СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающее занятие "Состав слова. Приставка." 5 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие для детей с ОВЗ. В этом занятии дети знакомятся с изменение слов с помощью приставок. Упражнения даны в игровой форме, включён элемет сказки: Фиолетовый лес (В. Воскобовича)

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее занятие "Состав слова. Приставка." 5 класс»

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1







Коррекционно-развивающее занятие

5 класс

Состав слова. Приставка.









Подготовила: учитель-логопед Наумова Л.В.

















Цель: Образование слов при помощи приставок.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Познакомить с приставками и их значением.

  • Развивать умение образовывать слова префиксальным способом.

  • Учить соотносить приставки с их схематичным изображением.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

  • Развитие оптико-пространственных представлений.

  • Развитие мышления и связной речи.

  • Развитие общей и мелкой моторики.

  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

  • Воспитание умения работать в коллективе.

Оборудование: фиолетовый лес, рисунок девочки-Приставки, волшебный фонарик, разноцветные слоги, схемы для обозначения образования слов и приставок, сюжетные картинки, «фонарики-приставки», картинки фруктов, мультимедийный проектор, авторская презентация.





















Ход занятия.

I. Оргмомент.

1. Повторение и закрепление пройденного материала.


Логопед: Прочитайте слова записанные на доске и распределите их в две группы: - имеющие родственные слова; - не имеющие родственные слова.

Слова: вишня, лимончик, яблочный, яблоко, виноград, грибочек, яблочко, вишенка. Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Слово грибочек. Оно не относится к теме «Фрукты»)

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний.


- Посмотрите внимательно, что я буду делать? (вода в стакане).

- наливаю воду в стакан;

- выливаю из стакана;

- переливаю из стакана в стакан;

- доливаю воду в стакан;

- поливаю цветы.


- Чем похожи эти слова?

- Почему они являются родственными словами?

- Чем они отличаются?

- Где находится эта частичка?

- Эта частичка как бы приставляется к корню и называется приставкой. Она всегда пишется слитно.

-Одинаковое ли значение имеют все эти слова?

-Что делает их разными? (приставка)

Приставки вносят в слово различные значения. 


2. Формулировка темы занятия и запись на доске.


На столе лежат слоги разного цвета, нужно составить слово из слогов одного цвета – ПРИСТАВКА.


3. Знакомство с графическим изображением приставок.


Послушайте сказку о девочке Приставке, и вы поймёте, почему приставки пишутся со словами слитно. В густом лесу в маленькой избушке жила девочка Приставка. Она любила подолгу бродить в лесу, собирать грибы и ягоды, слушать пение птиц. Иногда Приставка выводила из леса заблудившихся грибников.

Однажды в лес, где жила девочка Приставка, отправились СЛОВА. Они решили набрать побольше грибов и ягод и не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. Вот уже солнце село за горку. На лес опустился вечер. Стало темнеть. СЛОВА сели на пенёк и заплакали. Услышали их плач белки, поскакали по верхушкам деревьев к девочке Приставке и рассказали ей о заблудившихся героях. Девочка Приставка поспешила на помощь СЛОВАМ.

В лесу стало совсем темно. Торопится Приставка, бежит, а впереди держит волшебный фонарик, освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных грибников к родной деревне. Сама идёт впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались, а некоторые даже приросли к фонарику.

Вот так и до дома добрались. Смотрит Приставка, а многие слова за время пути изменились. Так крепко к фонарику приклеились, что они превратились в новые слова.

С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку Приставку и её волшебные фонарики, со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят.


4. Подбор приставок к словам-действиям.


Подберите «фонарик» к каждому слову-действию. Укажите в словах приставки.

(карточки)

звенел в школе звонок.

Ученики …шли из класса.

Лена …шла за Светой в детский сад.

Миша …шёл из школы и …шёл домой.


5. Физминутка. (презентация «Весёлые ножки»)


6. Игра «Назови противоположное значение».


Приклеить     -    отклеить                    Внести    -     вынести                   

Принести    -     отнести                       Вложить  -   выложить            

Привязать      -  отвязать                     Впустить  -  выпустить         

Привыкнуть  -                                        Влезть -                             

Пристегнуть    -                                    Входить  -                                      

Привезти         -                                    Влететь -                                       

Пригнуть       -                                     Вползти -


-К трём - четырём примерам составить предложения.


7. Игра «Ромашка»


В волшебном фиолетовом лесу выросла волшебная «ромашка». На лепестках написаны приставки, а в центре написано слово. Образуйте новые слова с помощью приставок.


III. Рефлексия.

- О чём мы говорили на занятии?

- Что узнали о правописании приставок?

- Со значением каких приставок мы познакомились?

- А сейчас мы с вами вырастим цветок, который называется «Цветик – многоцветик» или «Цветок настроения».  Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к вашему настроению.