СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В данной работе представлен опыт работы учителя -логопеда по коррекционно-развивающей работе учителя начальных классов по предупреждению, преодолению и устранению речевых нарушений у младших школьников с помощью использования специфических средств, заданий, упражнений, игр на уроках русского языка чтения.( рекомендации логопеда)
Обобщение опыта учителя-логопеда
Тема :Проектирование индивидуального образовательного маршрута в учебной деятельности как средство педагогической поддержки младшего школьника, испытывающих речевые трудности .
Работу выполнила:
учитель-логопед ,
МОУ Гимназии №3
Кошкина Светлана Сергеевна
I.Информационно-справочные сведения об опыте
1. Тема опыта Преодоление речевых нарушений у
младших школьников средствами заданий и упражнений ,применяемых
учителем на уроках русского языка и чтения
2 . Автор опыта Кошкина Светлана Сергеевна
учитель начальных классов
муниципального образовательного
учреждения гимназия №3
3.Место функционирования 400131, г.Волгоград,
опыта ул.Пушкина, 7, т.38-83-45
4.Опыт функционирует с 2010 года
5.Вид опыта поисково-эвристический
6.Опыт представлен
следующими материалами настоящим описанием;
следующими приложениями:
Приложение №1(Динамика результатов
логопедических обследований с 2012-2017)
Приложение№2(Упражнения по устранению
речевых недостатков)
Приложение №3( Игры по развитию
фонематического слуха и восприятия
уроках русского языка)
Приложение №4(Дыхательные упражнения)
Приложение №5(Упражнение для развития
речевого аппарата)
Приложение №6(Массаж пальцев)
Приложение №7(Педагогические советы
учителям и родителям)
Приложение №8( Памятка учителю)
II.Технологические сведения об опыте.
1.Актуальность опыта.
Одним из требованием предъявляемым «Стандартом» в начальном образовании к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования является учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования. Ступени начального общего образования является фундаментом всего последующего образования.
Стандарт обеспечивает равные возможности получения качественного начального общего образования, преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, условия для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Он обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения.
В основе «Стандарта» лежит системно- деятельностный подход. Одним из направлений такого подхода является учет учителем индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Глава 1.
Психолого-педагогическая основа речевой готовности первоклассника.
В настоящее время интеграция в общество детей с отклонениями в развитии является одной из острых и дискуссионных проблем. Наиболее широко обсуждается вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Часть выпускников логопедических детских садов, интегрированных в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях массовой школы занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, а содержание понятия “готовности к школьному обучению” является одним из актуальных.
1.1. Сущностные характеристики понятия
Понятие “готовность к школе” весьма многоаспектно (С.М.Громбах, 1969; М.В.Антропова, М.М.Кольцова, 1979; Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина 1991). Уровень развития речевой готовности является одним из важных составляющих общей готовности к школе (М.М.Кольцова, 1978). Следует отметить, что в настоящее время уже созданы многочисленные методики и разнообразные тесты для оценки степени готовности ребенка к школе (А.К.Маркова, А.Г.Лидерс, Е.Л.Яковлева. 1992). Необходимо специально разработать критерии оценки готовности к интегрированному обучению применительно к детям с речевыми нарушениями. Говоря о подготовке к интегрированному обучению детей с нарушениями речи, встает вопрос преемственности в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб (Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко, 1991; А.В.Ястребова, Л.Ф.Спирова, Т.П.Бессонова, 1997). Тесная взаимосвязь в работе логопедов дошкольных учреждений и школ будет способствовать в решении проблемы подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями.
Опрос учителей начальных классов общеобразовательных школ показал, что многие не знают особенностей развития речи и познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями, а процент обучения данной категории детей в массовом учреждении достаточно велик. Поэтому, необходимо решить вопрос начальной дефектологической подготовки педагогических кадров, что поможет учителю начальных классов, с одной стороны, увидеть особенности развития детей с речевыми нарушениями, а, с другой стороны – потенциальные возможности и уровень обучаемости этих детей. Знание специфических методов и приемов в работе с данной категорией детей позволит учителям начальной школы улучшить результаты учебной деятельности учеников и повысить эффективность своей работы. Анализ практических результатов, полученных в ходе исследования по изучаемой проблеме, дает основание говорить о том, что подготовка к школьному обучению детей с речевыми нарушениями является одной из основных задач в работе специалистов логопедических школьных учреждений. Основываясь на работы таких авторов, как М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Л.Ф.Спирова, А.В. Ястребова, можно говорить о том, что процесс овладения письменной речью (чтением и письмом) вызывает наибольшие трудности у детей с речевой патологией. Следовательно, это необходимо учитывать при подготовке детей к школе. Однако практика показывает, что многие логопеды ограниченно понимают свою задачу и концентрируются на преодолении внешних, явных проявлениях дефекта, таких как нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.
