СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционное воздействие театрализованной деятельности на общение детей с нарушением интеллекта.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционное воздействие театрализованной деятельности на общение детей с нарушением интеллекта.»

«Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя,

а в игре он познает мир». С.И. Мерзлякова



Коррекционное воздействие театрализованной деятельности на общение детей с нарушением интеллекта.






Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.





Театрализация это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.





Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.





Гипотеза  если в развитии творческих способностей детей использовать театрализованную деятельность, то формирование этих способностей произойдёт быстрее и эффективнее.

В значительной степени повысится развитие

коммуникативных способностей детей с нарушением интеллекта.



Содержание работы.

1.Введение.

2. Цель коррекционного воздействия театрализованной деятельности на развитие общения детей с нарушением интеллекта.
3. Воспитательные и коррекционные задачи.

4. Актуальность темы.

5. Организация театрализованной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта. 

6. Принципы работы над освоением театрализованной деятельности.

7. Методы и приемы работы.

8. Технология формирования театрализованно-игровой деятельности.

9. Основные направления работы с детьми в работе по театрализованной деятельности.

10. Предметно-развивающая среда.

11. Диагностика «Психомоторное развитие ребёнка» по методике

А. Бурениной и критерии оценки результатов театрально-игровой деятельности.

12. Роль педагога в организации театрализованной деятельности.

13. Работа с родителями.

14. Характеристика театрализованных игр.

15. Классификация театрализованных игр.

16. Выводы.











Введение.

Театрализованная деятельность занимает особое место среди видов художественной деятельности дошкольников. Гармоничное сочетание разных видов искусства в театрализованной игре позволяет решать задачу художественного развития и формирования творческой активности ребенка.

Своеобразие театрализованно-игровой деятельности проявляется в том, что она сочетает в себе как зачатки ролевой игры, так и элементы театрального искусства. Исследователи, изучавшие театрализовано - игровую деятельность нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с проблемами

(Л. С. Выготский, Б. М.Теплов, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, Н.С.Карпинская, Л.С.Фурмина, Е.А.Медведева), указывают на важность ее как для развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, так и для развития творчества. Практика работы с дошкольниками с нарушением интеллекта показывает, что использование театрализованно-игровой деятельности в разнообразных ее формах дает положительные результаты в коррекции познавательной, двигательной, эмоциональной сфер.

сюжету (сказок, стихов, рассказов).

Цель:

1.Формирование и коррекция средствами искусства социального, эмоционального, интеллектуального потенциала ребенка с проблемами в развитии, его позитивной самооценки и положительных качеств личности.

2. Формирование эталонов и стереотипов общения

3.Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Достижение этой цели становится возможным, когда средствами театрализованной деятельности решаются нижеследующие конкретные

воспитательные и коррекционные задачи:

- формирование интереса к театрализованной деятельности;

- формирование навыков исполнительской деятельности и норм поведения;

- формирование способности выражения своего Я во всех до­ступных детям видах театрализованной деятельности;

- обеспечение информационно-познавательных потребностей, через участие в театрализованной деятельности;

- коррекция имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах средствами театрализованной деятельности;

- активизация и коррекция навыков связной и мелодико - интонационной речи;

- развитие эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями;

- формирование чувства удовлетворения, радости, успешности; 

- формирование умения взаимодействовать друг с другом.

Задачи музыкального развития дошкольников с различными проблемами в каждом возрастном периоде конкретизируются в зависимости от возраста, характера и особенностей имеющихся у детей данной категории нарушений.

Актуальность.

Актуальность избранной мной темы на современном этапе очевидна: общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Постепенно, последовательно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психологической готовности к обучению - коммуникативный. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные.

Для ребенка с нарушением интеллекта общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии.

Особенность развития  детей с ОВЗ состоит в том, что у них нарушена познавательная деятельность, часто наблюдаются искажения эмоционального развития и отклонения в поведении, что в конечном итоге затрудняет развитие высших психических процессов, самостоятельной адаптации к жизни и приводит к нарушению связей с социумом и культурой. Указанные особенности вызывают не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом.

В работе с дошкольниками с нарушением интеллекта важнейшей задачей является обучение их необходимым эталонам и стереотипам общения, элементам коммуникации, из которых дети в дальнейшем будут строить собственное общение. Большую роль в этом играет включение детей в специально организованную театрально-игровую деятельность, которая служит не только развитию творческих способностей (воображения, выразительности мимики и жестов и т.п.), но и затрагивает другие стороны психического развития детей – развитие коммуникативной деятельности, эмоциональной и социальной адаптированности.

