. В группы можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. В настоящее время ОУ имеет возможность выделить часы коррекции (в том числе на русский язык) и на общеобразовательные классы, где обучаются дети с особыми возможностями.
Преподавание коррекционно – развивающих занятий по предмету «Русский язык» (1 час в неделю) в общеобразовательных классах осуществляется на основании рекомендаций ПМПК и приказа по школе «Об организации психо-коррекционных индивидуальных и групповых занятий с учащимися с ОВЗ».
КРЗ направлены на психологическую коррекцию (формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля, активное стимулирование познания окружающего мира, развитие познавательных процессов: память, внимание, воображение, логика, речь), педагогическую коррекцию (формирование школьно-значимых УУД по русскому языку),.логопедическую коррекцию (обогащение и развитие активного словарного запаса, грамматического строя речи, акустического и зрительного анализа и синтеза; отработка правил орфографии, совершенствование связной и импрессивной речи).
В обучении русскому языку необходимо придерживаться следующих правил:
-новый материал следует преподносить предельно развернуто;
- значительное место отводить практической деятельности обучающихся: работа по схемам, таблицам, с разрезной азбукой и т.д.;
-систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
- используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;
- выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Коррекционные задачи по русскому языку:
1.развивать речь учащихся (обогащать активный и пассивный словарь, грамматический строй речи; способствовать усвоению литературного языка, формированию и совершенствованию УУД по грамотному и свободному владению устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности);
2.развивать мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
3.развивать разные виды памяти, внимания, воображения;
4.формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные УУД; восполнять пробелы в изученном программном материале;
5.формировать УУД контроля, самооценки и планирования своей деятельности.
Дети, занимающиеся на КРЗ, характеризуются ослабленным интеллектуальным и физическим развитием. У них низкий уровень речевого развития, наблюдается недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. У них недостаточно развиты навыки чтения, письма, основные формы мышления (сравнение, обобщение, классификация…), они с трудом воспринимают переносное значение слова, затрудняются объяснить смысл пословиц и поговорок, имеют маленький словарный запас; освоение и применение языковых понятий происходит с трудом.
Для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования УУД и необходимы КРЗ по русскому языку.
Все правила и задачи, применяемые, как на уроке русского языка, так и на КРЗ по русскому языку, сочетаются с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, уровень познавательных процессов, целенаправленность при выполнении заданий.
Упражнения для коррекционного занятия №12 (Вариант для учителя)
1. Составление пословиц:
Жить – торопись делом.
Век живи – Родине служить.
Не спеши языком, век учись.
2. Доскажи фразу:
И зимой и летом зеленеет в лесу …(ель). Под елью спрятался маленький колючий … (ежонок). На тарелке лежала вкусная …(еда). В этом году я впервые попробовал вкусную сине-черную ягоду. Она называется …(ежевика).
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
*Шумит роща. Трещат кузнечики в траве. Горит костер. Ребята греют чай в чайнике. Юра разлил чай в кружки.
4. Измени слова по образцу:
Учи – учу, кричи - ________________, молчи - ______________________, скачи - ___________________, лети - _______________________, тащи - __________________, ищи - _____________________, пищи - __________________,.
5. Спиши, ставьте, где надо точку:
Пришла весна из теплых стран прилетели грачи, скворцы, стрижи птички хлопочут около гнезд они тащат в гнезда соломинки и пух.
- Сколько предложений?
- О чем говорится в каждом предложении?
- Определи основы предложений.
6. Буква М:
*Нахождение буквы М среди множества других букв.
*Раскрашивание буквы М в деформированном рисунке.
*Письмо буквы М по наждачной бумаге указательным пальцем.
*Письмо заглавной и строчной буквы М.
*Лепка буквы М из пластилина.
*Конструирование буквы М из веревочки.
*Твердый – мягкий:
На полу скребется мышка. Убежала в норку мышка.
Спит в берлоге бурый мишка. Спать залег в берлогу мишка.
Этот мишка очень мил. Мальчик мал, но очень мил.
Только лапы он не мыл. Он водичкой руки мыл.
7. Найди ошибки и исправь их:
* дети помчялись домой. Подороге они укрылись вшалаше. светило солнце. Вася ирая рвали налугу щавель. Вдруг набежала тучя. Ветер закачал диревья застучяли частые дажди
*Дети ходили врощу. тамозеро. Уберега качались камышы. надводой летали чайки истрижы Ребята рвали щавел
- Сколько предложений?
- О чем говорится в каждом предложении?
- Определи основы предложений.
Упражнения для коррекционного занятия №12 (Вариант для ученика)
1. Составление пословиц:
Жить – торопись делом.
Век живи – Родине служить.
Не спеши языком, век учись.
2. Доскажи фразу:
И зимой и летом зеленеет в лесу ______________. Под елью спрятался маленький колючий __________________________ . На тарелке лежала вкусная _______________________________ . В этом году я впервые попробовал вкусную сине-черную ягоду. Она называется ___________________________________________.
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
*Шумит роща. Трещат кузнечики в траве. Горит костер. Ребята греют чай в чайнике. Юра разлил чай в кружки.
4. Измени слова по образцу:
Учи – учу, кричи - ________________, молчи - ______________________, скачи - ___________________, лети - _______________________, тащи - __________________, ищи - _____________________, пищи - __________________,.
5. Спиши, ставьте, где надо точку:
Пришла весна из теплых стран прилетели грачи, скворцы, стрижи птички хлопочут около гнезд они тащат в гнезда соломинки и пух.
6. Буква М:
*Твердый – мягкий:
На полу скребется мышка. Убежала в норку мышка.
Спит в берлоге бурый мишка. Спать залег в берлогу мишка.
Этот мишка очень мил. Мальчик мал, но очень мил.
Только лапы он не мыл. Он водичкой руки мыл.