Глава 1.2
Сущность средств
Процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута в учебной деятельности младшего школьника с речевыми нарушениями в устной и письменной речи – это актуальное, результативное, перспективное направление в достижении образовательных и воспитательных целей. Эта работа носит коррекционно- развивающий характер и предполагает длительность устранения ,системного планирования, организации и прогнозирования положительных результатов воздействия ,тем самым повышает компетентностный уровень учителя. Учет возрастных и индивидуальных способностей ребёнка учителем позволяет добиваться позитивных результатов и помогает ребёнку в повышении уровня мотивации учения и социализации ребёнка в обществе.
Объект исследования : учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: Процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута в учебной деятельности младшего школьника с речевыми нарушениями в устной и письменной речи.
Задачи работы:
1.Рассмотреть сущность понятий «готовность к школе»,«речевые нарушения», «нарушения в устной и письменной речи», « фонетическое недоразвитие речи» , « фонематическое недоразвитие речи», « фонетико-фонематическое недоразвитие речи»,« общее недоразвитие», «дисграфия», «дислексия».
2.Описать и обосновать педагогический опыт по преодолению речевых нарушений у младших школьников средствами заданий и упражнений , применяемых учителем на уроках русского языка и чтения
3.Помочь учителю повысить компетенцнтиционные знания о специфике речевых нарушений
4.Систематизировать основные речевые нарушения в устной и письменной речи у младшего школьника для учителя начальных классов по предупреждению нарушений чтения и письма.
5.Разработать практический материал задания, игры, упражнения по устранению фонетико-фонематическое недоразвитие речи и предупреждению ошибок на письме и при чтении.
6.Предложить педагогические рекомендации, советы для учителя и родителей по устранению речевых недостатков у младшего школьника.
7.Актуализировать положительную динамику коррекционно-развивающей работы учителя начальных классов со школьным логопедом .
База исследования: г.Волгоград, Центральный район, МОУ гимназия№3 начальные классы
Практическая значимость :Работа адресована учителям начальных классов, студентам ПиМНО, родителям
Педагогические средства, представленные в опыте:
1.Анализ специальной литературы по диагностики выявления речевых нарушений
2.Общая характеристика речевых нарушений у младшего школьника
3.Система упражнений ,заданий и игр по предупреждению речевых нарушений в устной и письменной речи.
Практическая часть по построению индивидуального маршрута для младшего школьника, имеющего речевые нарушения
Глава 2.Описание педагогического опыта по проектированию индивидуального маршрута в учебной деятельности младшего школьника с речевыми недостатками.
2.1. Информационная карта. Эффективность функционирования опыта.
1.Условия функционирования опыта.
Потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека.
Последние годы в начальную школу приходят все больше учеников с речевыми нарушениями (до 90%, по данным логопедов), ослабленные физически и психически.
Рассмотрим основные речевые нарушения ,которые встречаются у младших школьников в устной и письменной речи. В результате проводимого психолого – логопедического - педагогического обследования выявляются дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте нуждаются в специальной помощи. О таких детях учитель получает информацию от школьных специалистов и учитывает в учебной деятельности младшего школьника.
Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Специальную помощь младшим школьникам оказывает учитель – логопед на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах.
В результате проводимого обследования устной и письменной речи на логопедическом пункте формируются следующие группы:
1 группа. Дети с недостатками произношения ФНР(фонетическим недоразвитием речи).К этой группе относят детей, у которых нарушено звукопроизношение при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата- дислалия. Распространённость дислалии у младшего школьника составляет с 6-8 лет 30 %.
( Приложение№1)
Основные виды нарушения звуков
замена звука
смешение звука
искажение
отсутствие звука
2группа. Фонематическое недоразвитие речи. Первый и второй вид нарушения приводит к нарушению фонематического слуха и восприятия как важного компонента при формировании в дальнейшем правильной и грамотной письменной речи младшего школьника. Количество таких детей составляет 40%.Основная проблема заключается в сложной дифференциации оппозиционных звуков и их различении на слух. Ребёнок не различает, заменяет, путает звуки из группы соноров, шипящих, оглушает или озвончает парные согласные.
Выделим аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух:
1.Нарушение фонематического слуха влияет на общеречевое развитие ребенка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
2.Развитый фонематический слух необходим для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию называют фонематической)
3.Слабо развитый фонематический слух вызывает трудности при овладении чтением .
4.Без сформированности фонематического слуха невозможно овладеть операциями звукового анализа и синтеза .
5Развитый фонематический слух положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов .
6.Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте .
Рассмотрим ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха:
1.Замены и смешение звуков, сходных по артикуляции или звучанию
а) звонких согласных с глухими (“блакала” – плакала, “крафин” – графин, “нака” – нога, “том” – дом, “ картовель ” – картофель;
б) свистящих согласных с шипящими (“чаши” – часы, “пирозное” – пирожное, “какели” – качели, “ждорово” – здорово, “ жолотистый ” – золотистый;
в) твердых согласных с мягкими (“потерала” – потеряла, “ягоди” – ягоды, “синая” – синяя);
г) сонорные: звук [р] на [л] и обратно (“лжи ” – ржи, “тли” – три), звук [м] на [н] и обратно (“ небель ” – мебель, “несок” – мешок), звук [й] на [л] (“таль” – чай), звуки [р] и [л] на [й] (“бойно” – больно);
д) аффрикат [ ц, ч ] с составляющими их звуками [ т + с, т + ш] (“вселился” – вцепился, “светы” – цветы, “ птичы ” – птицы , “ чветы ” – цветы); [с] и [ з] со звуками [т] и [ д ] (“кратит” – красит, “кординка” – корзинка)
2. Перестановка и включение отдельных звуков
(“наушинки” – наушники, “каторная” – картонная, “ нулжа ” – лужа);
3. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных
(“днь” –день, “межу” – между, “латочка” – ласточка, “оманул” – обманул)
4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (“метает” – подметает, “сматривает” – подсматривает, “дети учат (учатся) в школе”, “ дожке ” – дорожке, “ тишинына ” – тишина)
3группа. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ( ФФНР)
Дети с несформированностью всей звуковой стороны речи. Отмечаются нарушения как в звукопроизношение, так и в становлении фонематических процессов. Недостатки произношения выражаются в смешении и заменах звуков. Первокласснику сложно осуществить дифференциацию звуков.
Основные трудности первоклассников этой группы:
а) в восприятии на слух близких звуков;
б)определение их акустического( например звонкого и глухого звука) и артикуляционного( например: свистящий- шипящий)
в) сходства и различия ,не учитывают смыслоразличительного значения звуков в словах( например: дочка- точка, басня- пашня).
Это осложняет формирование представлений о звуковом составе слова. Недоразвитие звуковой стороны затрудняет овладение учащимися навыками анализа и синтеза звукового состава слова. А в дальнейшем служит причиной появления вторичного (по отношению к устной форме речи) дефекта. В ходе обследования можно прогнозировать специфические нарушения чтения и письма и проводить пропедевтическую совместную коррекционно-развивающую работу учителя с логопедом по преодолению таких нарушений.
4 группа. Общее недоразвитие речи IV уровня (по Филичевой) .Оно выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.
5группа. Нарушения чтения( дислексия) и письма ( дисграфия)
Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково.
К сожалению, в течение последних лет моей практики в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфия и дислексия, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух ,фонематическое восприятие и он страдает ФФНР, вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.
Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 % школьников страдают дислексией ( по Н.А.Корневу) Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
Письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека:
1)Оно стимулирует его психическое развитие;
2)Обеспечивает общеобразовательную подготовку
3)влияет на формирование личности
Важная задача для учителя -это раннее выявление, предупреждение и коррекция специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) у детей .
Дисграфия
Среди наиболее типичных ошибок в письме младших школьников :
1) пропуск букв и слогов. Он свидетельствует о том,что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например:
“снки”- санки, “кичат”- кричат.
2)Пропуск двух и более букв - следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова:
здоровье – “дорве”, брат - “бт”, девочка - “девча”, колокольчики - “калкочи”.
3) Замены букв. Замены букв указывают на то, что ученик выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву.
Причины замен:
Нестойкость соотнесения фонемы с графемой;
Нечёткое различение звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство;
Нечёткое различение букв, имеющих сходство в начертании.
Постоянная замена одной буквы другой встречается редко. Обычно наблюдается смешение букв, когда один и тот же звук обозначается в письме то верно, то ошибочно. Рассмотрим некоторые смешения, обусловленные акустико-артикуляторным сходством звуков
д-т (тавно, сыдый, медёт, втрук.);
в-ф ( партвель, ворточка картовель);
ё-ю (клёква, замюрз, салёт, перелютные);
г-к-х (черёмука, гороговый, за голмом);
ч-с (сквореч, чапля, процитал, цястый)
ц-с (рельцы, куриса, наулетсах).
Очень важным является контроль за ходом двигательных актов. Контроль за ходом двигательных актов во время письма осуществляется благодаря зрительному восприятию и двигательным ощущениям – кинестезиям. При несформированности двигательного акта у младших школьников происходит смешение букв. В широкой распространённости подобных смешений играет отрицательную роль неправомерное методическое требование безотрывного письма с первых недель обучения детей в первом классе.
Буквы рукописного шрифта, имеющие сходство:
Оптическое | Кинетическое | |
с е | о а | ч ъ |
4)Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Чулан “чунал”, плюшевого “плюшегово”
5)Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных “шекола”, “ноябарь”, “дружено”
6)Персерверации. Согласный (реже гласный) заменяет вытесненную букву в слове: На деревьях- “на девевьях”, с родными- “с родмыми”.
