СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Коррекционное сопровождение учащихся начального звена по результатам диагностики».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.1 Коррекция и развитие основных движений

На занятиях физической культурой, наряду с физическими упражнениями коррекционной направленности, используются упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями), что очень важно для нашей категории детей.

Просмотр содержимого документа
««Коррекционное сопровождение учащихся начального звена по результатам диагностики».»








Сообщение: «Коррекционное сопровождение учащихся начального звена по результатам диагностики».








Составила: Матанцева Е.Н.

учитель физической культуры














Улан-Удэ

2019г.










Специальными исследованиями доказано, что дети с задержкой психического развития чаще, чем их сверстники, имеют слабое физическое развитие, нарушение осанки, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям. При исследовании познавательной деятельности детей с задержкой психического развития отмечены нарушения процессов восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики и др.

Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.

Одной из особенностей ребенка с нарушением умственного развития является быстрая утомляемость от монотонной и однообразной для ребенка вида деятельности. Эмоционально насыщенная, захватывающая, несложная по содержанию и меньшая по объему двигательная деятельность (например игровая) может увеличить работоспособность ребенка.

Основным нарушением в двигательной сфере детей с ТНМР является расстройство координации движений, которые тормозят развитие в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности.

По определению Д.Д.Донского, под координацией движений понимается согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешним условиям и состоянию человека.

Большую роль в коррекционной работе играют занятия физической культурой. Наряду с решением основных задач – укрепление здоровья и закаливание детского организма, обеспечением правильного физического развития, обучение двигательным умениям и навыкам – уроки физической культуры решают коррекционные задачи путем преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики детей.

Техника физических упражнений имеет не одну, а несколько характеристик: временную (время движения, темп), пространственную (исходное положение, поза, перемещение тела и его звеньев в пространстве по направлению, форме, амплитуде, расстоянию), пространственно-временную (скорость, ускорение), динамическую (мышечные усилия), ритмическую(соразмерность усилий во времени и пространстве).

Младший школьный возраст является периодом , когда закладывается фундамент развития разнообразных умений, знаний, общения, привычек, осознанной деятельности, в том числе и двигательной.


Характеристика здоровья, двигательных нарушений и физического

развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии

Главным условием интеллектуального и психического развития детей является состояние физического развития, так как оно определяет познавательную активность. Нормализация физического состояния – один из важнейших аспектов социализации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

По данным А.А.Дмитриева (1991) обучающиеся с проблемами интеллекта имеют:

  1. нарушения физического развития: отставание в длине и массе тела; ожирение, нарушение осанки, деформацию стопы, нарушения в развитии грудной клетки, низкие показатели жизненной емкости легких, дисплазию (отклонения органов от нормальной формы и размера);

  2. недостатки в развитии основных движений: неточность движений в пространстве и времени, отсутствие чувства ритма, такта, грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий, низкий уровень равновесия, ограниченные амплитуды движений в беге, прыжках, метании, отсутствии легкости и плавности в движениях, излишняя напряженность и скованность движений;

  3. нарушения в развитии основных качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и конечностей , быстроты движений , выносливости, скоростно-силовых качеств, подвижности в суставах ;

Характерной особенностью ребенка с ТНМР является быстрая утомляемость от монотонной и однообразной для ребенка вида деятельности. Эмоционально насыщенная, захватывающая, несложная по содержанию и меньшая по объему двигательная деятельность( игровая) может увеличить работоспособность ребенка.

Основным нарушением в двигательной сфере умственно отсталых детей является расстройство координации движений, которые тормозят развитие в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности.

Под координацией движений понимается согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешним условиям и состоянию человека.

Техника физических упражнений имеет не одну, а несколько характеристик: временную (время движения, темп), пространственную (исходное положение, поза, перемещение тела и его звеньев в пространстве по направлению, форме, амплитуде, расстоянию), пространственно-временную (скорость, ускорение), динамическую (мышечные усилия), ритмическую(соразмерность усилий во времени и пространстве).