7. Найди ошибки и исправь их:
* дети помчялись домой. Подороге они укрылись вшалаше. светило солнце. Вася ирая рвали налугу щавель. Вдруг набежала тучя. Ветер закачал диревья застучяли частые дажди
*Дети ходили врощу. тамозеро. Уберега качались камышы. надводой летали чайки истрижы Ребята рвали щавел
Упражнения для коррекционного занятия №13 (Вариант для учителя)
1. Составление пословиц, объяснение смысла:
Не говори не умею, а лень портит.
Труд кормит, будет ладиться работа.
Была бы охота – а говори научусь.
2. Доскажи фразу:
Без труда…(не вытащишь и рыбки из пруда).
С кем поведешься, от того и …(наберешься).
Поспешишь – людей…(насмешишь).
Жить – Родине …(служить).
Век живи – …(век учись).
Не спеши языком, торопись …(делом).
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
* У ручья растет сосна. У сосны длинные иглы. Под сосной стоит скамья. Выросла трава сочная и высокая. Утром на траве блестит роса. Ребята дошли до реки. По реке плывет лодка.
4. Измени слова по образцу, раздели слова на слоги:
Денек – деньки, палец - ____________________________, василек - _____________________________________, уголек - _________________________, пенек - _________________________________, огонек - ____________________________________.
5. Составление из слов четырех предложений, установление их последовательности:
Весна, жужжит, ручьи, пришла, грачи, журчат, кричат, пчела.
- Сколько предложений?
- О чем говорится в каждом предложении?
- Определи основы предложений.
-Поставь ударение в каждом слове.
6. Буква Н:
*Нахождение буквы Н среди множества других букв.
*Раскрашивание буквы Н в деформированном рисунке.
*Письмо буквы Н по наждачной бумаге указательным пальцем.
*Письмо заглавной и строчной буквы Н.
*Лепка буквы Н из пластилина.
*Конструирование буквы Н из веревочки.
*Твердый – мягкий (хлопок в ладоши – твердый согласный, топот ног – мягкий согласный): сон, линь, сосна, снег, встань, лень, Наташа, Нина…
7. Найди ошибки и исправь их:
*летом влису мысобирали гребы. Земой снига засыпают лес Наснигу видны слиды звирей
*Гуляли ребята влесу Вдруг закустами мелькнул лисий хвост. ребята бросились залисицей. Поднялся шум, Крик. Вселесные звери разбежались искали, искали дети лису влесу , да так и не нашли
- Сколько предложений?
- О чем говорится в каждом предложении?
- Определи основы предложений.
Упражнения для коррекционного занятия №13 (Вариант для ученика)
1. Составление пословиц, объяснение смысла:
Не говори не умею, а лень портит.
Труд кормит, будет ладиться работа.
Была бы охота – а говори научусь.
2. Доскажи фразу:
Без труда…
С кем поведешься, от того и …
Поспешишь – людей…
Жить – Родине …
Век живи – …
Не спеши языком, торопись …
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
* У ручья растет сосна. У сосны длинные иглы. Под сосной стоит скамья. Выросла трава сочная и высокая. Утром на траве блестит роса. Ребята дошли до реки. По реке плывет лодка.
4. Измени слова по образцу, раздели слова на слоги:
Денек – деньки, палец - ____________________________, василек - _____________________________________, уголек - _________________________, пенек - _________________________________, огонек - ____________________________________.
5. Составление из слов четырех предложений, установление их последовательности:
Весна, жужжит, ручьи, пришла, грачи, журчат, кричат, пчела.
6. Буква Н:
*Твердый – мягкий: сон, линь, сосна, снег, встань, лень, Наташа, Нина…
7. Найди ошибки и исправь их:
*летом влису мысобирали гребы. Земой снига засыпают лес Наснигу видны слиды звирей
*Гуляли ребята влесу Вдруг закустами мелькнул лисий хвост. ребята бросились залисицей. Поднялся шум, Крик. Вселесные звери разбежались искали, искали дети лису влесу , да так и не нашли
Упражнения для коррекционного занятия №14 (Вариант для учителя)
1. Чистоговорки:
Ар-ар-ар - кипит наш ____________________________ (самовар).
Ор-ор-ор – созрел красный __________________________ (помидор).
Ир-ир-ир – мой папа __________________________(командир).
Арь-арь-арь – на стене висит _____________________________(фонарь).
Ра-ра-ра – у мышки есть ___________________________(нора).
2. Составление предложений из слов:
зима, у, нас, холодная
реки, глубоки, наши
вода, них, в, чистая
земля, плодородна, наша
Родина, прекрасна, моя
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
* Летом Петя жил в деревне. Он ходил на речку. Там он купался, удил рыбу. В лесу собирал ягоды, грибы. На огороде он полол грядки, поливал их. Летом Петя много читал.
4. Напиши проверочные слова:
Сл___ва - _______________, др___зды - _____________, р___га - _____________, ст___да - _____________________, вр___ги - ________________, ш___ры - ____________, к___льцо - _____________________, ___кно - ______________________, н___га - ________________.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами (сады, дождей, туча, крышам, поля, дождю, капли ):
Дождь.
Давно не было _______________________. Вдруг налетела _____________________. Крупные _________________________ дождя застучали по __________________________.
Все рады _______________________. Ожили луга, ________________, _________________.
- Сколько предложений?
-Поставь ударение в каждом слове.
6. Буква О:
*Нахождение буквы О среди множества других букв.
*Раскрашивание буквы О в деформированном рисунке.
*Письмо буквы О по наждачной бумаге указательным пальцем.
*Письмо заглавной и строчной буквы О.
*Лепка буквы О из пластилина.
*Конструирование буквы О из веревочки.