Природа этих ошибок различна, требует индивидуального подхода к каждому ученику.
Ошибки на уровне слова.
Трудности анализа и синтеза слышимой речи, неспособность уловить и выделить в речевом потоке устойчивые речевые единицы приводят детей к ошибкам на уровне слова.
Раздельное написание частей слова: “и дут”, “на чалось”, “б рат”, “поп росил”;
Слитно пишутся служебные слова: “усосны”, “надерево”.
Контаминации – грубые нарушения звукового анализа: лепят бабу “лептбау”, была зима “блзм”.
Дисграфия - одно из проявлений системного нарушения речи, которое охватывает все стороны речевого развития, затрудняет усвоение языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих ступенях обучения – при изучении морфологии и синтаксиса.
Рекомендуемые практические задания (Приложение №2)
Дислексия
У детей с ФФНР речи может быть нарушено и чтение, так как между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь. Этой категории детей свойственны следующие трудности при овладении чтением: они не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки при чтении :
1) пропуск букв, слогов, предлогов;
2) замена и перестановка букв, слогов;
3) «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
4) недочитывание окончаний слов;
5) искажение слов;
6) добавление лишних букв, слогов и даже слов;
7) «угадывание» слов.
Все рассмотренные выше ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико-фонематических процессов. Интересно, что у одних детей замена и смешение букв на письме и при чтении сочетаются с искаженным произношением звуков, у других — нет. Второе встречается чаще. Связано это с тем, что дефекты произношения могут быть исправлены в дошкольном возрасте, а при поступлении в школу детей с правильным произношением ни родители, ни учителя не подозревают, что за внешним благополучием речевого развития у ребенка может скрываться фонематическое недоразвитие речи. И когда у таких детей на письме появляются специфические ошибки, родители и учителя часто связывают их с невнимательностью и отвлекаемостью ребенка на уроке, с плохим поведением и небрежным отношением к учебе. А иногда родители обвиняют учителей в недостатке внимания к своему ребенку. В связи с этим учителя начинают дополнительно заниматься с такими детьми, а слова с «ошибками не на правила» заставляют прописывать несколько раз, переписывать целиком предложения и даже тексты. Но результаты такой работы незначительны, и специфические ошибки вновь и вновь появляются в письменных работах учащихся. Все это приводит к тому, что такие дети попадают на консультацию к логопеду лишь во 2-4 классе, когда «ошибки не на правила» имеют уже более стойкий и системный характер, а следовательно, и преодолеваются они дольше и труднее. Вследствие этого дети данной категории в основном любят уроки математики, а уроки чтения и письма для них «пытка».
Но что делать, если в школе нет логопункта или по каким-либо другим причинам ребенок не может посещать занятия логопеда? Из опыта своей логопедической работы в школе могу сказать, что иногда родители, получившие мою консультацию и соответствующие рекомендации, занимались с детьми дома самостоятельно и достигали значительных успехов в преодолении ошибок, связанных с ФФНР.
В связи с этим можно рекомендовать учителям включать в уроки русского языка упражнения по развитию фонематического восприятия, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов и т.д. Думается, что это позволит значительно сократить количество вышеперечисленных ошибок, а в некоторых случаях и полностью предотвратить их появление. А чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), советую проводить такие упражнения в виде дидактических игр.
Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет:
1) Учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра — это часть учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом, он играет.
2)Игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку.
3) Игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. 4) На примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.
Игры, способствующие формированию и развитию фонематического слуха и восприятия (Приложение №3)
Эти игры можно использовать в интегрированной работе учителя с логопедом, как на логопедических занятиях, так и на уроках русского языка.
Положительная динамика применения игр:
Увеличивается скорость чтения (см. игры «Незнайка с кармашком», «Волшебный круг», лото «Читаем сами» и т.д.),
Формируется слоговой состав слова (см. игры «Занимательная грамматика», «Математическая грамматика» и др.),
Развивается орфографическая зоркость (см. игры «Допиши словечко», «Занимательная грамматика» и т.д.) и многое другое.
4)Игры способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности,
5)Создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. А знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, положительными эмоциями, не становятся полезными — это «мертвый груз».
6)Радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
С учётом рассмотренных речевых нарушений перед учителем встает задача поиска педагогических форм, методов и приемов работы, которые способствовали бы речевому развитию ребенка. Это требует творческого подхода учителя к подбору материалов, позволяющих скорректировать и развить детей. Как учитель может квалифицированно помочь детям с речевыми недостатками?
Первый шаг на пути обучения речевой коммуникации — показать ученикам, что речью необходимо управлять, её нужно уметь контролировать.
Первым направлением является работа над техникой речи, которая понимается как результат правильного дыхания, четкой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата.
Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.
В книге М.Р. Львова “Школа творческого мышления” в памятке “Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно” на первое место ставятся “умение ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием” и “умение говорить звонко, громко, но без крика”.
