Коррекционно - развивающее (дефектологическое) мероприятие в 1 – 5 классе
Тема: «Святки»
Подготовила: учитель-дефектолог ГБОУ школы № 8 г. Лабинска Бычкунова Ирина Сергеевна
Цели:
1. Знакомство с русскими народными праздниками, традициями.
2. Воспитание любви к своей родине, к своему народу, чувства патриотизма.
3. Развитие памяти, воображения и дружбы в классе.
Оборудование: народные инструменты, трещотки, ложки, колокольчики, свечи, мешочек с разными предметами для гадания.
Ход мероприятия
(Слайд 1)
Что такое Святки?
Вы не слышали, ребятки?
Что ж, придётся рассказать
И, конечно, показать!
(На сцене девочка в народном костюме зазывает Святки.)
Ой, сегодня, а не завтра, не вчера!
К нам приехали святые вечера!
В горностаях, на конях…
Развесёлые Святки – хороводы и колядки!
Святки – это двухнедельные праздники, которые отмечали наши предки. Самым весёлым на святках было колядование, или колядки. Начинались колядки в рождес-ственский сочельник, то есть в ночь перед Рождеством. А было это так: (Слайд 2)
Ведущий. Начинался праздник чинно – ужином. Вся семья собиралась за столом.
На столе стояли рождественская кутья да каша. Обязательно были пироги, кренделя. А ещё пекли из пшеничного теста фигурки животных – коровок, овечек, козочек, петушков, да курочек и человечков – пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рамами) их посылали в подарок родным, соседям, знакомым, и детям. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят ли старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу – Колядовать! Что это такое? Сейчас узнаете.
Девушки и парни наряжались в костюмы, брали с собой старинные музыкальные инструменты (трещотки, ложки, колокольчики, и т.д.) и шли по домам, желая людям счастья, урожая,…. Они получали от хозяев разные угощения. (Слайд 3).
Ребята! Пора колядовать.
(На сцене ряженые с мешками и корзинками. Они подходят к дому).
Ведущий. Впереди Мехоноска – с корзинкой или мешком для сбора, а за ними – шум. Весёлый смех!
(В окошко показалась хозяйка – девочка в платке и сарафане).
Ведущий. А хозяева в Рождественский сочельник ждут колядок и гостей, готовят им подарки и угощения.
(под мелодию озорных частушек входят из дома хозяин и хозяйка - мальчик и девочка)
Мы колядки, колядовщики
Мы пришли колядовать,
Мы пришли колядовать,
С праздником поздравлять…
Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!
Как на улице мороз, мороз,
Не велит долго стоять, долго стоять,
Не велит долго стоять, долго стоять,
Велит скоро подавать!
Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!
Дай бог тому, кто в этом дому,
Чтоб счастливо жилось.
На дворе добро велось.
Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!
У хозяева в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы телятки.
Велись бы поросятки!!!
Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!
Будите нам дарить,
Мы вас будем хвалить!
Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!
Ведущий. А ещё на всякий случай грозили.
Колядовщик.
Кто не даст пирога –
Уведём корову за рога!
Кто не даст ветчины –
Поколотим чугуны!
Ведущий. И хотя этих угроз никто не боялся, а угощение было давно готово, хозяин с хозяйкой и малыми детушками выходили из дома посмотреть: кто там колядует во дворе?
Под мелодию озорных частушек хозяин и хозяйка с ребёнком (куклой) выходят из домиков поглядеть на колядовщиков.
Хозяин Хозяюшка.
Славно хвалили, мать, Иду! Иду!
Надо одарить, подать! Открываю сундучок –
Давай пирога, дочка, Подаю пятачок!
Подавай кваса бочку, Вот пряник да блин,
Курочку с хохолком, А вот сала клине!
Да денежку с орлом! Пироги, да квас –
Вот от нас!
Колядовщик.
Спасибо, добрый хозяин!
Подал пирога – в поле хлеба сполна.
Спасибо, хозяюшка!
Тебе в квашне гуща,
А на столе куча!
Все: Сеем, веем, посеваем,
Добрых хозяев поздравляем!