Младший школьный возраст является периодом , когда закладывается фундамент развития разнообразных умений, знаний, общения, привычек, осознанной деятельности, в том числе и двигательной. Дети приходят в школу с разным двигательным опытом, разным уровнем психофизических и моторных возможностей.

Большую роль в коррекционной работе играет наглядность, игры, практическая деятельность – это создаёт возможности для формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры, развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта. В ходе коррекционной работы с детьми на уроке я использую специальные упражнения, направленные на развитие:

- двигательной сферы , мелкой моторики

- ориентировки в пространстве (определение правой и левой стороны у себя, , симметричное перестроениеи др.);

- памяти ( повторение наизусть , работа с цифрами-номерами и др.);

- всех видов мышления;

- развитие сенсорных способностей ребёнка;

- активизации познавательной деятельности

-всех видов речевой деятельности.


В ходе индивидуальной работы с учащимися на уроке я осуществляю коррекцию недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных умений и навыков: в основных двигательных умениях.Коррекционная работа на уроке не должна сводиться только к развитию отдельных психических процессов, формированию определённых умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

Многообразие решаемых коррекционно – развивающих задач позволило сгруппировать в следующие виды, которые я применяю на уроках физической культуры;

  • Коррекция и развитие основных движений

  • Коррекция координационных способностей через подвижные игры;

  • Коррекция и профилактика нарушения осанки,

  • Коррекция развития речи

Однако это деление носит больше теоретический характер, в практической работе строгих разграничений нет. Создаю максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением.

2.1 Коррекция и развитие основных движений

На занятиях физической культурой, наряду с физическими упражнениями коррекционной направленности, используются упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями), что очень важно для нашей категории детей.

Коррекция ходьбы

В процессе обучения особое место уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движений рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой, с изменением направления, змейкой, противоходом, с изменением скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением.

Физические упражнения для коррекции ходьбы:

«Рельсы»- Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга.

«Не сбей».- Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т. п.

«Узкий мостик» - Ходьба по узкой линии, приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги; ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии.

«Длинные ноги» - По команде: «Длинные ноги идут по дороге», - ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде «Короткие ножки идут по дорожке» ходьба в полуприседе.

«Ходим в шляпе» - Ходьба с мешочком на голове.

«Кошка» - Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт делая движения руками, разгибая пальцы, выпуская.

«Солдаты»- Ходьба на месте , высоко поднимая колени со сменой темпа.

«Ловкие руки» - Ходьба с предметами в руках с выполнением заданий: руки вперед, круговые вращения, передача предметов из рук в руки и т.д.(мячи, кубики, гимнастические палки)

Коррекция бега


При выполнении бега для детей с умственной отсталостью типичными ошибка являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, вызванные нарушениями координации движений.

Специально – подготовительные упражнения лишь частично решают задачи координации двигательных нарушений в беге. Основной метод использования беговых упражнений – игровой, где ребенок полнее реализует свои навыки и умения.

Физические упражнения для коррекции бега:

- Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу;

- Бег на месте только руками, с постепенным увеличением и снижением темпа;

- Бег на месте только ногами, с постепенным увеличением и снижением темпа;

- Бег «змейкой», с подскоками, по ориентирам, по прямой, по узкому коридору;

- Бег медленный в чередовании с ходьбой;

- Бег по пересеченной местности;

- Челночный бег;

- Бег за обручем;

- Бег по кругу с остановками (свисток. хлопок) и выполнение заданий;

- Бег с грузом в руках;


Коррекция прыжков


За годы моей работы я заметила, что различные виды прыжков даются детям очень тяжело. Ошибками в прыжках в длину являются слабый толчок, неучастие рук, низкая траектория полета, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно - силовых качеств. Детям еще трудно одновременно совмещать и выполнять две задачи: движение ног и взмах руками. Подводящие упражнения развивают разнообразные координационные способности ребенка и дают возможность выполнить прыжок в целом.

Физические упражнения для коррекции прыжков.

Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90*.

Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10-15м.

Прыжки через скакалку – на двух, на одной, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад.