*Слоговой аукцион (закончи слова): ок (окно), о (оса, она, осел, Оля, ошибка, орех), об (облако, овал)
7. Найди ошибки и исправь их:
*Пришколе есть сад деревья сажали сами школьники. Всаду много цветов Мальчики идевочки самиполивали цветы идеревья. дорожки посыпали песком
*Растет влису чюдесное дерево. это добрый друк лисных жытелей. Лакомятся земой еловымишышками белки, клисты идятлы
- Сколько предложений?
- О чем говорится в каждом предложении?
Упражнения для коррекционного занятия №14 (Вариант для ученика)
1. Чистоговорки:
Ар-ар-ар - кипит наш ____________________________ .
Ор-ор-ор – созрел красный __________________________ .
Ир-ир-ир – мой папа __________________________.
Арь-арь-арь – на стене висит _____________________________.
Ра-ра-ра – у мышки есть ___________________________.
2. Составление предложений из слов:
зима, у, нас, холодная
реки, глубоки, наши
вода, них, в, чистая
земля, плодородна, наша
Родина, прекрасна, моя
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
* Летом Петя жил в деревне. Он ходил на речку. Там он купался, удил рыбу. В лесу собирал ягоды, грибы. На огороде он полол грядки, поливал их. Летом Петя много читал.
4. Напиши проверочные слова:
Сл___ва - _______________, др___зды - _____________, р___га - _____________, ст___да - _____________________, вр___ги - ________________, ш___ры - ____________, к___льцо - _____________________, ___кно - ______________________, н___га - ________________.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами (сады, дождей, туча, крышам, поля, дождю, капли ):
Давно не было _______________________. Вдруг налетела _____________________. Крупные _________________________ дождя застучали по __________________________.
Все рады _______________________. Ожили луга, ________________, _________________.
6. Буква О:
*Слоговой аукцион (закончи слова): ок…, о…, об…
7. Найди ошибки и исправь их:
*Пришколе есть сад деревья сажали сами школьники. Всаду много цветов Мальчики идевочки самиполивали цветы идеревья. дорожки посыпали песком
*Растет влису чюдесное дерево. это добрый друк лисных жытелей. Лакомятся земой еловымишышками белки, клисты идятлы
Упражнения для коррекционного занятия №15 (Вариант для учителя)
1. Чистоговорки:
Ре-ре-ре – носим воду мы в __________________________ (ведре).
Ро-ро-ро – весь мусор соберем в ______________________ (ведро).
Ри-ри-ри – двор убрали – раз, два, _______________ (три).
Ры-ры-ры – не заметили ________________ (жары).
2. Составление предложений из слов:
* большой, дворе, На, сугроб
* прорубь, прорубили, колхозники, На, нашей, речке
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
* Пришла зима. Выпал пушистый снег. Мороз сковал землю. На реке появился лед. Вышли гуси со двора и пошли на пруд. Пришли гуси на берег, а воды нет. Стоят гуси на берегу и кричат.
- Выдели основы.
4. Напиши проверочные слова:
Колхо__ - _______________________, ле___ - ______________., расска___ - _______________, голо___ - _____________________, во___ - ________________, арбу___- ________________________, моро___ - ___________________, но___ - ______________, пару____ -________________________, гла___ -____________________.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами, ставь их в нужном роде, числе и падеже (города, площади, сады, берега ):
Наш _____________________ красивый. В нем есть большая _________________________. Городской _________________ выходит на высокий _____________________ реки.
- Сколько предложений?
-Поставь ударение в каждом слове.
6. Буква П:
*Нахождение буквы П среди множества других букв.
*Раскрашивание буквы П в деформированном рисунке.
*Письмо буквы П по наждачной бумаге указательным пальцем.
*Письмо заглавной и строчной буквы П.
*Лепка буквы П из пластилина.
*Конструирование буквы П из веревочки.
*Найди слово в слове: ПЛУГ (луг, гул), ПОЛК (кол, пол), ПОЛЯ (Оля), ПАРТА (тара), СПОРТ (порт), ПЕРЕВОД (ведро, дерево, перед), ПОДНОС (дно, нос, сон, под, одно), ПЛОВ (лов, вол, пол), ПЛЕСК (лес).
7. Найди ошибки и исправь их:
*Дети катали изснега комья илепили снежного деда. вместо носа унего морковь, вместо глаз угольки, вместо волос прутья хороший вышел снеговик
*Мать люды работает вяслях. Люда учится впервом класе Дома девочка помогает маме. Люда поливает цвиты, подметает пол, моет пасуду. мама говорит: «люда уменя харошая помощница».
- Сколько предложений?
- О чем говорится в каждом предложении?
Упражнения для коррекционного занятия №15 (Вариант для ученика)
1. Чистоговорки:
Ре-ре-ре – носим воду мы в __________________________ .
Ро-ро-ро – весь мусор соберем в ______________________ .
Ри-ри-ри – двор убрали – раз, два, _______________ .
Ры-ры-ры – не заметили ________________ .
2. Составление предложений из слов:
* большой, дворе, На, сугроб
* прорубь, прорубили, колхозники, На, нашей, речке
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
* Пришла зима. Выпал пушистый снег. Мороз сковал землю. На реке появился лед. Вышли гуси со двора и пошли на пруд. Пришли гуси на берег, а воды нет. Стоят гуси на берегу и кричат.
4. Напиши проверочные слова:
Колхо__ - _______________________, ле___ - ______________., расска___ - _______________, голо___ - _____________________, во___ - ________________, арбу___- ________________________, моро___ - ___________________, но___ - ______________, пару____ -________________________, гла___ -____________________.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами, ставь их в нужном роде, числе и падеже (города, площади, сады, берега ):
Наш _____________________ красивый. В нем есть большая _________________________. Городской _________________ выходит на высокий _____________________ реки.
6. Буква П:
*Найди слово в слове: ПЛУГ, ПОЛК, ПОЛ, ПАРТА, СПОРТ, ПЕРЕВОД, ПОДНОС, ПЛОВ, ПЛЕСК.