В Новый год, на новое счастье.
Пусть у вас уродиться и пшеничка, чечевичка
На поле копнами,
На столе пирогами.
После колядования все собирались на игрища. И мы вами сейчас поиграем! (Слайд 4)
(Слайд 5)
Игра « Тесто». (Под русскую народную мелодию)
Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх - «ворота». Водящая пара под музыку пробегает в круг, в любые «ворота». Игру продолжает новая пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: « Готово тесто!» Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.
Ведущий. Коляда, коляда, ты не хочешь пирога?
Игра « Пирог» (Под русскую народную мелодию)
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине - водящий – « пирог». Все поют: Да экий он высокенький,
Да экий он широкенький.
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов: «Режь его, да ешь», к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать « пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».
Ребёнок. Хорошо мы поиграли,
И, конечно же устали.
А теперь мы посидим
И немножко помолчим.
(Слайд 6)
Ведущий. Свечи зажигаются – гаданья начинаются… Каждый день Святок заканчивался гаданием. Все собирались в избе. Зажигали Свечи и начинали гадать на любовь, на дружбу, на то, то ждёт в новом году. И мы погадаем. Из мешочка вы будите вытаскивать предметы, а мы будем толковать их значение.
Лук – к слезам.
Конфета – к сладкой жизни.
Сердце – к любви.
Медаль – к успеху.
Денежка – к богатству…
А не хотите ли погадать на свою судьбу – кем вы станете, когда вырастите?
(Ведущая показывает мешочек, в котором лежат карточки с изображением людей разных профессий, и даёт каждому ребёнку вынуть из мешочка картинку).
Наш праздник подходит к концу, зима богата на праздники и мы не успеваем восхищаться щедростью, красотой и богатством традиций русского народа.
Ребёнок 1 Ребёнок 2
В тихий Рождественский вечер Мороз на окошке рисует
В небе сияет звезда Узор очень тонкий, чудной.
Сердечко моё так и бьётся - Снежинка свой вальс танцует,
Радость на землю пришла! Кружась под яркой звездой.
Дети исполняют «Рождественскую песенку» ( муз. Матвиенко).
Цели:
1. Знакомство с русскими народными праздниками, традициями.
2. Воспитание любви к своей родине, к своему народу, чувства патриотизма.
3. Развитие памяти, воображения и дружбы в классе.
Оборудование: народные инструменты, трещотки, ложки, колокольчики, свечи, мешочек с разными предметами для гадания.
Ход мероприятия
(Слайд 1)
Что такое Святки?
Вы не слышали, ребятки?
Что ж, придётся рассказать
И, конечно, показать!
(На сцене девочка в народном костюме зазывает Святки.)
Ой, сегодня, а не завтра, не вчера!
К нам приехали святые вечера!
В горностаях, на конях…
Развесёлые Святки – хороводы и колядки!
Святки – это двухнедельные праздники, которые отмечали наши предки. Самым весёлым на святках было колядование, или колядки. Начинались колядки в рождес-ственский сочельник, то есть в ночь перед Рождеством. А было это так: (Слайд 2)
Ведущий. Начинался праздник чинно – ужином. Вся семья собиралась за столом.
На столе стояли рождественская кутья да каша. Обязательно были пироги, кренделя. А ещё пекли из пшеничного теста фигурки животных – коровок, овечек, козочек, петушков, да курочек и человечков – пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рамами) их посылали в подарок родным, соседям, знакомым, и детям. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят ли старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу – Колядовать! Что это такое? Сейчас узнаете.
Девушки и парни наряжались в костюмы, брали с собой старинные музыкальные инструменты (трещотки, ложки, колокольчики, и т.д.) и шли по домам, желая людям счастья, урожая,…. Они получали от хозяев разные угощения. (Слайд 3).
Ребята! Пора колядовать.
(На сцене ряженые с мешками и корзинками. Они подходят к дому).
Ведущий. Впереди Мехоноска – с корзинкой или мешком для сбора, а за ними – шум. Весёлый смех!
