СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

. В работе со слабовидящими детьми следует учитывать такие индивидуально-психологические особенности, как медлительность при выполнении задании, частая отвлекаемость, связанные с быстрой утомляемостью, особенно там, где имеет место непрерывная зрительная работа

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения»

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.


Когда ребенок, имеющий нарушение зрения, поступает в школу, специалисты, работающие с такими учащимися должны ясно представлять себе его индивидуальные возможности и потребности, и то, чем они отличаются от потребностей и возможностей, нормально видящих сверстников, с которыми ему придется взаимодействовать. В работе со слабовидящими детьми следует учитывать такие индивидуально-психологические особенности, как медлительность при выполнении задании, частая отвлекаемость, связанные с быстрой утомляемостью, особенно там, где имеет место непрерывная зрительная работа.  Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм. Дети не видят строки, путают сходные предметы по начертанию буквы, теряют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.

     Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, требует определенных знаний, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности. И должна осуществлять комплексный подход в коррекции нарушения развития детей силами логопеда, тифлопедагога, психолога, учителя. Это обеспечивает активизацию сохранных анализаторов, развитие чувствительности у детей с нарушениями сенсорной сферы.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Специфичность коррекционной работы с детьми младшего возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в интеграции ребенка в общество зрячих на основе  сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.







Коррекционную направленность занятий определяют первое:


1. Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов.

Следует рассаживать детей как можно ближе к рассматриваемому объекту, но с учетом остроты зрения.

Детей с окклюзией( Заклейка на глаз)-какого либо глаза- свободным глазом к учителю : со сходящимся косоглазием –рассаживают по центру во 2-3 ряд, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.

Учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.

Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.

2. Использование специальной наглядности


При проведении занятий для лучшего зрительного восприятия

размещать предметы на доске необходимо размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 штук, а объекты размером 20-25 см -не более 5 штук одновременно.

Демонстрационный материал должен быть зафиксирован неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на  подставке, с расходящимся – на столе и использовать желтый фон и фигуры красного, оранжевого и зеленого цвета .

Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физминутки,и паузы для проведения гимнастики для глаз.
В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.


3 Индивидуальный дифференцированный подход


Дифференцированный подход зависит от уровня владения ребенком приемами и навыками, от степени остроты зрения.

В зависимости от этого происходит и подбор раздаточного материала определенного размера, индивидуальных пособий, упрощенных или усложненных вариантов заданий


4 Использование сохранных анализаторов


Чем ниже острота зрения у ребенка, тем более активно должны включаться сохранные анализаторы (слух, обоняние, осязание). Например, можно предложить ребенку сосчитать, сколько звуков прозвучало на музыкальном инструменте или было произнесено; на ощупь определить название буквы, сосчитать, сколько звуков в слове. При выполнении звукового анализа - использовать фишки или кружки, которые должны различаться по цвету, и по структуре поверхности. Так как близкое расположение цветов, близких по спектру, может давать слияние цветов.



5 Поэтапное преподнесение знаний


Поэтапный способ объяснения и показа облегчает процесс овладения детьми практическими навыками и умениями, а также формирует умения осмысливать процесс работы и передавать его словом. Учитель показываем, что нужно делать, дети одновременно с ним выполняют действие. Затем анализируют выполненное задание.




6 Оречевление своих действий


Поскольку речь детей с амблиопией и КГ не наполнена предметным содержанием, детей необходимо учить соотносить слово с конкретным образом, признаком, свойством. Дети должны проговаривать, комментировать все свои действия .


Комплексная коррекционная - работа занимает существенное место во всей системе работы с детьми, имеющими нарушения речи и зрения, в целях компенсации последствий зрительной патологии и подготовки их к обучению


В заключении хочется отметить важнейшую роль игровых моментов в коррекционно-развивающей работе на любом занятии, которые позволяют повысить работоспособность детей с нарушениями речи.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!