Приобщение детей с ОВЗ к театральной деятельности – непростое задание. Это связано с особенностями их развития: нарушение познавательной сферы, отклонения в поведении, дефицит информации об окружающем мире, который проявляется у этих детей в изменении и замедлении процесса восприятия. Все это приводит к нарушению связей с социумом, культурой, негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности и т. д.) и поэтому требует социальной коррекции.

Нарушение интеллекта значительно обедняет способность детей к подражанию, образному взаимодействию, поэтому перед взрослым стоит актуальная задача довести до ребенка необходимую коммуникативную информацию, определенные чувства и эмоции, нравственные и этические понятия. Обращение к внутреннему миру ребенка с помощью театрализованной деятельности в виде сказочных историй, специальных этюдов, упражнений и игр способствует усвоению детьми новых образцов поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации.

Организация театрализованной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта. 

Коррекционная работа и общение взрослого с детьми в процессе музыкальной и театрализованной деятельности вне занятий регулируются следующими правилами:

1.Формирование чувства «Мы», организация коррекционно-направленного пространства в музыкальной и театрализованной деятельности, в которой каждый участник (воспитатель, ребенок) является полноправным членом. С одной стороны, дети объединены общими целями деятельности, здесь есть сотворчество, взаимодействие, с другой — нет вторжения в личное пространство ребенка. Оптимальная физическая дистанция в общении, воспринимаемая, как правило, бессознательно, благотворно влияет на самочувствие субъектов, взаимодействующих друг с другом.

2. Демонстрация расположенности, которая проявляется в открытой, непринужденной улыбке ребенку, дружеской интонации, сдержанном, без раздражения диалоге с детьми, подбадривании в случае затруднений при выполнении заданий.

3. Показ целей совместной деятельности, ориентация ребенка на процесс обучения для их достижения в музыкальной и театрализованно-игровой деятельности.

4. Использование различных вариантов организации деятельности (сочетание групповой и индивидуальной форм).

Выполнение этих правил основывается на таком явлении, как «психологическое заражение». Дети в группе эмоционально влияют друг на друга. Часто деятельность одного становится толчком для начала такой же деятельности другого. Важно, чтобы эта деятельность была положительно ориентирована на развитие и коррекцию, поскольку в общей художественной деятельности каждый ребенок обретает дополнительный энергетический заряд и может проявить такую же активность, как его сверстники. С одной стороны, в качестве такого энергетического заряда выступает взрослый, а с другой — дети, которые справляются с заданием хорошо. Деятельность становится фактором развития ребенка в том случае, если она приносит ему удовлетворение, успех, а если она совершается по принуждению, то не способствует развитию ребенка. Именно поэтому важно в организации музыкально-игровой и театрализованной деятельности вне занятий создавать для детей с проблемами ситуацию успеха (субъективное чувствование, особое состояние удовлетворенности итогами физического и психического напряжения исполнителя). Ситуация успеха по отношению к ребенку с проблемами, безусловно, носит характер искусственный, создаваемый. Это происходит вследствие того, что педагог на некоторое время не замечает недостатков детей, отмечает только достоинства и лишь постепенно, в процессе коррекционной работы (когда ребенок поверит в свои силы), может осторожно указать на недостатки, помочь сначала вместе исправить их, а затем ребенок самостоятельно решает эту задачу. В этом случае искусственный налет успешности исчезает. Но сохраняется уверенность ребенка в своих силах, в его исключительности, которая является необходимым психологическим условием формирования навыков в разных видах деятельности, в том числе и театрализованно-игровой.

Ощущение успеха рождается, когда ребенок с проблемами преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, прикладывает усилие. Чтобы содействовать успеху дошкольников с проблемами в развитии в овладении навыками музыкально-игровой и театрализованной деятельности, необходимо определенное психологическое влияние взрослого. В первую очередь это снятие страха перед новой для ребенка деятельностью, освобождение его от психологического зажима, порождаемого неуверенностью в себе. Положительные результаты коррекционной работы усиливаются, если взрослый дает оценку своей работе, контролирует речь, действия, поведение детей, определяет, кому из детей в данный момент необходимо уделить больше внимания, оказать коррекционную поддержку, кого активизировать и включить в работу, кого похвалить.

Особое значение имеет использование приема индивидуальной неповторимости, который стимулирует действия ребенка в любой деятельности, в том числе художественной. Этот прием помогает ребенку преодолеть боязнь неудач, проявить свои способности. Чтобы закрепить положительные результаты после выполнения игры, упражнения, важно дать ребенку педагогическую оценку результата его усилий. Чтобы обеспечить субъективное переживание успеха, педагог должен оценивать не достижения ребенка в театрализованной деятельности в целом, а выделять детали результата, оригинальность, необычность исполнения.