(В окошко показалась хозяйка – девочка в платке и сарафане).
Ведущий. А хозяева в Рождественский сочельник ждут колядок и гостей, готовят им подарки и угощения.
(под мелодию озорных частушек входят из дома хозяин и хозяйка - мальчик и девочка)
Мы колядки, колядовщики
Мы пришли колядовать,
Мы пришли колядовать,
С праздником поздравлять…
Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!
Как на улице мороз, мороз,
Не велит долго стоять, долго стоять,
Не велит долго стоять, долго стоять,
Велит скоро подавать!
Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!
Дай бог тому, кто в этом дому,
Чтоб счастливо жилось.
На дворе добро велось.
Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!
У хозяева в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы телятки.
Велись бы поросятки!!!
Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!
Будите нам дарить,
Мы вас будем хвалить!
Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!
Ведущий. А ещё на всякий случай грозили.
Колядовщик.
Кто не даст пирога –
Уведём корову за рога!
Кто не даст ветчины –
Поколотим чугуны!
Ведущий. И хотя этих угроз никто не боялся, а угощение было давно готово, хозяин с хозяйкой и малыми детушками выходили из дома посмотреть: кто там колядует во дворе?
Под мелодию озорных частушек хозяин и хозяйка с ребёнком (куклой) выходят из домиков поглядеть на колядовщиков.
Хозяин Хозяюшка.
Славно хвалили, мать, Иду! Иду!
Надо одарить, подать! Открываю сундучок –
Давай пирога, дочка, Подаю пятачок!
Подавай кваса бочку, Вот пряник да блин,
Курочку с хохолком, А вот сала клине!
Да денежку с орлом! Пироги, да квас –
Вот от нас!
Колядовщик.
Спасибо, добрый хозяин!
Подал пирога – в поле хлеба сполна.
Спасибо, хозяюшка!
Тебе в квашне гуща,
А на столе куча!
Все: Сеем, веем, посеваем,
Добрых хозяев поздравляем!
В Новый год, на новое счастье.
Пусть у вас уродиться и пшеничка, чечевичка
На поле копнами,
На столе пирогами.
После колядования все собирались на игрища. И мы вами сейчас поиграем! (Слайд 4)
(Слайд 5)
Игра « Тесто». (Под русскую народную мелодию)
Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх - «ворота». Водящая пара под музыку пробегает в круг, в любые «ворота». Игру продолжает новая пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: « Готово тесто!» Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.
Ведущий. Коляда, коляда, ты не хочешь пирога?
Игра « Пирог» (Под русскую народную мелодию)
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине - водящий – « пирог». Все поют: Да экий он высокенький,
Да экий он широкенький.
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов: «Режь его, да ешь», к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать « пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».
Ребёнок. Хорошо мы поиграли,
И, конечно же устали.
А теперь мы посидим
И немножко помолчим.
(Слайд 6)
Ведущий. Свечи зажигаются – гаданья начинаются… Каждый день Святок заканчивался гаданием. Все собирались в избе. Зажигали Свечи и начинали гадать на любовь, на дружбу, на то, то ждёт в новом году. И мы погадаем. Из мешочка вы будите вытаскивать предметы, а мы будем толковать их значение.
Лук – к слезам.
Конфета – к сладкой жизни.
Сердце – к любви.
Медаль – к успеху.
Денежка – к богатству…
А не хотите ли погадать на свою судьбу – кем вы станете, когда вырастите?
(Ведущая показывает мешочек, в котором лежат карточки с изображением людей разных профессий, и даёт каждому ребёнку вынуть из мешочка картинку).
Наш праздник подходит к концу, зима богата на праздники и мы не успеваем восхищаться щедростью, красотой и богатством традиций русского народа.
Ребёнок 1 Ребёнок 2
В тихий Рождественский вечер Мороз на окошке рисует
В небе сияет звезда Узор очень тонкий, чудной.
Сердечко моё так и бьётся - Снежинка свой вальс танцует,
Радость на землю пришла! Кружась под яркой звездой.
Дети исполняют «Рождественскую песенку» ( муз. Матвиенко).