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Опыт показывает, что после артикуляционных упражнений целесообразно проводить упражнения для развития речевого дыхания, которые дети могут выполнять сидя и стоя. Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми класса. При этом детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться дышать гармонично — полным дыханием.
Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию воздуха, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.
Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем "активные" фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов.
Задачи развития речевого дыхания:
Следует тренировать длинный выдох, а вовсе не умение вдыхать большое количество воздуха;
необходимо тренировать умение рационально и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи.
Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:
— вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи - через рот;
— вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).
Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.
Во время упражнений нужно следить не только за тем, чтобы дети не поднимали плечи, но и чтобы не "перебирали дыхание". "Перебор дыхания" влечет за собой резкий выдох — голос звучит прерывисто, форсированно. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Так же нужно избегать больших задержек дыхания. Дыхательные упражнения используются на занятиях как организующий момент вместо дисциплинарных замечаний. (Приложение №4)
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, на каждом уроке обучения грамоте, письма (а так же и других предметах), чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя его собственные ощущения.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Упражнения для развития мышц речевого аппарата.
(Приложение №5)
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения (“Видишь, язык уже научился быть широким”), подбодрить (“Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху”).
Пальчиковая зарядка.
Одновременно ведется работа по развитию мелкой моторики рук.
Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в процессе их движения. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого – развитию моторной функции речи. Помимо специальных упражнений это могут быть настольные игры “Мозаика”, “Конструктор”, выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками.
В период обучения грамоте включаются различные виды упражнений на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а так же различные массажи. Я предлагаю интересный массаж для пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Массаж для пальцев ( Приложение №6)
Такой массаж будет стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат кровоснабжение пальцев рук.
Речевая разминка на уроках способствует как подготовке учащихся к говорению, так и совершенствованию их навыков владения своим речевым аппаратом.
Упражнения по технике речи необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.
И надо помнить, что на первом году обучения подготавливается почва для формирования языковой компетенции ребенка, и как мы эту почву подготовим, то потом на ней и вырастет.
Советы родителям). (Приложение №7)
Учителям начальных классов можно предложить памятки логопедических ошибках с целью раннего предупреждения и выявления речевых недостатков и раннего обращения за помощью к специалистам( логопеду,психологу,психиатру).( Приложение №8)
III.Эффективность функционирования опыта
1.Условия функционирования опыта.
Опыт функционирует в МОУ гимназии №3 Центрального района. Опыт обобщался на заседании кафедры начальных классов, педагогическом совете, районном методическом объединении учителей и используется учителями младших классов, учителями-логопедами Центрального района.
2.Рекомандации последователям опыта.
1.Учитель совместно со школьным учителем-логопедом должны выработать общие цели, задачи, приёмы, методы , направленные на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
2.В совместной работе учителя с логопедом должно быть единообразие к речевой работе с учениками, преемственность в требованиях к ученикам, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения ее недостатков.
3.Учитель должен включать в учебную деятельность младшего школьника оптимальную «логопедизацию»,а школьный учитель-логопед – включение в логопедические занятия общеразвивающего материала.
4.Учитель должен быть готов к систематической совместной работе с психологом, логопедом, школьными врачами к осуществлению различных аспектов преемственности в педагогической работе.
Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения чтению и письму. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы учителя, логопеда, психолога. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях. Таким образом, коррекционно-развивающая работа по предупреждению и преодолению нарушений письменной речи у детей многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.
3.Научно-практические основы опыта
Идеи ,взятые в обобщении опыта принадлежат
Бондаренко А.Н, Жинкину Н. И., Корневу Н.А,Левиной Р.Е., Лурии А.Р, ПрохоровойЕ.В. Семенковой Т.В,Ткаченко Т.А, Хорошиловой Е.И., Цыновниковой Ю.Л.,Эльконину Д. Б.
Используемая литература
Бондаренко А.Н. Где прячутся ошибки. – М., 1999.
Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М., 1958
Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников. Начальная школа, 2001, №11, с.41-46.
Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи.,М.,1970.
Каше Г.А. Подготовка детей с недоразвитием речи., М., 1985
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности при обучении чтению. М.: Ось-89
Кулюкина Т.В.,Шестакова Н.А. Фонетической ошибке нет! Начальная школа, 2002, №4, с.45-50.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., Просвещение, 1974
Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. М.,2002.
Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа, №5, 1999
Семенкова Т.В. Формирование фонематического слуха - залог успешной коррекции звукопроизношения. http://festival.1september.ru
Ткаченко Т.А В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
Фролова И.А. Фонетический разбор и развитие речевого слуха учащихся. Русский язык в школе. – 1980. №5, с.23-30.
Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников // Начальная школа, №7, 2001.
Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа №7, 2001
Эльконин Д. Б. Как учить детей читать.— М., 1976.