7. Найди ошибки и исправь их:
*Дети катали изснега комья илепили снежного деда. вместо носа унего морковь, вместо глаз угольки, вместо волос прутья хороший вышел снеговик
*Мать люды работает вяслях. Люда учится впервом класе Дома девочка помогает маме. Люда поливает цвиты, подметает пол, моет пасуду. мама говорит: «люда уменя харошая помощница».
Упражнения для коррекционного занятия №16 (Вариант для учителя)
1. Наоборот:
злой - ____________________________ (добрый)
дикий - ________________________________(домашний)
короткий - _______________________(длинный)
городской - ___________________________ (деревенский)
мальчик - _________________________ (девочка)
бабушка - ______________________________ (дедушка)
город - __________________________ (деревня)
беспорядок - ____________________________ (дисциплина)
враг - _______________ (друг)
2. Составление предложений из слов:
* перемену, в, открыл. Коля Коньков, окно, вытерла, Ольга Белова, доску.
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
*Птичка сидела на дереве и пела. Кот сидел под деревом и смотрел на птичку. Вдруг он прыгнул на дерево. Птичка вспорхнула с дерева и улетела. А кот все сидит под деревом и ждет птичку.
4. Напиши проверочные слова:
Гри___ - ________________, тетра____ь - _______________________, гла___ - ______________, ду_____ - _______________, сторо_______ - _______________________, площа____ь - ________________________, лоша____ь - _____________________________.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами (Воронок, Барсик, Дружок, Красавка):
Громко лает ______________________. На крыше мяукает _______________________. В сарае мычит __________________________. Весело ржет ____________________________.
- Сколько предложений7
-Выдели основы.
-Поставь ударение в каждом слове.
6. Буква Р:
*Нахождение буквы Р среди множества других букв.
*Раскрашивание буквы Р в деформированном рисунке.
*Письмо буквы Р по наждачной бумаге указательным пальцем.
*Письмо заглавной и строчной буквы Р.
*Лепка буквы Р из пластилина.
*Конструирование буквы Р из веревочки.
*Лесенка: р ___ ___ (рот, рог, род), р ___ ___ ___ (рысь, Русь, рука), р ___ ___ ___ ___ (рыбак, , рысак), р ___ ___ ___ ___ ___ (Родина, радость).
7. Найди ошибки и исправь их:
*Мая мама доярка Больше всего дают малака каровы буренка иРыжуха. самая красивая карова зорька. Узорьки теленок Буська
*уТамары ивановой сабака. Сабаку завут лайка уюли Андреевой кошка Мурка. Мурка спит вкорзинке Лайка лает намурку.
- Сколько предложений?
Упражнения для коррекционного занятия №16 (Вариант для ученика)
1. Наоборот:
злой - ____________________________
дикий - ________________________________
короткий - _______________________
городской - ___________________________
мальчик - _________________________
бабушка - ______________________________
город - __________________________
беспорядок - ____________________________
враг - _______________
2. Составление предложений из слов:
* перемену, в, открыл, Коля Коньков, окно, вытерла, Ольга Белова, доску.
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
*Птичка сидела на дереве и пела. Кот сидел под деревом и смотрел на птичку. Вдруг он прыгнул на дерево. Птичка вспорхнула с дерева и улетела. А кот все сидит под деревом и ждет птичку.
4. Напиши проверочные слова:
Гри___ - ________________, тетра____ь - _______________________, гла___ - ______________, ду_____ - _______________, сторо_______ - _______________________, площа____ь - ________________________, лоша____ь - _____________________________.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами (Воронок, Барсик, Дружок, Красавка):
Громко лает ______________________. На крыше мяукает _______________________. В сарае мычит __________________________. Весело ржет ____________________________.
6. Буква Р:
*Лесенка: р ___ ___ , р ___ ___ ___ , р ___ ___ ___ ___ , р ___ ___ ___ ___ ___ .
7. Найди ошибки и исправь их:
*Мая мама доярка Больше всего дают малака каровы буренка иРыжуха. самая красивая карова зорька. Узорьки теленок Буська
*уТамары ивановой сабака. Сабаку завут лайка уюли Андреевой кошка Мурка. Мурка спит вкорзинке Лайка лает намурку.
Упражнения для коррекционного занятия №17 (Вариант для учителя)
1. Любопытный:
Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь есть? Твои любимые напитки? Какие ягоды ты любишь? Где продукты? Где картина? Где апельсин? Где спортсмен?
2. Составление предложений из слов каждой строчки:
весеннее, на, выплыло, солнышко, небо
холодную, его, лучи, разбудили, землю
колхозе, в, закипела, работа
первые, огороде, на, грядки, вскопали
-Поставь ударение в каждом слове.
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
*На реке раскрылись желтые кувшинки. Цветет над водою водяная кашка. Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Над водою летают стрекозы. Дети бегают по душистому лугу.
4. Напиши проверочные слова:
Р___ка - ______________, пл___та -___________________, пл___чо - __________________, м___чи - ___________, ц___на - ____________________, п___ла - _________________, хл___ба - ___________, г___рбы - ________________, ч___сло - ______________________.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами:
Этот платок большой, а тот маленький.
Этот нож острый, а тот ________________________________.
Это поле близкое, а то ____________________________________.
Это озеро глубокое, а то __________________________________.
Эта береза молодая, а та ____________________________________.
6. Буква С:
*Нахождение буквы С среди множества других букв.
*Раскрашивание буквы С в деформированном рисунке.
*Письмо буквы С по наждачной бумаге указательным пальцем.
*Письмо заглавной и строчной буквы С.
*Лепка буквы С из пластилина.
*Конструирование буквы С из веревочки.
*Твердый – мягкий: сад, Сеня, карась, рис, колос, бусы, синий, сядь, суп, сирень, семья, солнце, сумма, серебро, осень, свет, Саратов, скульптор, сентябрь, смородина, следы.