Вследствие того что в театрализованных играх готовый сюжет как бы «ведет за собой действие игры», они рассматриваются и используются в обучении дошкольников с проблемами в развитии в качестве пропедевтического этапа в становлении сюжетно-ролевой игры, где детям необходимо создавать собственный замысел, воображаемую ситуацию на основе своего опыта и представлений об окружающем.

Театрализованная деятельность включает в себя следующие моменты:

- Основы кукловождения;

- Инсценировки песен;

- Театральные этюды;

- Развлечения;

- Фольклорные праздники;

- Сказки, театрализованные представления.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал: 

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- коррекционно-развивающие игры;

- упражнения по дикции, ритмодекламации;

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры-превращения ("учим владеть своим телом"), образные упражнения;

- упражнения на развитие детской пластики;

- ритмические минутки (логоритмика);

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для

свободного кукловождения;

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

- театральные этюды;

-отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

- репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Принципы работы над освоением театрализованной деятельности.

1. Принцип психологической комфортности – создание условий, в которой дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

2. Принцип целенаправленности – соблю­дение данного принципа основывается на общих целях воспита­ния и развития личности ребенка, которые соотносятся с целями и задачами коррекционно-образовательной работы и предполага­ют создание условий для реализации программы коррекционной работы в соответствии с особенностями и спецификой наруше­ний в развитии.

3. Принцип систематичности и последовательности – обеспечивается единством социально-нравственного, общекультурного развития личности, ориентирован на особенности развития личности ребенка с проблемами. Непрерывность образо­вательного процесса не только обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности ребенка, но и предпола­гает дифференциацию содержания в зависимости от уровня раз­вития ребенка и характера нарушения.

4. Принцип доступности – учитывать возрастные особенности, индивидуальные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт обеспечение им продвижения вперёд своим темпом.

5. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности обучения и воспитания - предполагает построение обра­зовательного процесса на основе максимального использования зоны актуального развития ребенка и ориентации на «зону ближайшего развития» и обеспечивается специальными технологиями, отражен­ными в содержании, методах и организационных формах.

6.Принцип личностно-деятельного подхода в воспитании и обучении - личность ребенка с проблемами рассматривается как субъект, формирование которого осуществляется в деятельности, в общении с другими людьми.

7. Принцип вариативности – понимание возможности различных вариантов решения задачи.

8. Принцип наглядности обучения:

-дидактические цели исследования наглядности;

-методику показа;

-количество наглядности;

-сочетание определенных видов наглядности;

-включение детей в анализ наблюдаемых объектов.

9. Принцип интегрированного подхода – план совместной работы с воспитателем, с учителем – дефектологом, учителем – логопедом.

10. Принцип воспитывающего и развивающего подхода – определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. В процессе работы побуждать детей к самостоятельному поиску, импровизации.

11. Принцип прочности – все сформированные умения и навыки применять на практике, осуществляя индивидуально – дифференцированный подход в процессе каждого занятия.

12.Принцип художественно-коррекционного воздействия коррекционного.

Он пред­полагает использование художественно-коррекционных техноло­гий, направленных на решение задач художественно-эстетиче­ского развития детей и одновременно коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений в развитии.

Методы и приемы работы.

- игровой;

- словесный;

- наглядно-слуховой;

- практический;

- драматизации (решение поставленных задач через перевоплощение в художественный образ;

- активного восприятия (даёт детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира;

- деятельного освоения музыкального языка (основан на элементарном музицировании и способствующий пониманию и развитию эмоциональной сферы дошкольника.

Технология формирования театрализованно-игровой деятельности дошкольников с ОВЗ имеет особенности. Однако в любом случае она предполагает этапность, что является организационным стержнем данного вида художественной деятельности. При этом на каждом этапе ставятся задачи, решение которых обеспечивается в творческом общении ребенка с проблемами со взрослым и сверстниками.

Первый этап направлен на формирование положительного мотивационно-потребностного компонента и интереса к театрализованной деятельности. В этот период важно обеспечить условия, способствующие проявлению желания детей с проблемами участвовать в ее различных театрализованно-игровых формах: материальные условия (оборудование, игрушки, фланелеграф, костюмы и декорации); первоначальная ориентировка ребенка в новой для него деятельности, связанной с перевоплощением в другой образ; расширение круга представлений о театре, обогащение его опыта новыми впечатлениями.