Приложение №1
Таблица №1
Динамика результатов логопедических обследований первоклассников с 2012-2017 с речевыми нарушениями в устной речи
Периоды | Нарушение звукопроизн | Фонематич. слух и восприятие | Словарный запас | Граммат. строй | Предрасположенность к дислексии |
2012-2013(75чел) | 28% | 38% | 4% | 12% | 15% |
2013-2014(75чел) | 29% | 42% | % | 9% | 14% |
2014-2015(75чел) | 30% | 38% | 4% | 10% | 14% |
2015- 2016(104чел) | 36% | 44% | 5% | 12% | 16% |
2016-2017(75чел) | 27% | 36% | 4% | 8% | 15% |
Вывод : 30% первоклассников имеют нарушения в звукопроизношение
40% -недостатки в сформированности фонематических процессов
у 5% учащихся наблюдается общее или нерезковыраженное недоразвитие речи
у 10 % наблюдаются недостатки в формирование грамматического строя и развития связной речи
40% посещали логопеда до школы
Речевая готовность первоклассников
Высокий уровень 27%,
средний—70%,
низкий- 4%
Таблица №2
Динамика результатов обследования речевых и неречевых процессов первоклассников
| высокий | средний | низкий |
2012-17 | 2012-17 | 2012-17 | |
Уровень утомляемости | 10% | 70% | 20% |
Уровень развития мелкой моторики | 20% | 40% | 40% |
Познавательные процессы | 23% | 57% | 20% |
Эмоционально-волевая сфера | 15% | 55% | 30% |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Рекомендуемые практические упражнения по устранению речевых нарушений
Кинезеологические упражнения (эффективны, если проводятся каждый день). Уточнение пространственно-временных представлений (право-лево, верх-низ, вчера, завтра).
Списывание:
С рукописного текста;
С печатного текста;
Проговаривать, учить детей запоминать слог, а не слово. Воспитывать навык самопроверки.
Слуховой диктант с проверкой. После диктанта на несколько минут открывается текст диктанта для проверки.
Графический диктант.
5.Прочитать и записать слова вставляя недостающий слог
СА или ТЫ
Колё-, пар-, -хар, кус-, солда-, -ды, кар-, по-дил, бога-ри, кро-, поло-, хала-, ли-, лис-;
ЛО или КА
Во-сы, по-жу, зо-той, соба-, мо-ко, са-, музы-, весе-, соро-, го-сок, -лина, подуш-, мо-дой, избуш-, мо-ток.
6.Записать слова, составленные из данных слогов.
Ко, пей, ли, мин, ви, та, ке, ра, та,
Ри, ку, ца, то, ав, бус, ни, пят, ца.
Чик, не, куз, ла, ку, а, бо, ра та.
Боч, ба, ка, чок, ви, но, та, ну, ми.
.
Приложение №3
Игры, способствующие формированию и развитию фонематического слуха и восприятия для уроков русского языка
Предлагаю учителю использовать на уроках обучения грамоте и русского языка следующие дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия .
1. «Рыбалка».
Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком [л]» (и другими).
Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.
Количество играющих: один и более человек.
2. «Телевизор».
Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие , развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФНР. Отрабатывать навыки чтения.
Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.
Например: месяц — спрятанное слово.
Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.
Количество играющих: один и более человек.
3. «Рассели животных».
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.
Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.
Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.
Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
4. «Цепочка слов».
Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие , упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.
Ход игры. Ложится картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.
Количество играющих: один человек и более.
5. «Собери цветок».
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.
Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].
Количество играющих: 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
6. «Незнайка с кармашком».
Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии.
Ход игры.
I вариант
В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)
II вариант
В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.
Количество играющих: один и более человек.
7. «Найди ошибку».
Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.
Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.
Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).
8. «Собери букет».
Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р] — [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.
Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями.
Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую — со звуком [р]». (Розовая — [р], голубая — [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.
Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
9. «Речевое лото».
Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.
Ход игры. Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок.
Количество играющих: 1-18 человек (можно играть парами или группами).
10. Лото «Читаем сами».
Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФНР, развитие скорости чтения.
Ход игры.
1 вариант
Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.
2 вариант
Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.
Количество играющих: 1-8 человек (можно играть группами).
11. «Волшебный круг».
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.
Ход игры.
I вариант
Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.
Например:
мишка — мышка—удочка —уточка
мак — рак— коза — коса
кит — кот —трава — дрова
усы — уши— кадушка — катушка дом — дым
II вариант
Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше — дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.
Количество играющих: 1-2 человека и более.
12. «Найди слова в слове».
Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.
Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».
Количество играющих: 1-3 человека и более.
13. «Математическая грамматика».
Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.
Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово.
Например: с + том - м + лиса - са + иа - ? (столица).
Количество играющих: 1-2 человека и более.
14. «Допиши словечко».
Цель: автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.
Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.
Например:
Воробей взлетел повыше,
Видно всё с высокой (крыши).
