ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1
Коррекционно-развивающее занятие
5 класс
Состав слова. Приставка.
Подготовила: учитель-логопед Наумова Л.В.
Цель: Образование слов при помощи приставок.
Коррекционно-образовательные задачи:
Познакомить с приставками и их значением.
Развивать умение образовывать слова префиксальным способом.
Учить соотносить приставки с их схематичным изображением.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
Развитие оптико-пространственных представлений.
Развитие мышления и связной речи.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные задачи:
Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Воспитание умения работать в коллективе.
Оборудование: фиолетовый лес, рисунок девочки-Приставки, волшебный фонарик, разноцветные слоги, схемы для обозначения образования слов и приставок, сюжетные картинки, «фонарики-приставки», картинки фруктов, мультимедийный проектор, авторская презентация.
Ход занятия.
I. Оргмомент.
1. Повторение и закрепление пройденного материала.
Логопед: Прочитайте слова записанные на доске и распределите их в две группы: - имеющие родственные слова; - не имеющие родственные слова.
Слова: вишня, лимончик, яблочный, яблоко, виноград, грибочек, яблочко, вишенка. Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Слово грибочек. Оно не относится к теме «Фрукты»)
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний.
- Посмотрите внимательно, что я буду делать? (вода в стакане).
- наливаю воду в стакан;
- выливаю из стакана;
- переливаю из стакана в стакан;
- доливаю воду в стакан;
- поливаю цветы.
- Чем похожи эти слова?
- Почему они являются родственными словами?
- Чем они отличаются?
- Где находится эта частичка?
- Эта частичка как бы приставляется к корню и называется приставкой. Она всегда пишется слитно.
-Одинаковое ли значение имеют все эти слова?
-Что делает их разными? (приставка)
Приставки вносят в слово различные значения.
2. Формулировка темы занятия и запись на доске.
На столе лежат слоги разного цвета, нужно составить слово из слогов одного цвета – ПРИСТАВКА.
3. Знакомство с графическим изображением приставок.
Послушайте сказку о девочке Приставке, и вы поймёте, почему приставки пишутся со словами слитно. В густом лесу в маленькой избушке жила девочка Приставка. Она любила подолгу бродить в лесу, собирать грибы и ягоды, слушать пение птиц. Иногда Приставка выводила из леса заблудившихся грибников.
Однажды в лес, где жила девочка Приставка, отправились СЛОВА. Они решили набрать побольше грибов и ягод и не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. Вот уже солнце село за горку. На лес опустился вечер. Стало темнеть. СЛОВА сели на пенёк и заплакали. Услышали их плач белки, поскакали по верхушкам деревьев к девочке Приставке и рассказали ей о заблудившихся героях. Девочка Приставка поспешила на помощь СЛОВАМ.
В лесу стало совсем темно. Торопится Приставка, бежит, а впереди держит волшебный фонарик, освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных грибников к родной деревне. Сама идёт впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались, а некоторые даже приросли к фонарику.
Вот так и до дома добрались. Смотрит Приставка, а многие слова за время пути изменились. Так крепко к фонарику приклеились, что они превратились в новые слова.
С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку Приставку и её волшебные фонарики, со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят.
4. Подбор приставок к словам-действиям.
Подберите «фонарик» к каждому слову-действию. Укажите в словах приставки.
(карточки)
…звенел в школе звонок.
Ученики …шли из класса.
Лена …шла за Светой в детский сад.
Миша …шёл из школы и …шёл домой.
5. Физминутка. (презентация «Весёлые ножки»)
6. Игра «Назови противоположное значение».
Приклеить - отклеить Внести - вынести
Принести - отнести Вложить - выложить
Привязать - отвязать Впустить - выпустить
Привыкнуть - Влезть -
Пристегнуть - Входить -
Привезти - Влететь -
Пригнуть - Вползти -
-К трём - четырём примерам составить предложения.
7. Игра «Ромашка»
В волшебном фиолетовом лесу выросла волшебная «ромашка». На лепестках написаны приставки, а в центре написано слово. Образуйте новые слова с помощью приставок.
III. Рефлексия.
- О чём мы говорили на занятии?
- Что узнали о правописании приставок?
- Со значением каких приставок мы познакомились?
- А сейчас мы с вами вырастим цветок, который называется «Цветик – многоцветик» или «Цветок настроения». Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к вашему настроению.