Подготовку к театрализованной деятельности начинают с выразительного чтения произведения и беседы о прочитанном. Выясняют не только содержание, но и отдельные средства выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовывать прочитанное. Поэтому при чтении надо использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Второй этап — ощущение успеха. На этом этапе дети учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения, правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей. Чтобы содействовать успеху таких детей в овладении навыками театрализованной деятельности, необходимо определенное психологическое влияние взрослого. В первую очередь это снятие страха перед новой для ребенка деятельностью, освобождение его от психологического зажима, порождаемого неуверенностью в себе. Чтобы закрепить положительные результаты после выполнения игры, упражнения, важно дать ребенку педагогическую оценку результата его усилий. Взрослый через интонацию, пластику, мимику передает свою веру в успех ребенка, тем самым побуждая его к действиям. Педагог должен сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе.

На данном этапе важно расширить кругозор детей за счет увеличения объема информации, обеспечить понимание и усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, формирование представлений детей о композиционном построении театрализованного действия.

Третий этап — ориентация ребенка на процесс обучения для достижения результата в театрализованно-игровой деятельности, овладение в доступной детям форме элементами техники и средствами интонационно-пластической выразительности передачи образов и сюжета, показ совместной деятельности.

Основные направления работы с детьми в работе по театрализованной деятельности.
Театральная игра. 
Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание,память,наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству. 
Ритмопластика.
Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их. 
Культура и техника речи 
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас. 
Основы театральной культуры 
Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре. 
Работа над спектаклем 
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т.д.). 

Диагностика «Психомоторное развитие ребёнка» по методике А.Бурениной и критерии оценки результатов театрально-игровой деятельности.

1. Интонационная выразительность речи.

2. Эмоциональность.

3. Характерологические особенности детей (общительность, скованность).

4. Творческие проявления.

5. Внимание.

6. Память.

7. Действия с кукольными персонажами.

8. Координация и ловкость движений.

9. Использование выразительных средств (мимика, жесты).

Предметно-развивающая среда.

Успешным занятием театрализованной деятельностью в детском саду способствуют: 

  • зрительный зал;

  • костюмы и декорации;

  • магнитофон, кассеты;

  • детские музыкальные инструменты;

  • различные атрибуты к занятиям;

  • наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширм;

Таким образом, среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности .

Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности.

Театрализованные игры основаны на разыгрывании сказок, поэтому для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению. Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания.

Работа по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводится в тесном контакте с воспитателем, учителем-дефектологом, логопедом. В организации коррекционной направленности музыкальной и театрализованной деятельности особая роль принадлежит воспитателю, использующему различные педагогические технологии, обеспечивающие положительную динамику в развитии таких детей.

Компонентами общения воспитателя с детьми вне занятий, помогающими успешно решать коррекционные задачи, являются:

- определение педагогом цели общения;

- установление личностно-ориентированного контакта с каждым из воспитанников;

- создание атмосферы увлеченности, в то же время выдержка, терпение и

доброжелательность;

- формирование чувства единения в общении;

- демонстрация расположенности педагога к ребенку;

- показ целей совместной деятельности;

- проявление интереса к успехам детей;

-создание психологического фона радости через подчеркивание индивидуальной исключительности, снятие страхов, скованности в новой для ребенка деятельности, оказание разных видов помощи;

-создание мотивационно - потребностной основы музыкальной и театрализованной деятельности;

- использование различных вербальных и невербальных средств общения (мимики, пантомимики, интонации, мелодики).

Перечисленные компоненты модели общения взрослого с дошкольниками с проблемами в развитии вне занятий создают положительный фон для активизации музыкальной и театрализованной деятельности, условия для коррекционной работы.

В такой работе с детьми важны индивидуальное общение с каждым ребенком, дифференцированный подход к детям в зависимости от их психологических особенностей и имеющегося опыта. Важным моментом коррекционно-направленной работы средствами музыки и театра вне занятий являются планомерность и систематичность обучения и общения педагога с детьми в этой деятельности.

На занятиях с логопедом дети отрабатывают четкую дикцию, работают над выразительностью речи, правильным речевым дыханием. 

Работа с родителями.

Творчеству детей способствует контакт педагогов с родителями детей. Мамы и папы должны быть активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Родители могут участвовать в создании декораций к детским спектаклям, изготавливать вместе с ребятами костюмы, помогать в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы, посещают театры.

Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.

Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей , воспитателей и родителей. 

Характеристика театрализованных игр .

