Тема занятия. Простое и сложное предложение.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с понятиями «простые и сложные предложения»;
- учить выделять в письменной речи "простые и сложные предложения".
развивающие:
- учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия);
- развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
- развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
- формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя.
воспитательные:
- расширять коммуникативные способности детей;
- закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.
Ход занятия
1.Оргмомент
2. Разминка. (Повторим правила)
- Что называется предложением?
Группа слов, которая выражает законченную мысль? (Предложение).
Слайд 1
- Как называются предложения, которые имеют только главные члены в своём составе (нераспространенные).
-Что составляют подлежащее и сказуемое? (Основу предложения).
Слайд 2
3.Работа по теме занятия.
Слайд 3
1) – Задание: Прочитайте предложения.
Прозвенел звонок с урока.
Ребята выбежали на перемену.
Началась весёлая игра.
Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.
Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.
– Какие предложения вы назвали простыми, а какие сложными?
–Назовите основы в каждом предложении.
– Как можно доказать, что предложение простое или сложное?
- Что вы заметили?
Слайд 4
- В чём ещё отличие простого и сложного предложений?
Слайд 5
Итак, чтобы определить какое предложение и какие знаки препинания нужно в нем поставить НАДО:
Слайд 6
1. Прочитать предложение.
2. Найти грамматические основы.
3. Определить сложное или простое предложение.
4. Если сложное, поставить знаки препинания
Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными.
Слайд 7
-Какой знак препинания употребляется между простыми предложениями в составе сложного? (Запятая).
Слайд 8
Тест на карточках.
1. Что такое простое предложение?
А - Предложение, в котором одна грамматическая основа.
Б – Предложение, в котором две грамматические основы.
2. Что нужно сделать, чтобы определить: предложение простое или сложное?
А – Найти главные члены предложения.
Б – Найти второстепенные члены предложения.
3. Что такое сложные предложения?
А – Предложение, в котором одна грамматическая основа.
Б – Предложение, в котором две или несколько грамматических основ.
Задание 1. Прочитайте предложения. Выделите грамматическую основу.
На лугу травка зеленеет.
Саша и Маша играли в прятки.
Солнце светит ярко, по оврагам бегут ручьи.
Море яростно стонало, и волны бешено рвались.
Алёнушка бросилась за братцем, но лебеди уже уносили его.
Задание 2. Устно. Составьте 2 простых и 3 сложных предложений.
Задание 3. Соедини простые предложения в сложные с помощью подходящих по смыслу союзов и без них.
1) Наступила ночь. Во многих окнам всё ещё горел свет.
2) Растения хорошо развивались. Надо ежедневно поливать их.
3) Опадают последние листья с деревьев. Улетают перелётные птицы.
4) Дорогу можно переходить. Зажигается красный свет.
Подведение итогов.
Тест.
1. Что такое простое предложение?
А - Предложение, в котором одна грамматическая основа.
Б – Предложение, в котором две грамматические основы.
2. Что нужно сделать, чтобы определить: предложение простое или сложное?
А – Найти главные члены предложения.
Б – Найти второстепенные члены предложения.
3. Что такое сложные предложения?
А – Предложение, в котором одна грамматическая основа.
Б – Предложение, в котором две или несколько грамматических основ.
Тест.
1. Что такое простое предложение?
А - Предложение, в котором одна грамматическая основа.
Б – Предложение, в котором две грамматические основы.
2. Что нужно сделать, чтобы определить: предложение простое или сложное?
А – Найти главные члены предложения.
Б – Найти второстепенные члены предложения.
3. Что такое сложные предложения?
А – Предложение, в котором одна грамматическая основа.
Б – Предложение, в котором две или несколько грамматических основ.
Тест.
1. Что такое простое предложение?
А - Предложение, в котором одна грамматическая основа.
Б – Предложение, в котором две грамматические основы.
2. Что нужно сделать, чтобы определить: предложение простое или сложное?
А – Найти главные члены предложения.
Б – Найти второстепенные члены предложения.
3. Что такое сложные предложения?
А – Предложение, в котором одна грамматическая основа.
Б – Предложение, в котором две или несколько грамматических основ.
Задание 1. Прочитайте предложения. Выделите грамматическую основу.
На лугу травка зеленеет.
Саша и Маша играли в прятки.
Солнце светит ярко, по оврагам бегут ручьи.
Море яростно стонало, и волны бешено рвались.
Алёнушка бросилась за братцем, но лебеди уже уносили его.
Задание 1. Прочитайте предложения. Выделите грамматическую основу.
На лугу травка зеленеет.
Саша и Маша играли в прятки.
Солнце светит ярко, по оврагам бегут ручьи.
Море яростно стонало, и волны бешено рвались.
Алёнушка бросилась за братцем, но лебеди уже уносили его.
Задание 1. Прочитайте предложения. Выделите грамматическую основу.
На лугу травка зеленеет.
Саша и Маша играли в прятки.
Солнце светит ярко, по оврагам бегут ручьи.
Море яростно стонало, и волны бешено рвались.
Алёнушка бросилась за братцем, но лебеди уже уносили его.
Задание 3. Соедини простые предложения в сложные с помощью подходящих по смыслу союзов и без них.
1) Наступила ночь. Во многих окнам всё ещё горел свет.
2) Растения хорошо развивались. Надо ежедневно поливать их.
3) Опадают последние листья с деревьев. Улетают перелётные птицы.
4) Дорогу можно переходить. Зажигается красный свет.
Задание 3. Соедини простые предложения в сложные с помощью подходящих по смыслу союзов и без них.
1) Наступила ночь. Во многих окнам всё ещё горел свет.
2) Растения хорошо развивались. Надо ежедневно поливать их.
3) Опадают последние листья с деревьев. Улетают перелётные птицы.
4) Дорогу можно переходить. Зажигается красный свет.
Задание 3. Соедини простые предложения в сложные с помощью подходящих по смыслу союзов и без них.
1) Наступила ночь. Во многих окнам всё ещё горел свет.
2) Растения хорошо развивались. Надо ежедневно поливать их.
3) Опадают последние листья с деревьев. Улетают перелётные птицы.
4) Дорогу можно переходить. Зажигается красный свет.