1.Организационный момент Задача: организовать и мотивировать детей на предстоящую деятельность. Коррекционно – воспитательная: воспитывать ценностное и уважительное отношение к маме, формировать интерес к познавательной деятельности, формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению частей речи, формировать навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на занятии. Коррекционно-развивающая: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации осуществлять логические действия сравнения под руководством учителя. | Методы обучения: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: выстраивание игрового, приключенческого сюжета, стимулирование занимательным содержанием. По источнику получения знаний: словесные (беседа), наглядные (демонстрация) Метод развития психических функций. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Антоновна, и сегодня коррекционное занятие по русскому языку проведу у вас я. - Прежде чем присесть на свои места, необходимо обратить внимание на слайд, что на нём изображено? (Газеты и журнал) Вы сможете присесть на свои места, если скажете, какое изображение лишнее? (Журнал) Верно ребята, лишним является журнал, а почему, именно журнал лишний? Верно, потому, что среди всех изображений он один, а газет три. -Вы правильно ответили на мой вопрос, поэтому можете тихонько присаживаться на свои места. -Ребята, а вы знаете, где создаются газеты и журналы? -В типографии, типография- это такое место в котором производится печатание книг, газет и других изданий. -Сегодня у нас необычное занятие, представьте, что вы работаете в типографии. Завтра утром вам нужно выпустить в печать статью об одном празднике. Но ночью, неизвестные пробрались в типографию и испортили наработки. Нам будет необходимо восстановить текс, и выпустить статью вовремя. | Личностные: Обучающиеся проявляют ценностное и уважительное отношение к маме, проявляют интерес к познавательной деятельности. Проявляют сформированность личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению частей речи навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на занятии. Метапредметные: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, осуществлять логические действия. |
2. Сообщение темы и цели занятия Задача: Организовать деятельность по определению темы занятия. Коррекционно-развивающая: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации осуществлять логические действия сравнения под руководством учителя. Задача коррекционной работы: проявляют устойчивость, объём и распределение внимания. | Методы обучения: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: выстраивание игрового, приключенческого сюжета, стимулирование занимательным содержанием. Метод развития психических функций. Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование, поручение. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. | -Чтобы узнать, о каком празднике будет идти речь, и на какую тему нам нужно будет отредактировать статью, предлагаю прослушать стихотворение. Я проснусь сегодня на рассвете, Кисти, краски я достану вновь, Нарисую на большом-большом мольберте Свою самую огромную любовь – Свою маму я сегодня нарисую, Ее глазки, что добром всегда блистают, Ее щечки, что так часто я целую, Ее ручки, что в ненастье приласкают! Я проснусь сегодня на рассвете – Этот миг сегодня не просплю. Нарисую свою маму на мольберте, Потому что я ее люблю! -Ребята, о ком это стихотворение? А как вы об этом догадались? Кто догадался, о каком празднике сегодня пойдёт речь? Тогда, как может называться наша статья, которую нам предстоит выпустить? (Праздник День матери) -Верно ребята! -Обратите внимание на слад, на нём появилась та самая испорченная статья. -Давайте попробуем ее прочитать. -Как думаете, какие слова ( части речи) потерялись в тексте? Хорошо! -Предлагаю составить план нашего занятия. - Знаем ли мы что-то о частях речи? (да) -Значит, что нам необходимо сделать, познакомиться или вспомнить? (вспомнить) -А умеем ли мы определять части речи? (Да) - Значит вторым пунктом плана будет, потренироваться определять их. - Умеете ли вы в тексте находить части речи? (Да) -Значит в третьем пункте нашего плана мы вспомним: Как определить часть речи в тексте. -Верно ребята, сегодня мы с вами на занятии вспомним, что мы знаем про «Имя числительное. Наречие. Глагол» и поучимся определять эти части речи в тексте. | Метапредметные: Обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находят средства их осуществления и ставят новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; выполняют действия по намеченному плану, адекватно оценивать правильность выполнения действия; |
3.Разминка Задача: развитие устойчивости концентрации внимания мыслительных операций и памяти. Коррекционно- воспитательная: Формировать навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на занятии. Коррекционно - развивающая: актуализировать знания о частях речи «Имя числительное. Глагол. Наречие», через работу с правилом, отработать Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации осуществлять логические действия сравнения под руководством учителя. | По дидактическим целям: Методы развития психических функций Методы формирования умений и навыков, применения знаний Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. | -Ребята, сегодня мы пробуем себя в роли работников типографии, перед тем как приступить к работе, предлагаю выполнить следующее задание. -Чтобы узнать, какие части речи потерялись в тексте, предлагаю обратить внимание на слайд. -Прочитайте внимательно все слова. - Ваша задача найти из слов числительные и подчеркнуть их. -(Имя), назови слова, которые ты подчеркнул. (два, обо, двое, второй, пятьдесят, сотый) - Докажи, что это числительные. (Отвечает на вопрос сколько?) -Ребята, кто согласен поднимите руку. - Теперь найдите глаголы и зачеркните их. - (Имя), какие глаголы ты зачеркнул? (бежать, писать, работать) - Докажи, что это глаголы. (отвечают на вопрос что делать?) - Кто согласен поднимите руку. - Найдите наречия и обведите их в круг. - (Имя), какие наречия ты нашёл? (назло, иногда, смело, со зла) - Докажи, что это прилагательные (отвечают на вопросы какой?) - Кто согласен поднимите руку. -Какие части речи потерялись в тексте? Что такое числительное, глагол, наречие? (Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы «что делать», «что сделать». Наречие-это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?». Числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?) | Метапредметные: Обучающиеся демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, вопросы педагога и упражнения. |