7. Найди ошибки и исправь их:
*летом Вася июра жыли влагере. Мал чики чясто хадили врощю Тамбыло много душыстых ягод. Белки грызли шышки. стучяли дятлы
*Ярче светит солнце Идет веселая весна. сюга летят птицы. Наполях стучат тракторы Люди радуются
- Сколько предложений?
-Выдели основы.
Упражнения для коррекционного занятия №17 (Вариант для ученика)
1. Любопытный:
Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь есть? Твои любимые напитки? Какие ягоды ты любишь? Где продукты? Где картина? Где апельсин? Где спортсмен?
2. Составление предложений из слов каждой строчки:
весеннее, на, выплыло, солнышко, небо
холодную, его, лучи, разбудили, землю
колхозе, в, закипела, работа
первые, огороде, на, грядки, вскопали
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
*На реке раскрылись желтые кувшинки. Цветет над водою водяная кашка. Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Над водою летают стрекозы. Дети бегают по душистому лугу.
4. Напиши проверочные слова:
Р___ка - ______________, пл___та -___________________, пл___чо - __________________, м___чи - ___________, ц___на - ____________________, п___ла - _________________, хл___ба - ___________, г___рбы - ________________, ч___сло - ______________________.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами:
Этот платок большой, а тот маленький.
Этот нож острый, а тот ________________________________.
Это поле близкое, а то ____________________________________.
Это озеро глубокое, а то __________________________________.
Эта береза молодая, а та ____________________________________.
6. Буква С:
*Твердый – мягкий: сад, Сеня, карась, рис, колос, бусы, синий, сядь, суп, сирень, семья, солнце, сумма, серебро, осень, свет, Саратов, скульптор, сентябрь, смородина, следы.
7. Найди ошибки и исправь их:
*летом Вася июра жыли влагере. Мал чики чясто хадили врощю Тамбыло много душыстых ягод. Белки грызли шышки. стучяли дятлы
*Ярче светит солнце Идет веселая весна. сюга летят птицы. Наполях стучат тракторы Люди радуются
Упражнения для коррекционного занятия №18 (Вариант для учителя)
1. Подбери пару:
Тетрадь, телефон, туфли, театр, тарелка, тигр, торт, территория, трава, туча, труд.
Тяжелый, темная, огромная, вкусный, зеленая, фарфоровая, оперный, кожаные, звонкий, полосатый, толстая.
2. Составление предложений из слов:
Взошло солнце город проснулся улицы ожили идут на работу рабочие мчатся машины дети спешат в школу.
- Сколько предложений?
-Выдели основы.
-Поставь ударения в каждом слове.
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
*Как пышно цветет и зеленеет луг! Вот дикий овес золотится на солнце. Из травы выглядывают красные маки. На сырых местах красуются нежные голубые незабудки. Порхают пестрые бабочки.
4. Напиши проверочные слова:
Зу__ - ___________, г__ра - ____________ чи__ - ____________, н__ра - _____________, р__ды - _________, ле__ - ____________, сл__ды -__________, овра__ - ____________, пл__ды - ____________, р__са - _____________, клу__ - _____________.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами:
Собака Бобик стоит _______ крыльце. Ребята вышли _______ леса. _______ класс вошел учитель. Мальчики бросились _______ воду. Девочки подошли _______ клетке. Дедушка сделал _______ дерева скворечник. Бабушка ходила _______ лес _______ ягодами.
6. Буква Т:
*Нахождение буквы Т среди множества других букв.
*Раскрашивание буквы Т в деформированном рисунке.
*Письмо буквы Т по наждачной бумаге указательным пальцем.
*Письмо заглавной и строчной буквы Т.
*Лепка буквы Т из пластилина.
*Конструирование буквы Т из веревочки.
*Слоговой аукцион:
- придумай слова со слогами ТА (тарелка, тапочки, Таня, таракан, танец, талон), TЕ (театр, телега, тело, тени);
- назови имена детей, в которых есть слоги ТО, ТА, НЯ, МА, РА, СЯ (Тоня, Таня, Тая, Марина, Тася, Тамара – Тома).
7. Найди ошибки и исправь их:
*Наступило лето Скоромы, школьники, будем отдыхать. Ясмамой поеду кбабушке вдеревню. моя сестра будет отдыхать наюге
*пришла солнечьная висна. Журчят ручи. зеленеет пушыстая трафка. Появилис душыстые цвиты
Упражнения для коррекционного занятия №18 (Вариант для ученика)
1. Подбери пару:
Тетрадь, телефон, туфли, театр, тарелка, тигр, торт, территория, трава, туча, труд.
Тяжелый, темная, огромная, вкусный, зеленая, фарфоровая, оперный, кожаные, звонкий, полосатый, толстая.
2. Составление предложений из слов:
Взошло солнце город проснулся улицы ожили идут на работу рабочие мчатся машины дети спешат в школу.
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
*Как пышно цветет и зеленеет луг! Вот дикий овес золотится на солнце. Из травы выглядывают красные маки. На сырых местах красуются нежные голубые незабудки. Порхают пестрые бабочки.
4. Напиши проверочные слова:
Зу__ - ___________, г__ра - ____________ чи__ - ____________, н__ра - _____________, р__ды - _________, ле__ - ____________, сл__ды -__________, овра__ - ____________, пл__ды - ____________, р__са - _____________, клу__ - _____________.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами:
Собака Бобик стоит _______ крыльце. Ребята вышли _______ леса. _______ класс вошел учитель. Мальчики бросились _______ воду. Девочки подошли _______ клетке. Дедушка сделал _______ дерева скворечник. Бабушка ходила _______ лес _______ ягодами.