Прыжки «лягушка» со взмахом рук.

Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.

Прыжки через предметы на одной, двух ногах.


Коррекция лазанья и перелезания

Упражнения лазанья и перелезания по гимнастической стенке, скамейке прямой и наклонной и через препятствия разной высоты и ширины имеют прикладное значение, способствуют , умению управлять своим телом , развитию силы, ловкости, координации движений, укреплению свода стопы. Лазанье и перелезание корригируют недостатки психической деятельности – страх, завышенную самооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения и сложных двигательных ситуациях.- координация движений, соразмерность усилий, ловкость, точность передвижения и перемещения, ориентировка в пространстве, координация всех звеньев тела, согласованность движений, преодоление страха высоты, развитие силы рук, равновесия, профилактика плоскостопия;

Для преодоления препятствий

Используются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно. Деревянная и веревочная лестница.

Физические упражнения для коррекции лазанья и перелезания.

Ползание под веревкой, скакалкой, под бревном, под скамейкой.

Перелезание через рейку лестницы – стремянки.

Лазанье, ползание по гимнастической скамейке разными способами.

Лазанье по наклонной гимнастической скамейке.



Коррекция мелкой моторики

Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение мелкой моторики, движения рук и моторные компоненты речи.

Для активизации движений кистей и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь. Мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету, шары, флажки, ленты, игрушки, кубики, геометрические фигуры, пуговицы, карандаши, зерно. Основной метод – игровой.

Координация и ритм движений, ориентировка в пространстве, дифференцировка усилий, скоростно – силовые качества, согласованность движений, глазомер, точность направления, равновесие, быстрота переключения и распределения внимания, быстрота реакции, силу рук и верхнего плечевого пояса, устойчивость к вестибулярной нагрузке, амплитуду движений, развитие мышц ног, брюшного пресса, позвоночника. Игра в мяч лучшее средство развития мелкой моторики.


Физические упражнения для коррекции преимущественно мелкой моторики рук.

- Перекатывание мяча сидя в парах.

- Передача мяча в парах.

- Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками.

- Бросок мяча в стенку и ловля его.

- Перебрасывание мяча двумя руками снизу, из-за головы и т. д.


Возможность сочетания различных методов, способов, приёмов и форм при проведении уроков способствует повышению эффективности обучения и воспитания, коррекции недочётов двигательной сферы и интеллектуальной деятельности.

Технологии коррекционно-развивающего образования, здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные, индивидуальный и дифференцированный подход, системно-деятельностный подход широко применяются при организации образовательного процесса на уроках физической и адаптивной культуры, внеклассной работы. При системно-деятельностном подходе учитель должен владеть технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы. У учащихся формируется контрольно-оценочная деятельность (они сами оценивают свою деятельность на уроке, умение находить причины затруднений, определять, что ещё не усвоено на уроке, задачи и тему урока определяют сами учащиеся при помощи учителя, задающего при этом наводящие вопросы и задания.

Результативность усвоения программного материала оценивается по динамике развития физических качеств, которые корригируются и совершенствуются в процессе обучения, степенью усвоения умений и навыков и переносу их в свободную самостоятельную деятельность. Реализация программы предусматривает всестороннее медицинское психолого-педагогическое обследование, определение уровня физической подготовленности и двигательных возможностей, уровня развития психических процессов обучающихся.

Результатом опыта работы является положительная динамика по всем показателям двигательной активности, подтвержденная результатами врачебно-педагогического контроля и проведённого тестирования, а также положительные результаты при участии обучающихся в спортивных мероприятиях, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.

Методическая литература

1. Дульнев Г. М. Актуальные вопросы работы с глубоко-отсталыми детьми: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. – Москва, 1960.

2. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. /Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2002.

4. В. И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. – М.: «ВАКО», 2004.

5. Г. П. Болонов. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения. – М.: «ТЦ Сфера», 2009.

6. А. М. Митяева. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М.: «Академия», 2008.

7. Интернет портал :инфо –урок;

8.Образовательный портал:MAAM.RU