Особенности театрализованных игр: - литературная или фольклорная основа их содержания; - наличие зрителей.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

- дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,

- осваивают способы их внешнего выражения,

- осознают причины того или иного настроя.

- образно-ролевые (делятся на игры с куклами, пальчиковый театр, би-ба-бо и игры, в которых дети передают роли без кукол).

Театрализованные игры сохраняют все типичные признаки ролевых игр: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Тем не менее, в отличие от сюжетно-ролевых игр, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию или литературному

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Классификация театрализованных игр.

Кукольный театр . Важное место в развитии театрализованной деятельности дошкольников с проблемами занимает кукольный театр и его различные виды: би-ба-бо на ширме, театр игрушки (мягкой, деревянной, пластмассовой) на столе. В качестве подготовительного этапа в обучении детей действиям с куклами на; ширме используются различные пантомимические игры с руками и передача условных образов различных персонажей при инсценировании сюжета: «зайчиков» (подняты вверх два пальчика), «гусей» (все пальчики соединены). Детям нравится сопровождать чтение стихов действиями рук («Расскажи стихи руками»). Обучение кукловождению осуществляется педагогом параллельно с работой над техникой речи детей (логическими ударениями, интонацией и т.д.). В игровых заданиях с куклами лучше отрабатывается интонационная выразительность образа, поскольку ребенок сосредоточен только на действии руки и голоса, а не всего тела.

Игры в кукольный театр.

- Настольный театр.

- Театр на руке.

- Напольные куклы.

- Стендовый театр.

- Верховые куклы.

- Театр живой куклы

Игры – драматизации. Это вид театрализованно-игровой деятельности, в котором дети, разыгрывая сюжет знакомых сказок, рассказов, учатся передавать образы персонажей, их характерные особенности в вербальной и невербальной формах. К воспроизведению образов персонажей в играх-драматизациях дошкольники с проблемами подводятся постепенно: сначала формируется умение интонационно передавать образ, затем дети овладевают пластической выразительностью и только после этого могут создавать целостный образ персонажа. В игровой форме у детей формируются навыки совместных действий с педагогом по организации режиссерских игр на столе, фланелеграфе, на ширме. В процессе обучения дети овладевают способами организации и передачи сюжета знакомой сказки, приемами троекратного повторения эпизодов, цепного построения композиции, появления персонажей, интонационной выразительности в передаче образа. Дети учатся разумно использовать пространство мини-сцены или экрана при показе сюжета.

Игры – спектакли.

- Драматический спектакль.

- Музыкально-драматический спектакль.

- Детская опера.

- Спектакль на хореографической основе.

- Спектакль ритмопластики.

- Пантомима.


Ладошковый театр.










Мягкая игрушка





Кукольный театр






Театр шагающий






Вязанный театр


Конусный театр





Маски




Плоскостной театр

















Пальчиковый театр














Театр теней





Театр из ложек


Перчаточный театр




Выводы.
Опыт работы и длительные наблюдения показывают, что театрализованная деятельность один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка с ОВЗ, который способствует формированию и коммуникативных навыков, чувства коллективизма, ответственности друг за друга. Благодаря чему ребёнок с нарушением интеллекта преодолевает робость, неуверенностью в себе, связанную с трудностями общения.

Литература по проблеме влияния театрализованной деятельности на развитие общения детей .

1.Артемова Л.В.Театрализованные игры дошкольников.-М.,

1990.

2. БуренинаА.И. «Театр всевозможного» С-П, 2002.

3.Взаимодействие искусств в педагогическом процессе/ Под

ред.В.С.Клюева, Н.А. Яковлева.- М., 1989.

4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском

возрасте.- М., 1991.

5.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.,

1982.

6.Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду».

-М., Творческий центр, 2009.

7.Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в

процессе театрализованных игр // Дошкольное

воспитание.-1989.-№1

8.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М.,

2000.

9. А.Е.Антипина. "Театрализованная деятельность в детском

саду,Игры, упражнения, сценарии". М.: Сфера, 2006 г.

10. Л.В.Артёмова. "Театрализованные игры дошкольников". М.: Просвещение, 1991 г.

11."Что такое театр". Практическое пособие. М.: Линка-пресс, 1997

12.  Т.Н.Караманенко. "Кукольный театр – детям". М.: Просвещение,

13. Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду - М.:

Просвещение, 1981

.      14. Картамышева А.И. Музыкально-театральная деятельность, как средство

развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного

возраста. – Минск: МГИ, 2008.

15.Е Л. Медведева «Музыкальное воспитание детей с проблемами