АНКЕТА участника конкурса «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ».
• Тема конкурсной работы (номер, название)_Классный час на тему: Коррупция и общество»
Фамилия, имя, отчество Овчинникова Надежда Михайловна
• Год рождения 1969 г.
• Образование высшее
• Научная степень, звание__________________________________________________
• Должность учитель физики
• Служебный адрес 301723, Тульская область, г. Кимовск, ул. Крылова, д.6
• Домашний адрес город Кимовск, ул. Заводская, д. 11, кв. 7
Телефон, e - mail : [email protected]
Педагогический стаж 22года
Имеете ли опыт преподавания граждановедения или правоведения _нет
• Какие разработки по граждановедению или правоведению Вы могли бы предложить вне тем конкурса _________________________________________________________
13. Имеете ли опыт гражданского или правового воспитания детей в контексте противодействия коррупции ?
• в рамках основного урока (уточните какого)
• на факультативе, спецкурсе (уточните название)
• на внеклассных мероприятиях (перечислите основные)
• на библиотечных уроках
• в кружковой, клубной работе (уточните название)
• в другой форме (какой)
Классный час в 7 классе.
Тема: коррупция и общество России.
Цель: познакомиться с понятием коррупция; узнать об истории возникновения этого явления; понять чем она опасна для общества.
Задачи.
Образовательные задачи:
- дать характеристику понятий «коррупция»,
- познакомить учащихся с историей возникновения коррупции,
- познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями,
Развивающие задачи:
- расширить кругозор учащихся,
- формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества,
- развивать антикоррупционного сознания;
Воспитательные задачи:
- воспитывать ответственность за собственные действия и поступки,
- подвести учащихся к пониманию и осмыслению сознательности и социальной активности;
- способствовать нравственно-правовому воспитанию учащихся.
Ход классного часа
Звучит аудиозапись басни Крылова «Лисица и сурок»
Учитель: Вам часто приходится слышать такое слово, как «коррупция». Ну что оно обозначает, вряд ли кто из вас знает. Сегодня мы узнаем об этом больше.
Обратимся к словарю.(сл)
Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
-Как вы думаете, коррупция – это современное явление?
История возникновения коррупции, как социального явления имеет глубокие корни .(сл)
Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Уруинимгина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер.
Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индия) в IV веке д. н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
«Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых»; «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран)
Первые новости о коррупции относятся еще к миру эллинов. Предприимчивый наместник Египта Клеомен, в 320-е годы н.э. умудрился использовать свою должность для спекуляций на рынке зерна, в результате чего жители Греции оказались на грани голодной смерти. Сам Клеомен, само собой, неплохо заработал. Однако радоваться нажитому непосильным трудом богатству царю оставалось недолго: узнав о происшедшем, Александр Македонский приказал мздоимца казнить, сварив в кипящем масле.
В средние века Брюгге являлся одним из крупнейших центров торговли. Это было
обусловлено и географическим положением города, и экономической политикой Западной Фландрии. Само собой, коррупция здесь процветала — до определенного момента. В 1498 году, городские власти, уставшие от такого произвола, заказали серию оригинальных картин. На полотнах во всех деталях были изображены пытки, предусмотренные для пойманных с поличным взяточников. Все работы вывесили в городской ратуше, где их могли лицезреть заседающие в суде и магистратуре чиновники. Как ни странно, метод оказался действенным: пока картины не сняли, уровень коррупции оставался на поразительно низком уровне.
Камбис, царствовавший в древней Персии, столкнулся как-то раз с неприятной ситуацией: один из его главных судей оказался взяточником. Царь, отличавшийся не только мудростью, но и крутым нравом, вышел из ситуации с честью. Он пригласил сына мздоимца занять место судьи в центральном суде. Когда будущий судья пришел на работу, то обнаружил стоящее за своим столом изысканное кресло. Обивка его была сделана из кожи, которую Камбис снял с отца-коррупционера.
Становление единой Китайской империи привело, помимо всего прочего, к уникальной ситуации: большая часть денежных средств целой страны оказалась в руках крупнейших торговцев. Не в последнюю очередь, к этому причастен высокий коррупционный уровень среди чиновников. Устав бороться со взяточниками привычными китайскими способами (как-то варка в кипящем масле и последовательное лишение разнообразных частей тела) император Цинь Шихуанди решил просто опередить всех мздоимцев сам. Для начала, он построил себе 700 дворцов — по паре в каждой провинции. Метод сработал только отчасти: многие чиновники просто были лишены самого источника взяток, ведь большая часть лишних денег шла напрямую императору.
Коррупция в России имеет давние традиции. Российские источники упоминают мздоимство (взятка принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая либо имущественная выгода за выполнение или невыполнение, в интересах давшего взятку, действия, которое это лицо должно было или могло совершить) еще в XIII в. Начиная с Ивана III известны попытки законодательного ограничения коррупции. Первой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила твердые «кормы» для наместников и их аппарата.
