Коррекционная направленность работы инструктора по физической культуре с детьми с ОНР
Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей. Детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики и развитием речи. У значительной части детей имеется двигательная недостаточность, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.
У некоторых детей с общим недоразвитием речи при нарушении общей моторики встречается противоположных процесс, – повышенная двигательная активность. У таких детей присутствует моторная напряженность, скованность, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта.
Наш детский сад работает по программе ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н.Е.Вераксы, учителя-логопеды в соответствии с адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.
Для правильной организации коррекционной работы мной совместно с учителем – логопедом, муз. руководителем, психологом проводилось обследование детей из групп компенсирующей направленности. Мы обращали внимание на общий вид ребёнка, его осанку, походку, навыки самообслуживания. По результатам диагностики были составлены индивидуальные маршруты сопровождения ребенка с нарушением речи.
Для успешной реализации коррекционной работы мной и учителями-логопедами было составлено единое перспективное планирование по всем лексическим темам. Была разработана структура коррекционной физкультурной ОД, которое проводится раз в неделю:
Вводные упражнения с речевым сопровождением: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе; развитие артикуляции, мимики, дикции;
Общие развивающие упражнения с фонетической ритмикой: для воспитания речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, темпа, ритма речи, развитие общей моторики;
Основные виды движений: для развития общей моторики и статической координации движений;
Подвижная игра: для совершенствования двигательных умений, формирования положительных форм взаимодействия между детьми, развития морально – волевых качеств личности.
Релаксация: для регуляции мышечного тонуса.
Так же в соответствии с лексической темой между этапами ОД выполняются пальчиковая гимнастика для развития координации движений пальцев рук и дыхательная гимнастика для развития активного вдоха и длительного выдоха. По сути получается интегрированное занятие, где не только заметно взаимодействие педагогов, но и взаимосвязь образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие (музыка).
Рассмотрим подробно общеразвиваюшие упражнения. Привлекается инвентарь: кегли, гимнастические палки, косички, флажки, мячи. Для детей с ОНР используются не только обычные мячи, но и коррекционные, например фитболы. Для групп компенсирующей направленности речевое сопровождения на данном этапе является обязательным условием. Ритм чистоговорок помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Комплекс упражнений на фитболе.
упражнение: сидя на фитболе, повороты головы вправо-влево Задачи:Выравнивается косое положение таза, что способствует коррекции сколиоза в грудно-поясничном отделе позвоночника.
упражнение:сидя на фитболе, сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны
Задачи:укрепление мышц рук и плечевого пояса
упражнение:лежа на спине, ноги прямые на фитболе, опираться на пятки, руки вдоль туловища, покачивать фитбол ногами вправо-влево
Задачи: Укрепление мышц ног и спины.
упражнение:лежа на животе, с опорой на кисти и стопы, поочередно поднять прямую руку вверх и вперед, вернуться в исходное положение
Задачи:укрепление мышц живота, рук и плечевого пояса
упражнение: Лежа животом на мяче, поочередное поднимание ног
Задачи: Укрепление мышц живота и ног. Увеличение гибкости и подвижности суставов.
Каждое упражнение выполняем медленно 4-6 раз.
Во время выполнения упражнений, ребенок повторяет чистоговорки.
-ры-ры-ры – нас кусают комары.
-ру-ру-ру – зададим мы комару.
-ра-ра-ра – мы убили комара.
-ро-ро-ро – угодил комар в ведро.
-ра-ра-ра – рама, рак, гора, нора.
-ры-ры-ры – рыси, рыбы, комары.
-ру-ру-ру – ручка, руки, кенгуру.
-ро-ро-ро – Рома, роза, рот, перо.
Нельзя забывать о правилах фитбол-гимнастики:
Подбирать мяч каждому ребенку надо так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает так же приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.
Убедиться, что поблизости отсутствуют острые предметы, которые могут повредить фитбол.
Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.
Начинать занятия с простых и.п. и упражнений, постепенно переходя к более сложным.
Следить за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.
Исключить во время занятий быстрые и резкие движения.
Нельзя увлекаться прыжками на фитболах.
При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.
Физическая нагрузка по времени должна соответствовать возрасту занимающихся.
Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке.
На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление.
Таким образом, ОД по физическому развитию, направленная на коррекцию нарушений речи у детей, будет эффективна только условиях взаимодействия педагогов детского сада. Мы стараемся поддерживать сотрудничество для лучших результатов наших детей.