6. Буква Т:
*Слоговой аукцион:
- придумай слова со слогами ТА,TЕ;
- назови имена детей, в которых есть слоги ТО, ТА, НЯ, МА, РА, СЯ
7. Найди ошибки и исправь их:
*Наступило лето Скоромы, школьники, будем отдыхать. Ясмамой поеду кбабушке вдеревню. моя сестра будет отдыхать наюге
*пришла солнечьная висна. Журчят ручи. зеленеет пушыстая трафка. Появилис душыстые цвиты
Упражнения для коррекционного занятия №19 (Вариант для учителя)
1. Подбери пару:
Ученик, учитель, урок, ум, утюг, улица, утро, улыбка.
Умный, удивленная, успешный, удивительное, узкая, удобный, удачный, пытливый.
2. Составление предложений из слов:
Наступила весна прилетели скворцы они хлопочут около гнезд проснулись от спячки звери в рощах кричат грачи хорошо весной
- Сколько предложений?
-Выдели основы.
-Поставь ударения в каждом слове.
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом, составление рассказа:
*Собака залаяла и бросилась к дереву. _____________
В лесу жила белка. ______________
Белка спряталась в дупло. __________
В лес пришел охотник с собакой. ___________
4. Напиши проверочные слова:
К___са - _____________, рука___ - ___________________, д___жди - __________, гла___ - _____________, к___за - ______________, лу___ - ____________, м___сты - _____________, пл___та - _______________, з___ма - _______________, фла___ - ______________, эта___ - _______________.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами:
Миша вошел _____ класс, сел ________ парту. Он вынул _____ портфеля книги и положил ______ парту. Миша сидит ______ Юрой. Учитель вызвал Мишу _____ доске. Мальчик стоит _____ доски и отвечает урок.
6. Буква У:
*Нахождение буквы У среди множества других букв.
*Раскрашивание буквы У в деформированном рисунке.
*Письмо буквы У по наждачной бумаге указательным пальцем.
*Письмо заглавной и строчной буквыУ.
*Лепка буквы У из пластилина.
*Конструирование буквы У из веревочки.
*Занимательные модели: ___ у ___ (бук, зуб, суп)
___ ___ у ___ (стук, круг, паук)
___ ___ ___ у ___ (парус, арбуз, вдруг)
7. Найди ошибки и исправь их:
*Коля ипетя хадили влез. Мальчики нашли вкустах гниздо. Вгнизде сидел птенчики ребята забрали гниздо с птенчиками дамой Правильно лиони поступили
*Шумно бигут ручи. Весело чирикают вараби. Грач важно шогает подорошке сережа иКоля строят скворечник. Колхозники роботает напалях
Упражнения для коррекционного занятия №19 (Вариант для ученика)
1. Подбери пару:
Ученик, учитель, урок, ум, утюг, улица, утро, улыбка.
Умный, удивленная, успешный, удивительное, узкая, удобный, удачный, пытливый.
2. Составление предложений из слов:
Наступила весна прилетели скворцы они хлопочут около гнезд проснулись от спячки звери в рощах кричат грачи хорошо весной
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом, составление рассказа:
*Собака залаяла и бросилась к дереву. _____________
В лесу жила белка. ______________
Белка спряталась в дупло. __________
В лес пришел охотник с собакой. ___________
4. Напиши проверочные слова:
К___са - _____________, рука___ - ___________________, д___жди - __________, гла___ - _____________, к___за - ______________, лу___ - ____________, м___сты - _____________, пл___та - _______________, з___ма - _______________, фла___ - ______________, эта___ - _______________.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами:
Миша вошел _____ класс, сел ________ парту. Он вынул _____ портфеля книги и положил ______ парту. Миша сидит ______ Юрой. Учитель вызвал Мишу _____ доске. Мальчик стоит _____ доски и отвечает урок.
6. Буква У:
*Занимательные модели: ___ у ___
___ ___ у ___
___ ___ ___ у ___
7. Найди ошибки и исправь их:
*Коля ипетя хадили влез. Мальчики нашли вкустах гниздо. Вгнизде сидел птенчики ребята забрали гниздо с птенчиками дамой Правильно лиони поступили
*Шумно бигут ручи. Весело чирикают вараби. Грач важно шогает подорошке сережа иКоля строят скворечник. Колхозники роботает напалях
Упражнения для коррекционного занятия №20 (Вариант для учителя)
1. Подбери пару:
Сверкает, румянит, говорится, прочитайте, спишите, вставляйте, пришли, выпал, замерзла.
Что сделала? Что делает? Что сделал? Что делается? Что сделали? Что сделайте? Что делайте?
2. Составление предложений из слов:
На реке раскрылись желтые кувшинки цветет над водою водяная кашка дикая утка вывела из осоки маленьких утят над водою летают стрекозы дети бегают по душистому лугу.
- Сколько предложений?
-Выдели основы.
-Поставь ударения в каждом слове.
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
Таня рисовала простым карандашом. Скучные получились картинки.
Взяла Таня цветные карандаши. Шиповник расцвел алым цветом. Зашумели у реки зеленые камыши. А над рекою повисло разноцветное коромысло.
4. Распредели слова на две группы (ь – показатель мягкости, ь – разделительный) :
Платье, крыльцо, мебель, листья, кольцо, уменье, серьезно, красненький, дарованье, наказанье, перья, уменье, любовь, большой, плаванье.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами:
Котенок подкрался _______ утятам. Утята побежали ______ собачьей будке. Лохматый пес залаял ______ котенка. Хитрые утята спокойно пошли _____ воде. Пес успокоился и залез _____ свою будку. А котенок убежал ______ двора.
6. Буква Ф:
*Нахождение буквы Ф среди множества других букв.
*Раскрашивание буквы Ф в деформированном рисунке.
*Письмо буквы Ф по наждачной бумаге указательным пальцем.
*Письмо заглавной и строчной буквы Ф.
*Лепка буквы Ф из пластилина.
*Конструирование буквы Ф из веревочки.
*Слоговой аукцион: фла… (-кон, -жок), фор… (-ма, -точка), фи… (-лин, -кус), бу… (-фет), кон… (-фета).