Количество играющих: 1-2 человека и более.
15. «Занимательная грамматика». Цель: закрепление фонетического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения и словообразования, развитие ФВ и профилактика дисграфии.
Ход игры. Сложить слово из двух слов по схеме:
Слова — слагаемые, составляющие слоги, зашифрованы по принципу кроссворда.
Например:
1) первый слог — наименьшее трехзначное число;
второй слог обозначает часть головы человека, где находятся глаза, рот, нос, только во множественном числе;
вместе — главный город страны (столица);
2) первый слог — личное местоимение; второй слог — тоже личное местоимение;
Приложение №4 Дыхательные упражнения
Техника выполнения упражнений для развития речевого дыхания:
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным, спокойным и плавным.
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений:
Упражнения для развития речевого дыхания:
“Разминка”.
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям
"Футбол".
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
"Ветряная мельница".
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
"Снегопад".
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
"Листопад".
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
- Положите листочки на ладошку. Сделали вдох носиком, выдох ротиком.
(дети начинают дуть на листики спокойно, продолжительно под музыку)
"Бабочка".
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
"Кораблик".
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
"Одуванчик".
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
"Шторм в стакане".
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Мы говорим на выдохе, любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна.
Приложение №5
Упражнения для развития мышц речевого аппарата.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
(тренировка артикуляционного аппарата)
Учитель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия. Ученики сначала смотрят, затем повторяют.
Погулять язык собрался: (открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
(провести языкам по губам – “облизнуться”)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)
Артикуляционная гимнастика (для формирования движения губ) можно перед индивидуальными зеркалами:
Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...
Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...
Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.
Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.
Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения (“Видишь, язык уже научился быть широким”), подбодрить (“Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху”).
Приложение №6.
Массаж пальцев
Массаж пальцев.
Дети растирают каждый палец левой руки указательным и средним пальцами правой, сопровождая манипуляции словами:
Без пальто гулял глупышка,
И замерз он как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.
Затем тоже самое проделывают с пальцами правой руки со словами:
Жил на свете Аладдин,
У него был в лампе джинн.
Чтоб позвать наружу джинна,
Трем мы лампу Аладдина.
Гимнастика для пальцев с использованием карандашей.
Дети перекатывают между двух ладоней два карандаша, сопровождая действия словами:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Кинезиологические упражнения (на развитие межполушарного взаимодействия).
“Ладонь – кулак”
Руки положить на стол:
а) ладони прижаты к столу;
б) одновременно сжать оба кулачка (позиция “кулак – кулак”);
в) разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция “ладонь – кулак”).
Хочешь? Тоже делай так:
То ладонь, то кулак.
“Колечко”
Большой палец правой руки поочередно соединяются в кольцо с каждым пальцем. Затем то же левой рукой. Затем одновременно обеими руками.
Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке.
Приложение №7
Педагогические хитрости для родителей и учителей
Что делать, если ребенок пропускает буквы:
1. Поможет «волшебный диктант». Диктуем предложение из трех-четырех слов. Ребенок простукивает его ритм и записывает с помощью пунктирной линии, где вместо слогов - черточки. Следующий этап - записать каждое слово в виде точек по количеству букв в слове.
...недописывает окончания слов, делает ошибки в суффиксах:
2. Во-первых, попробуйте все тот же «волшебный диктант», но суффиксы, окончания ребенок пусть пишет буквами, например, «холщовый» - - - - - ов- -», «солнечный» - - - - - - - ый
Во-вторых, произнесите слово и попросите ребенка придумать слово, которое начиналось бы на предпоследнюю или третью с конца букву вашего слова.
...путает буквы:
3. Надо создать устойчивый буквенный образ. Для этого вырезаем из бархатной бумаги алфавит (или скручиваем его из толстой проволоки, или лепим из пластилина, или покупаем азбуку на магнитиках), и пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Здорово срабатывает пляжная забава: писать буквы на спине или на детской ладони.
...ошибается в словарных словах:
4. Предложите ребенку нарисовать картинки с акцентом на «проблемных» буквах, например, изобразить КОРОВУ с глазами в виде больших букв «О» или «интеллигента» в виде рожицы, в каждом глазу которого по букве «Л».
ЗАПОВЕДИ УЧИТЕЛЯ
Люби детей! Защити их любовью и правдой!
2. Не навреди!
3. Ищи в детях хорошее!
4. Научи детей думать и любить!
5. Все без принуждения.
6. Ни дня без новизны.
7. Учитель - друг и помощник ученика в его развитии и самосовершенствования.
8. Воспитывай, опираясь на природу ученика.
9. Учитель - автор своей программы, системы, методов, своего класса.
10. Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.
