СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция зрительного восприятия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

форма, величинные отношения, цвет, разнообразие цветовых оттенков, световые отражения; устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление, воспринимается перспектива

Просмотр содержимого документа
«коррекция зрительного восприятия»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1»



Тема педсовета: «Организация социальной защиты и реабилитации детей с нарушением зрения в условиях школы-интерната».

Тема доклада: «Дефектологическая помощь детям по коррекции зрительного восприятия»

Доклад подготовила: учитель-дефектолог Седунова Т.В.

С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие

предметный мир — форма, величинные отношения, цвет, разнообразие цветовых оттенков, световые отражения; устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление, воспринимается перспектива.

Дети с нарушенным зрением отстают от нормально видящих детей по скорости, точности и полноте восприятия. Восприятие рисунков и картин вызывает у них более значительные трудности по сравнению с тем же процессом у детей с нормальным зрением.

НО, неполноценное зрение остается все-таки у учащихся с нарушенным зрением во всех видах их деятельности ведущим анализатором, как и у нормально видящих сверстников. Они пользуются зрением как основным средством восприятия предметов и явлений окружающей действительности.

В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерными являются:

  • низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей;

  • выделять первый, второй планы картины;

  • низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);

  • низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;

  • плохое запоминание букв;

  • невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов;

  • пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;

  • низкий уровень овладения навыками письма и чтения;

  • наличие серьезных затруднений в копировании букв;

  • появления зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др.



В начале года была проведена диагностика развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

42% - средний уровень развития зрительного восприятия;

50 % - ниже среднего;

8 % - низкий уровень.

Дефектолог в школе - интернат уделяет внимание таким направлениям:

- Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребенком и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. Занятия с детьми проводятся по следующим темам: «Величина», «Цвет», «Форма», по направлениям: развитие внимания и памяти, развитие зрительного, слухового внимания и восприятия, развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.

Например: игра «Мозаика» - фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.

Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Цель обучения: выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения

- Зрительно-моторная координация - осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения. Цели: формирование способов восприятия движущихся предметов; развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;

развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи; развитие осязания и мелкой моторики; развитие умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу; развитие умения соединять точки прямой линией; развитие умения выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий.

На занятиях я провожу такие виды работ: работа с лабиринтами, игра «Найди отличия», обведи точно, игры с природным материалом, надень бусы на леску, срисуй точно также, нарисуй по образцу.

- Зрительно-пространственное восприятие – определить способность ребенка ориентироваться в пространстве, выявить понимание предлогов.

-Понятие «до» и «после»; «в» и «на», справа», «слева», «верх», «низ».

-Заштрихуй контур;

-Соедини точки;

-Нарисуй без отрыва;

-Дорисуй вторую половину;

-Графические диктанты;

-Обведи шаблон и заштрихуй контур.

- Восприятие сюжетной картины и изображений сложной формы - при восприятии картины активизируются все свойства восприятия: константность, объем, целостность, детальность, осмысленность, обобщенность. В процессе работы с картиной активизируются образы памяти: представления, образы воображения. Направленность занятий дефектолога по развитию восприятия сюжетной картины детьми с нарушением зрения:

1. Знакомство детей с содержанием картины, уточнение или формирование представлений об изображенных объектах

2. Обеспечение осмысленности восприятия сюжета

3. Комбинаторная игра (с элементами языка изобразительного искусства) Приемы комбинаторики (группировка элементов – “Выдели героев картины, которые чувствуют себя радостно; выдели героев картины, которые бегут”, повторы элементов “Выдели фишками все объекты картины светло-серого цвета”)

4. Метод созерцания (созерцание абстрактных композиций под музыку)

5. Метод сравнения (“Найди самый длинный и самый короткий объект”, “самый близкий и самый удаленный от зрителя объект” и т.д.)

6. Метод анализа в форме диалога (анализ композиций в форме диалога)

Цель:

  • Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине.

  • Учить детей рассматривать картину, правильно, отвечать на вопросы.

  • Упражнять детей в правильном употреблении падежей и в подборе синонимов.

  • Развивать способность придумывать предшествующие и последующие события.

Развивать, память, мышление, логику

Игра «Танграм» - научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.

Обучения слабовидящих и частично зрячих учащихся зрительному

восприятию является сложным и длительным процессом. Использование

системного подхода в обучении, специально организованная практика

восприятия, установка и мотивы, определяющие у ребенка потребность

видеть, направлены на формирование у детей полных и точных зрительных

представлений в единстве с познавательной деятельностью в целом.



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!