7. Найди ошибки и исправь их:
*живет впустыне жук. Его кастяной хвост – настоящее руже. Толко стриляет оно не дробю. Ядовитыми брызгами бет жук обитчика.
* Висной рибята извторого класса договорились сделать дляпервоклассников подарки. Летом они собирали марские ракушки, делали коллекции изкамней, листев разных диревьев, траф. Первого сентября все принисли свои коллекции вшколу.
Коллективный подарок очен понравился первоклассникам.
Упражнения для коррекционного занятия №20 (Вариант для ученика)
1. Подбери пару:
Сверкает, румянит, говорится, прочитайте, спишите, вставляйте, пришли, выпал, замерзла.
Что сделала? Что делает? Что сделал? Что делается? Что сделали? Что сделайте? Что делайте?
2. Составление предложений из слов:
На реке раскрылись желтые кувшинки цветет над водою водяная кашка дикая утка вывела из осоки маленьких утят над водою летают стрекозы дети бегают по душистому лугу.
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
Таня рисовала простым карандашом. Скучные получились картинки.
Взяла Таня цветные карандаши. Шиповник расцвел алым цветом. Зашумели у реки зеленые камыши. А над рекою повисло разноцветное коромысло.
4. Распредели слова на две группы (ь – показатель мягкости, ь – разделительный) :
Платье, крыльцо, мебель, листья, кольцо, уменье, серьезно, красненький, дарованье, наказанье, перья, уменье, любовь, большой, плаванье.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами:
Котенок подкрался _______ утятам. Утята побежали ______ собачьей будке. Лохматый пес залаял ______ котенка. Хитрые утята спокойно пошли _____ воде. Пес успокоился и залез _____ свою будку. А котенок убежал ______ двора.
6. Буква Ф:
*Слоговой аукцион: фла__________, фор______________________, фи__________________, бу_____________, кон___________________.
7. Найди ошибки и исправь их:
*живет впустыне жук. Его кастяной хвост – настоящее руже. Толко стриляет оно не дробю. Ядовитыми брызгами бет жук обитчика.
*Висной рибята извторого класса договорились сделать дляпервоклассников подарки. Летом они собирали марские ракушки, делали коллекции изкамней, листев разных диревьев, траф. Первого сентября все принисли свои коллекции вшколу.
Коллективный подарок очен понравился первоклассникам.
Упражнения для коррекционного занятия №21 (Вариант для учителя)
1. Подбери пару:
Наступили, сделали, катаются, прочитайте, выделяйте, голодают, повесил, прилетела, шумит, летит.
Что сделала? Что делает? Что сделал? Что сделали? Что сделайте? Что делайте? Что делают?
2. Составление предложений из слов:
В, уголке, живом, бассейн, есть. Живут, в, мирно, нем, чайка, и, уточка. дикая, и, плавают. Обе, от, чьей-то, пострадали, жестокости. Желтая, навещает, друзей, цапля.
- Сколько предложений?
-Выдели основы.
-Поставь ударения в каждом слове.
-Раскрась слова, которые начинаются с гласного звука.
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
Сентябрь. Стоят теплые деньки. Лес еще полон жизни. На сосне стучит дятел. Слышно, как стрекочут сороки. Шуршит под ногами ковер из желтых листьев.
А что там краснеет? Под осинкой мелькнула красная шапочка подосиновика.
Хорош лес в сентябре!
-Раскрась слова, которые начинаются с мягкого согласного звука.
4. Распредели слова на две группы (ь – показатель мягкости, ь – разделительный) :
Маленький, семья, большой, полью, листья, стать, вьюга, конь, жилье, гостья, соль, воробьи, уголь, голубь, ручьи.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами:
_____ нашем краю растут густые леса. _____ елью сидела лиса. Бабушка поседела _____ горя. Сверчок сидел _____ стене _____ очагом и тихо потрескивал. _____ калитки, свернувшись калачиком, спал лохматый пес Полкан.
-Раскрась слова, которые начинаются с твердого согласного звука.
6. Буква Х:
*Нахождение буквы Х среди множества других букв.
*Раскрашивание буквы Х в деформированном рисунке.
*Письмо буквы Х по наждачной бумаге указательным пальцем.
*Письмо заглавной и строчной буквы Х.
*Лепка буквы Х из пластилина.
*Конструирование буквы Х из веревочки.
*Слоговой аукцион: хи…(-хикать), хит…(-рый, -рец, -рость), хо…(-роший, -чет), храб…(-рый, -рость, -рец), уха…(-живать).
7. Найди ошибки и исправь их:
*Взалатые осенние дни сабиралис котлету журавли. пакружылис они надрадным болотом ипатянулис вдальние теплые страны.
Вглухом лису остановилис наотдых. Еще дорассвета праснулис чюткие журавли Чют брезжыт надрикой зорька. Скоро взойдет надрикой илесом виселое сонце Высоко паднимутся журавли. Сясного неба услышым их пращялные галаса
До свидания, до свидания, журавли До радосной встречи висною
Упражнения для коррекционного занятия №21 (Вариант для ученика)
1. Подбери пару:
Наступили, сделали, катаются, прочитайте, выделяйте, голодают, повесил, прилетела, шумит, летит.
Что сделала? Что делает? Что сделал? Что сделали? Что сделайте? Что делайте? Что делают?
2. Составление предложений из слов:
В, уголке, живом, бассейн, есть. Живут, в, мирно, нем, чайка, и, уточка. дикая, и, плавают. Обе, от, чьей-то, пострадали, жестокости. Желтая, навещает, друзей, цапля.
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
Сентябрь. Стоят теплые деньки. Лес еще полон жизни. На сосне стучит дятел. Слышно, как стрекочут сороки. Шуршит под ногами ковер из желтых листьев.
А что там краснеет? Под осинкой мелькнула красная шапочка подосиновика.
Хорош лес в сентябре!
