СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционные ресурсы урока

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается само понятие "Что такое ресурс?".

Рассмотрены необходимые ресурсы, котороые используются на уроке. 

Просмотр содержимого документа
«Коррекционные ресурсы урока»

Тема: «Коррекционные ресурсы урока»

Учащиеся специальных школ – это дети, для которых характерно нарушение сложных форм познавательной деятельности, примитивность чувств и интересов в эмоционально-волевой сфере, недостаточность выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего, а так же в нарушении речевого развития.

В вопросе «Коррекционные ресурсы урока» хочу раскрыть само понятие

Ресурс - мера возможности выполнения какой-либо деятельности или условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый, планируемый результат.

Во все времена урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Специфика нашего построения обучения – это деятельностный подход


Исходя из специфики нашего учреждения урок – как основная форма организации учебного процесса обладает коррекционными ресурсами, направленные на развитие психических функций; двигательной сферы, адаптации к условиям, окружающим ребенка, а также на развитие воображения, памяти, внимания.

Современный урок в рамках ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) призван формировать знания учащихся по средствам группового или индивидуального дифференцированного обучения с опорой на проблемное решение задач через самостоятельное добывание знаний.

Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

Учитывая требования к уроку по ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) урок выполняет

Задачи оррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные):

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты (личностные, предметные).


Основные методы обучения:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • объяснение;

  • повторение;

  • сравнение;

  • работа с учебником;

  • дидактические игры.

Технологии обучения:

  • дифференцированное обучение,

  • личностно-ориентированное обучение,

  • здоровье-сберегающие технологии




Специфика методов обучения в специальной школе заключается в их коррекционной направленности. Это заключается в частом повторении, дробной подачи учебного материала, максимальной развернутости материала, пошаговой инструкции, постоянную опору на опыт ребенка.

Чтобы процесс коррекционной работы был эффективным учитель должен уметь их выбрать и применить.

Коррекционные упражнения на уроках развивают у ребенка устную речь, обогащают словарный запас, помогают ребенку ориентироваться в пространстве и времени.

У умственно отсталых детей отсутствует или очень низкая учебная мотивация.

Усвоение учебного материала зависит от применения наглядных методов.

Звук, движение, цвет на экране – это те факторы , которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.

Наибольший эффект в коррекционно-педагогической работе с умственно отсталыми детьми дает сочетание наглядных и практических методов обучения. Именно наглядно-практическая деятельность детей, направляемая учителем, способствует осмысленному овладению речью, развитию пространственных представлений, конструктивных и графических навыков, формированию и развитию наглядного мышления.

Использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме интегрированный, урок-игра, практическое занятие, урок-презентация,  урок-викторина,  игра путешествие, уроки-путешествия; комбинированный урок.

В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.

Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры, создание положительных эмоциональных ситуаций. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивной.



Мой урок по математике был проведен в форме урока-игры на основе сказки «Цветик-Семицветик», дети отрывали по одному лепестку произносили волшебные слова и выполняли задание. Любой урок начинаем с повторения. Выполняется постоянная смена деятельности. Используются методы обучения: наглядный дифференцированный, индивидуальный. Семь лепестков – семь заданий (разминка, устный счет, засели домики, работа над темой урока, физкультминутка, повторение и закрепление пройденного, самостоятельная работа)

Индивидуальная работа: У каждого на столе есть индивидуальные листики-путеводители, где написаны задания которые помогают выполнить волшебные задания и перейти к другому лепестку. Задания дифференцированные прописаны с учетом подгрупп для сильных и слабых детей отдельно. Детям предложено восстановить числовой ряд, добавить недостающие числа.

У каждого ученика персональное число-карточка, поднимает его и называет соседей числа.

Заселяем домики, вспоминаем состав чисел

Работа парами: один ученик выполняет на доске и на парте, затем проверяем выполненное задание на слайде.

Работа на новой темой: по учебнику разбираю пример с использованием счетных палочек на слайде, затем другой аналогичный пример на доске, дети выкладывают счетные палочки на партах.

Работая над этим заданием у ученика развивается наглядно-образное мышление.

Уроки русского языка и чтения синтезируются

По русскому языку и по чтению аналогично, как и математика, начинаю урок с повторения:

букв: гласных, согласных, ь и ъ –для чего они нужны, согласные парные и непарные, звонкие и глухие, использую яркую цветную наглядность, которая находится у детей всегда перед глазами на протяжении всего урока.

Провожу артикуляционную гимнастику.

Перед письменными работами провожу пальчиковую гимнастику.

При написании буквы разбираем с детьми из каких элементов состоит буква, в каких еще буквах встречаются такие же элементы.

Прописываю букву на доске, затем вместе с детьми в воздухе, на интерактивной доске показывает написание этой буквы «Умный карандаш». Сильные дети пишут букву в тетради самостоятельно а слабые- пишут по обводке , которую для них сама прописываю в их тетрадях.

Использую Игру «Полубуква», где предлагаю детям дописать недостающие элементы букв.

Чтение связать с логопедом

Одной из нетрадиционных форм является интегрированный урок. Именно такой можно провести урок по чтению совместно с логопедом. И как обычный урок он начинается с повторения.

Упражнения связанные с развитием речи учитель проводит в паре с логопедом.


Одно из важных задач на уроках должен строго соблюдаться охранительный режим: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Существует несколько видов физкультминуток, я же в своей работе чаще применяю следующие:

упражнения для снятия общего или локального утомления;

упражнения для кистей рук;

гимнастика для глаз;

Обязательное использование такой гимнастики обусловлено тем, что всем школьникам, и тем более с проблемами в психомоторном развитии, трудно удерживать активное произвольное внимание из-за особенностей развития нервной системы. В школьном возрасте нервные процессы неустойчивы: повышенная возбудимость коры головного мозга и недостаточное внутренне активное торможение. Во время занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, кисть работающей руки. Минимальное утомление проявляется у детей отвлекаемостью, невнимательным слушанием, разговорами между собой. Это проявления охранной реакции организма.

Проведение физкультминуток решает следующие задачи:

1.Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы.

2.Активизация внимания детей и повышения способности к восприятию учебного материала.

3.Эмоциональную «встряску» обучающихся, возможность «сбросить» накопившийся (например во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку.


Закончить свое выступление хочу словами великого педагога В.А.Сухомлинского.

«забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!