Приложение №8
Логопедические ошибки
Памятка для учителя
I. Ошибки ,обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия.
1. Пропуски букв и слогов
"ТРВА" /ТРАВА/, "КРОДИЛ" /КРОКОДИЛ/, "ПИНЁС" /ПРИНЁС/;
2. Перестановки букв и слогов
"ОНКО" /ОКНО/, "ЗВЯЛ" /ВЗЯЛ/, "ПЕРЕРИСАЛ" /ПЕРЕПИСАЛ/;
3. Недописывание букв и слогов
"КРАСНА" /КРАСНЫЙ/, "ЛОПАТ" /ЛОПАТА/, "НАБУХЛ" /НАБУХАЛ/;
4. Наращивание слов мнимыми буквами и слогами
"ТАРАВА" /ТРАВА/, "КОТОРАЫЕ" /КОТОРЫЕ/, "БАБАУШКА" /БАБУШКА/, "КЛЮКИКВА" /КЛЮКВА/;
5.Слитное написание слов и их произвольное деление
"НАС ТУПИЛА" /НАСТУПИЛА/, "ВИСИТНА А СТЕНЕ" /ВИСИТ НА СТЕНЕ/, "У СТАЛ" /УСТАЛА/;
6. Искажение слова
"НАСТУХ" /НА ОХОТУ/. "ХАБАБ" /ХРАБРЫЙ/, "ЧУХИ" /ЩШШ/, "СПЕКИ" / С ПЕНЬКА/;
7. Неумение определять границы предложения в тексте,слитное написание предложений
"МОЙ ОТЕЦ ШОФЁР. РАБОТА ШОФЁРА ТРУДНАЯ ШОФЕРУ НАДО ХОРОШО". ЗНАТЬ МАШИНУ.
8. Замена одной буквы на другую
"ЗВУКИ" /ЖУКИ/, "ПАНКА" /БАНКА/, "ТЁЛЬПАН" /ТЮЛЬПАН/, "ШАПАГИ" /САПОГИ/;
9. Нарушение смягчения согласных
"ВАСЕЛКИ" /ВАСЕЛЬКИ/, "СМАЛЫ" /СМЯЛИ/, "КОН" /КОНЬ/.
II.Ошибки .обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
1 Аграмматизм
«САША И ЛЕНА СОБИРАИТ ЦВЕТЫ.
ДЕТИ СИДЕЛИ НА БОЛЬШИМИ СТУЛЬЯ.»
2. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок
"ВКАРМАНЕ", "ПРИ ЛЕТЕЛИ", "В ЗАЛА" /ВЗЯЛА/.
III. Ошибки.обусловленные несформированностью зрительных восприятий.
"БОСКА" /ДОСКА/, "НАСТУПИЛА" /НАСТУПИЛА/, "ТЯЖЕМЫЙ" /ТЯЖЕЛЫЙ/, "УАЙКА" /ЧАЙКА/, "ПУЛЫЦИК" /ПИЛЬЩИК/, "ГЫБЫ" /РЫБА/.
IV. Могут заменяться как прописные, так и печатные буквы,имеющие сходные элементы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ????????????????
Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте или имеющими предрасположенность к нарушениям письма и чтения, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, учителя, логопеда, психолога, школьного врача. Деятельность учителя, логопеда имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Единообразие подходов логопеда и учителя к речевой работе с учениками, преемственность в требованиях к ученикам, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения ее недостатков, использование ведущего вида – учебной деятельности – залог успеха в логопедической работе.
Условно этот процесс взаимодействия можно определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная “логопедизация” учебных и внеучебных занятий, с другой – насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их “психологизация”. Этого можно достичь при условии готовности учителя, логопеда и психолога к осуществлению различных аспектов преемственности в педагогической работе.
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия учителя и логопеда, комплексность коррекционно-развивающей работы с учениками, работы по преодолению или предупреждению у школьников с нарушениями устной и письменной речи школьной дезадаптации, являются следующие:
1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности общеобразовательных уроков и внеклассной работы.
2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития школьников.
3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития школьника. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми чтения и письма.
Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения чтению и письму. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы учителя, логопеда, психолога. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях. В логопедической работе все чаще используются различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме. Таким образом, коррекционно-развивающая работа по предупреждению и преодолению нарушений письменной речи у детей многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.
Вывод: если в классе, обученном грамоте, есть ученики, которые делают рассмотренные выше специфические ошибки на письме или при чтении, учитель должен знать: их надо направить к логопеду. Также это должны понимать и родители. Ведь такие ошибки не исчезают сами собой, а искореняются только тогда, когда ребенок полностью овладеет навыками звукобуквенного анализа слова, научится отчетливо представлять себе звуко-слоговую структуру каждого слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различительные признаки звуков
Вывод:
В заключение можно сделать вывод: своевременное выявление детей с ФФНР и правильно организованная работа с ними в тесном содружестве логопеда, учителя и родителей имеют огромное значение в условиях общеобразовательной школы. В комплексе все это позволяет повысить успеваемость детей по чтению и русскому языку, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма.
46