4. Распредели слова на две группы (ь – показатель мягкости, ь – разделительный) :
Маленький, семья, большой, полью, листья, стать, вьюга, конь, жилье, гостья, соль, воробьи, уголь, голубь, ручьи.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами:
_____ нашем краю растут густые леса. _____ елью сидела лиса. Бабушка поседела _____ горя. Сверчок сидел _____ стене _____ очагом и тихо потрескивал. _____ калитки, свернувшись калачиком, спал лохматый пес Полкан.
6. Буква Х:
*Слоговой аукцион: хи…(-хикать), хит…(-рый, -рец, -рость), хо…(-роший, -чет), храб…(-рый, -рость, -рец), уха…(-живать).
7. Найди ошибки и исправь их:
Взалатые осенние дни сабиралис котлету журавли. пакружылис они надрадным болотом ипатянулис вдальние теплые страны.
Вглухом лису остановилис наотдых. Еще дорассвета праснулис чюткие журавли Чют брезжыт надрикой зорька. Скоро взойдет надрикой илесом виселое сонце Высоко паднимутся журавли. Сясного неба услышым их пращялные галаса
До свидания, до свидания, журавли До радосной встречи висною
Упражнения для коррекционного занятия №22 (Вариант для учителя)
1. Подбери пару:
Собака, кошка, конь, корова, курица, петух, обезьяна, баран, лошадь, коза.
Хохлатка, Ветер, Дымка, Шарик, Буренка, Петя, Маня, Чи-чи-чи, Княжна, Бяша.
2. Составление предложений из слов:
Хороша веревка длинная, один отрежь.
Старый друг а худое само навяжется.
Семь раз отмерь – неученье тьма.
Ученье свет, лучше новых двух.
За добрым делом находишься, а речь короткая.
- Сколько предложений?.
-Поставь ударения в каждом слове.
-Раскрась слова, которые начинаются с гласного звука.
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
Лесные муравейники почти всегда располагаются с южной стороны дерева, пня.
С северной стороны у деревьев всегда меньше ветвей, листьев
Многие цветы к закату солнца закрывают свои лепестки: мак – в три часа дня, гвоздика-травянка – в семь часов вечера, колокольчики – в полночь.
-Раскрась слова, которые начинаются с мягкого согласного звука.
4. Напиши проверочные слова:
С___сна - ______________, стр___ла - _______________, п___сьмо - _________________, р___ды - _______, кр___я - ___________ сл___ны - ___________, пл___чо - _____________, л___са - ____________, м___чи - ____________, вр___чи - ___________.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами:
_____топота копыт пыль _____полю летит. Носит Сеня _____ сени сено, спать _____ сене будет Сеня. _____ дворе трава, _____траве дрова. Не руби дрова _____ траве двора. _____ траве стрекочет кузнечик. _____ цветами жужжат пчелы. _____ дворе горой, а _____избе водой.
-Раскрась слова, которые начинаются с твердого согласного звука.
6. Буква Ц:
*Нахождение буквы Ц среди множества других букв.
*Раскрашивание буквы Ц в деформированном рисунке.
*Письмо буквы Ц по наждачной бумаге указательным пальцем.
*Письмо заглавной и строчной буквы Ц.
*Лепка буквы Ц из пластилина.
*Конструирование буквы Ц из веревочки, макаронных изделий.
*Буква потерялась: молоде___, кузне___, солн___е, послови___а, ___ирк, мото___икл, коль___о, огуре___, ___веток, красаве___, ___вет, тан___ор, рубе___, ___арство, ___аревич, части___а.
7. Найди ошибки и исправь их:
*хароше летом Стаят топлые денки. Мы едем вдиревню чяйка. Наша дачя накрою леса. рядом речька исат. всоду цвитут душыстые розы Втрове любит спат кот васка.Подкрылцом жывет еш.
Упражнения для коррекционного занятия №22 (Вариант для ученика)
1. Подбери пару:
Собака, кошка, конь, корова, курица, петух, обезьяна, баран, лошадь, коза.
Хохлатка, Ветер, Дымка, Шарик, Буренка, Петя, Маня, Чи-чи-чи, Княжна, Бяша.
2. Составление предложений из слов:
Хороша веревка длинная, один отрежь.
Старый друг а худое само навяжется.
Семь раз отмерь – неученье тьма.
Ученье свет, лучше новых двух.
За добрым делом находишься, а речь короткая.
3. Запись предложений под диктовку, сравнение с образцом:
Лесные муравейники почти всегда располагаются с южной стороны дерева, пня.
С северной стороны у деревьев всегда меньше ветвей, листьев
Многие цветы к закату солнца закрывают свои лепестки: мак – в три часа дня, гвоздика-травянка – в семь часов вечера, колокольчики – в полночь.
4. Напиши проверочные слова:
С___сна - ______________, стр___ла - _______________, п___сьмо - _________________, р___ды - _______, кр___я - ___________ сл___ны - ___________, пл___чо - _____________, л___са - ____________, м___чи - ____________, вр___чи - ___________.
5. Дополни предложения подходящими по смыслу словами:
_____топота копыт пыль _____полю летит. Носит Сеня _____ сени сено, спать _____ сене будет Сеня. _____ дворе трава, _____траве дрова. Не руби дрова _____ траве двора. _____ траве стрекочет кузнечик. _____ цветами жужжат пчелы. _____ дворе горой, а _____избе водой.
6. Буква Ц:
*Буква потерялась: молоде___, кузне___, солн___е, послови___а, ___ирк, мото___икл, коль___о, огуре___, ___веток, красаве___, ___вет, тан___ор, рубе___, ___арство, ___аревич, части___а.
7. Найди ошибки и исправь их:
*хароше летом Стаят топлые денки. Мы едем вдиревню чяйка. Наша дачя накрою леса. рядом речька исат. всоду цвитут душыстые розы Втрове любит спат кот васка.Подкрылцом жывет еш.