4.Основная часть 4.1 Упражнение на закрепление частей речи Задача: Коррекционно- воспитательные: Формировать навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на занятии. Коррекционно - развивающая: актуализировать знания о частях речи «Имя числительное. Глагол. Наречие», через работу с правилом, отработать умения использовать правило в процессе работы с текстом, Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации осуществлять логические действия сравнения под руководством учителя. Задача коррекционной работы: проявляют устойчивость, объём и распределение внимания. Запоминают и воспроизводят информацию с опорой на вопросы и наглядность. Коррекционно - образовательная: повторить признаки частей речи, отрабатывать умение определять разные части речи среди слов в предложениях, отработать умение использовать части речи. 4.2. Определение частей речи. Коррекционно – воспитательная: формирование формировать навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на занятии. Коррекционно - развивающая: Отработать умения использовать правило в процессе работы с текстом, Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации осуществлять логические действия сравнения под руководством учителя. Коррекционно - образовательная: отрабатывать умение определять разные части речи среди слов в предложениях, отработать умение использовать части речи. 4.3. Нахождение частей речи в тексте. Коррекционно – воспитательная: формировать навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на занятии. Коррекционно - развивающая: развивать умение находить и определять части речи «Имя числительное. Глагол. Наречие». Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации осуществлять логические действия сравнения под руководством учителя. Коррекционно - образовательная: отработать умение использовать части речи. | Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения). Методы организации взаимодействия учащихся: работа в парах. Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение, беседа Методы развития психических функций. Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. | -Обратимся к нашему плану, что мы должны сделать сначала?( Вспомнить части речи) -Ребята, мы не можем выпустить статью, если не проверим и не исправим в ней ошибки. -Для это предлагаю поделиться на группы, 1 ряд- 1 группа, 2 ряд- 2 группа, 3 ряд- 3 группа. -У всех групп будет один текст, но разные задания. День матери – тот праздник, о котором невозможно забыть в суете каждодневных забот, его с нетерпением ждут и отмечают во многих странах. Посвящен этот праздничный день самой дорогой женщине, подарившей жизнь каждому человеку. Практически во всех странах отмечают День матери, история праздника насчитывает не одно столетие и для детей он настолько же важен, как и для мам. -Первому ряду необходимо внимательно прочитать первое предложение и найти в нём глаголы. Давайте ещё раз вспомним, на какие вопросы отвечает глагол? (Что делать, что сделать?) Молодцы! -Второму ряду необходимо внимательно прочитать второе предложение, которое начинается со слов «Посвящен этот праздничный день…», и найти наречия в этом предложении. Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают наречия? («как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».) Замечательно! -И наконец, третьему ряду, необходимо внимательно прочитать третье предложение и найти в нём числительные. Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя числительное? (сколько? который?) Верно ребята. -Мы хорошо потрудились, и выяснили, что глагол, это такая часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос, что делать, что сделать. Наречие – обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы, как, где, куда, когда, откуда и почему. И числительное, обозначает количество или порядок предметов, и отвечает на вопросы сколько, который. Физминутка. -Ребята, мы с вами хорошо поработали, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. -Я буду проговаривать стихотворение и показывать движения, ваша задача повторять за мной. Потрудились- отдохнём Встанем, глубоко вздохнём Руки в стороны, вперёд. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вверх и вниз поднять Руки плавно отпустили, Всем улыбки подарили. -Молодцы ребята, теперь за парты сядут те, у кого день рождения летом, теперь те, у кого день рождения весной, те, у кого день рождения осенью, те, у кого день рождения зимой. -Ребята, что нам необходимо сделать сейчас, когда мы уже вспомнили части речи? (Потренироваться определять их) Совершенно верно. -Для того, чтобы нам грамотно составить статью предлагаю поработать в парах. У вас на партах лежат карточки с текстом, вам необходимо внимательно прочитать текст, и найти в нём части речи «числительное, наречие и глагол» и подписать над словом, что это за часть речи. На работу у вас есть 3 минуты, можете приступать к выполнению, кто будет готов глазки на меня. -Вижу, что большинство пар уже готовы, давайте проверим, какие слова вы нашли в тексте. А почему вы так считаете? (Проговаривают правило) -Ребята, как вы думает, справились ли мы со вторым пунктом плана? (Да) А что мы для этого сделали? (Потренировались определять части речи) Физминутка -Ребята, предлагаю вам снова размяться и немного отдохнуть. Встаньте со своих мест так, чтобы не мешать соседу. Я буду проговаривать стихотворение и показывать движения, ваша задача повторять за мной. Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать Шесть - за стол тихонько сесть. -Молодцы ребята. -Ребята, мы уже вспомнили части речи, потренировались их определять, что нам нужно сделать теперь? (Попробовать находить части речи в тексте) Спасибо! -Теперь предлагаю поработать самостоятельно, у каждого на парте лежит таблица, которая называется «Части речи», придвиньте их к себе. Под таблицей расположен текст, с которым вам нужно будет поработать. -*Имя* прочитай название столбиков. Спасибо! -Вам необходимо из теста в столбик под названием «Наречия», выписать из текста наречия. В столбик под названием «Глаголы», выписать из текста глаголы. И в столбик под названием «Числительные», вписать из теста числительные. Подсказка, в этом вам может помочь предыдущее задание. На работу вас есть 3 минуты, кто будет готов, руку на локоток. Наречия | Числительные | Глаголы | | | | День матери – тот праздник, о котором невозможно забыть в суете каждодневных забот. Его с нетерпением ждут и отмечают во многих странах. Посвящен этот праздничный день самой дорогой женщине, подарившей жизнь каждому человеку. Практически во всех странах отмечают День матери, история праздника насчитывает не одно столетие и для детей он настолько же важен, как и для мам. -Вижу, что все уже готовы, предлагаю проверить вашу работу. Какие слова в первый столбик вписала *Имя*, почему ты так сделала? Какие слова *Имя* вписал во второй столбик, почему ты так сделал? Какие слова в третий столбик вписала *Имя* почему ты так сделала. -Ребята, вы верно выполнили работу, молодцы. | Метапредметные: Обучающиеся демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; умение выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, вопросы педагога и упражнения, строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; стремиться к более точному выражению собственного мнения. Предметные: умеют находить части речи в тексте, используют в речи. Называют и определяют морфологические признаки частей речи (имени числительного, наречия и глагола) рассказывают о частях речи с опорой на таблицу. |
5.Рефлексия прошедшего занятия Задача: оценить деятельность на занятии; Коррекционно – воспитательная: воспитывать ценностное и уважительное отношение к маме, формировать интерес к познавательной деятельности, формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению частей речи, формировать навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на занятии. | Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа) Методы воспитания: Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование; Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. Метод стимулирования занимательным содержанием: Создание ситуации успеха | Статьи можно писать и сами, но для этого нужно быть очень внимательными и грамотными. -Ребята, кем мы сегодня были, и что делали? -Верно, сегодня мы побывали в роли работников типографии и попробовали отредактировать текс к празднику «День матери». -Понравилось ли вам быть работниками типографии и редактировать текс? -А что вам понравилось больше всего? -Сегодня, мы работали в парах и группах, поблагодарите друг друга за работу улыбками. -Ребята, а как бы вы поздравили свою маму с праздником, какие бы слова поздравления и благодарности сказали ей? | Личностные: Обучающиеся проявляют ценностное и уважительное отношение к маме, проявляют интерес к познавательной деятельности. Сформированность личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на занятии. |
6.Подведение итогов занятия Задача: Подвести итог занятия, выявить трудности; Коррекционно-развивающие: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации осуществлять логические действия сравнения под руководством учителя. Задача коррекционной работы: проявляют устойчивость, объём и распределение внимания. Запоминают и воспроизводят информацию с опорой на вопросы и наглядность. | Методы обучения: По источнику получения знаний: словесные (беседа) Метод создания ситуации успеха Метод стимулирования занимательным содержанием Методы воспитания: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. | -На доске в разбросанном порядке расположены части речи их признаки, необходимо правильно соединить часть речи с её признаком, кто готов выйти к доске? Все согласны? Отлично! Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы «что делать», «что сделать». Наречие-это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?». Числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который? -Наше занятие подошло к концу, подведем итоги. -Назовите тему занятия. (части речи) - Какие пункты плана мы составляли на занятие? (Вспомнить части речи. Потренироваться определять часть речи. Находить части речи в тексте) - Что мы делали сначала? (Вспомнили части речи) -Что мы делали потом? (тренировались определять их) - Поднимите руки те, кому занятие понравилось, и кто понял, как в предложении находить части речи и сможет сделать это самостоятельно, без помощи. - Поднимите руки те, кому занятие не понравилось и возникали небольшие трудности. - Отлично! Вижу большинству, материал стал понятен. - Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за занятие! -Ребята, ещё я подготовила для вас небольшие раскраски, которые вы раскрасите дома и сможете подарить своим мамам в праздник. | Метапредметные: Обучающиеся строят понятные для партнёра высказывания; проявляют доброжелательное отношение к партнёру; стремятся к более точному выражению собственного мнения. |