Коррупция была и в древней Руси. С нею многими веками боролись великие князья, но первым, преуспевшим на этом нелегком поприще стал небезызвестный царь Иван IV, прозванный Грозным. Лучше всего о методах и успешности Грозного может сказать эта цитата, принадлежащая французскому дипломату Арнольду Шамю: «Московию не узнать – страх смерти изменил эту страну так, что наши купцы теперь не знают, как дела вести. Даже местные княжны подарков не берут, ибо каждый день мздоимцев прелюдно разрубают на куски прямо на городской площади».
Иван IV считал борьбу с коррупцией делом первостепенной важности и зачастую сам проводил суды. Например, одному из дьяков, получившему взятку золотыми монетами, спрятанными в гусе, справедливый царь приказал по локоть отрубить руки, и по колено ноги. При этом царь все спрашивал участливо: «Вкусно ли гусиное мясо?»
Какие же формы взяточничества (мздоимства) были в России? (сл)
Почести- подношения в виде почести выражали уважение к тому, кто ее удостаивался. Уважительное значение «почести» проявляется и в русском обычае одаривать уважаемого человека, и в особенности, высокое начальство, хлебом-солью. Но уже в XVII в. «почесть» все больше приобретала значение разрешенной взятки.
Оплата услуг (кормление)- означало первоначально способ содержания должностных лиц. Судьи, вместе с исполнителями их решений, получали от местного населения все необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и даже лошадей.
Посулы- плата за благоприятное решение дел, за совершение незаконных деяний. Чаще всего «посулы» выражались в переплатах за услуги, за ведение и оформление дел, и поэтому граница между двумя формами коррупции была размытой и едва различимой.
- Современные формы коррупции (сл.)
Взятка
Растрата
Мошенничество
Вымогательство
Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы
Злоупотребление должностными полномочиями
- Рассмотрим ситуации и укажем, в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет. (сл)
1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.
2. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.
3. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.
4. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.
5. При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил правонарушителя.
6. Родственникам больного гражданина Н. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго».
(обсуждение учащихся, выводы)
-Наблюдаются ли элементы коррупции среди вас? Я вам предложу ситуации, а вы подумайте, есть ли в них проявления коррупции.
-на контрольной работе вам ваш одноклассник предлагает списать решение в обмен на порцию в столовой;
- сверстники, имея какие-либо компрометирующие материалы, подговаривают вас поучаствовать в шантаже одного из учеников вашей школы с целью получить деньги или привилегии;
- некоторые ученики в классе постоянно получают хорошие оценки за контрольные работы, так как они занимаются по предмету с вашим же учителем;
- кассир в школьной столовой по ошибке дал Вам больше сдачи. Вы
промолчите или вернете лишнюю мелочь?
- вам предлагают ознакомиться с вопросами предстоящего экзамена (важной контрольной) за небольшую сумму денег.
(обсуждение учащихся, выводы)
А сейчас проведем небольшую игру: (сл)
- вас выбрали президентом класса, и учитель предложил вам набрать себе команду:
помощника, ответственного по дежурству, 2-ух уч-ся в трудовой сектор, 2-ух уч-ся в спортивный сектор, 2-х уч-ся, которые будут следить за дисциплиной в классе и сообщать учителю о нарушениях. Подбери себе команду!
(после этого ученика «президента» попросить прокомментировать свой выбор)
-Наблюдались ли, с вашей точки зрения, нарушения в выборе команды?
-Каковы причины возникновения коррупции? (сл)
- Низкая заработная плата государственных служащих
- Незнание законов
- Желание легкой наживы
- Частая сменяемость лиц на различных должностях
- Нестабильность в стране
- Коррупция как привычка
- Низкий уровень жизни населения
- Слабая развитость государственных институтов
- Безработица
- Неразвитость институтов гражданского общества
-Ребята, как вы думаете: вредна ли коррупция и нужно с ней бороться? (сл)
Экономика: нарушается механизм конкуренции: выживает не лучший, а давший большую взятку; растут цены; несправедливо распределяются доходы.
политика: смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок, коррупционеры вывозят капиталы за рубеж и предают интересы страны, народ перестает доверять власти.
социальная сфера: мерой всего в обществе становятся деньги, несправедливое перераспределение жизненных благ в пользу узких олигархических групп; формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.
Предложите способы борьбы с коррупцией. (после высказывания ребят – сл)
необходимо совершенствовать действующее законодательство;
одним из главных принципов борьбы с коррупцией и организованной преступностью должны быть гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, средств массовой информации, граждан и общественных формирований;
создание обстановки нетерпимости, осуждения, аморальности любого факта проявления коррупции
(сл)
Неужели и о взятках писать поэтам!
Дорогие, нам некогда. Нельзя так.
Вы, которые взяточники,
хотя бы поэтому,
не надо, не берите взяток. Владимир Маяковский «Внимательное отношение к взяточникам»
Вот такими словами мы и закончим наш классный час. Надеюсь, что для вас он был полезным и интересным.