1 2 | Древнейшая стадия развития человечества Тема 1.1 Первобытный мир Тема 1.2 От первобытности к цивилизации Цивилизации Древнего мира Тема 2.1 Ранние цивилизации и их отличительные черты. Тема 2.2 Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока | Знать- исторические вспомогательные дисциплины, их роль в изучении истории; процесс перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства; Уметь – объяснять смысл основных понятий, высказывать собственную точку зрения; - выявлять факторы и направления эволюции человека. Знать/понимать: Причины образования государства; признаки государства; историческое развитие городов-государств: Афин, Спарты, Рима; Комплекс факторов, способствующих кризису духовной жизни Рима, зарождению и распространению христианства | Называть: - Современные научные концепции происхождения человека и общества. -Природное и социальное в человеке, -Расселение древнейшего человека. -Формирование рас и языковых семей. - Неолитическая революция - Родоплеменные связи - Предпосылки перехода от первобытно-общинного общества к цивилизациям Древнего мира. - Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. - Ранние цивилизации: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай - Древняя Греция. -Древний Рим. | Самостоятельная работа по теме: «Первобытный мир» Самостоятельная работа по теме: «От первобытности к цивилизации» Самостоятельная работа: «Боги и мифы Древнего Египта». Сравнительная таблица: «Афины и Спарта». Практическая работа: «Законы Хаммурапи». | 5 5 5 5 5 |
3 | Тема 2.3 Античная цивилизация Тема 2.4 Религии Древнего мира Цивилизации Запада и Востока в Средние века Тема 3.1 Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века Тема 3.2 Китайско-конфуцианская цивилизация Тема 3.3 Буддизм на Востоке в Средние века Тема 3.4 Арабо-мусульманская цивилизация. Тема 3.5 Становление Западноевропейской средневековой цивилизацииТема 3.6 Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации. Тема 3.7 Расцвет западноевропейской цивилизации История России с древнейших времен до конца ХVII века Тема 4.1 Племена и народы Восточной Европы в древности | ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Знать/понимать: целостность мировой истории; Периодизацию мировой истории; Основные исторические термины и даты. Знать/понимать: -Индия и Китай в Средние века; -Кастовый строй; Уметь: - объяснять основные понятия Уметь: Анализировать историческую информацию | Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Возникновение мировых религий. - Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии. Столицы и границы. Возникновение мировых религий, вклад культуры Возникновение Ислама, его распространение. Великое переселение народов, распространение православия, крестовые походы. | Самостоятельная работа:»Боги и мифы Древней Греции, Древнего Рима» Самостоятельная работа: «От мифа к религиям спасения» Терминологический диктант Самостоятельная работа: «Конфуций и его учение». Тест. Самостоятельная работа: «Зарождение буддизма и его основные принципы» Самостоятельная работа: «Зарождение Ислама и его основные принципы». Самостоятельная работа: «Великое переселение народов: основные вехи» | 5 5 5 5 10 5 5 5 |
4 | Тема 3.6 Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации. Тема 3.7 Расцвет западноевропейской цивилизации История России с древнейших времен до конца ХVII века Тема 4.1 Племена и народы Восточной Европы в древности | Уметь: Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Знать/понимать: - главные особенности занятий, общественного строя, быта и верований восточных славян; - причины и факторы возникновения русской государственности; многонациональный характер первого русского государства; | Правильное объяснение причинно-следственных связей, правильная датировка периодов. Византийское государство. Церковь и общество Социально-экономические особенности периода: складывание средневековых классов и сословий. Давать характеристику местам поселения древних славян, их общественному строю; - обобщать и делать выводы, высказывать собственную точку зрения | Самостоятельная работа: «Культурное развитие Византии». Практическая работа: «Запад и Восток – сравнительная характеристика» Практическая работа: «Великое переселение народов» Самостоятельная работа: «Варяги в истории Древней Руси» | 5 3 3 3 |
| Тема 4.2 Восточные славяне в VII-VIII в.в. Тема 4.3 Формирование основ государственности восточных славян. Тема 4.4 Рождение Киевской Руси. Тема 4.5 Крещение Руси Тема 4.6 Право в Древней Руси Тема4.7 Русская культура в ХI-ХII в.в. | -Главные особенности занятий, общественного строя, быта и верований восточных славян: -причины и факторы возникновения русской государственности; -многонациональный характер первого русского государства; -организацию и управление государством; первые княжеские усобицы; община и вотчина в Древней Руси; социальная структура общества; - историю русской православной церкви; архитектуру и живопись; образование и литературу; бытовую культуру; ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | - давать характеристику местам поселения древних славян, их общественному строю; - обобщать и делать выводы, высказывать собственную точку зрения; -объяснять основные понятия, анализировать высказывания; - определять, что включает в себя понятие «культура», объяснять основные понятия; - анализировать исторический документ; - объяснять основные понятия; - анализировать, высказывать свою точку зрения; - раскрывать основные значения понятий, аргументировать свои ответы; | Практическая работа по теме: «Восточные славяне» (Повесть временных лет). Самостоятельная работа: «Основные занятия восточных славян в древности». Практическая работа: «Рождение Киевской Руси» Практическая работа: «Норманская теория» Практическая работа: «Итоги христианизации Руси» Самостоятельная работа: «Русская культура ХI – ХII веков» Практическая работа: «Русская правда» Практическая работа «Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси» Самостоятельная работа «Рождение письменности.Кирилл и Мефодий». | 3 5 3 3 3 5 3 3 3 |
| Тема 4.8 Древняя Русь в эпоху политической раздробленности Тема 4.9 Борьба с иноземными завоевателями Тема 4.10 Москва во главе объединения Русских земель Тема 4.11 Россия в царствование ИванаIV Грозного Тема 4.12 Смута в России начала ХIIвека Тема 4.13 Россия в середине и второй половине ХII в. | - Причины раздробленности на Руси; основные тенденции внутренней политики и внешних отношений отдельных княжеств друг с другом; - Завоевание Руси татаро-монголами; борьбу северорусских земель с крестоносцами и шведами; Борьбу русских князей за первенство среди русских княжеств, за независимость, собирание земель и устройство нового государства; - централизацию государственной власти, экономический подъем Руси, формирование сословий; реформы; - опричнина, закрепощение крестьян, пресечение правящей династии, смута; обострение социально-экономических противоречий. | Раскрывать основные значения понятий, аргументировать свои ответы; - определять специфические особенности и основные этапы культурно-исторического развития России; | Практическая работа «Повесть временных лет. Любеческий съезд 1097 г.» Практическая работа «Борьба с иноземными завоевателями» Самостоятельная работа «Иван Ш и его роль в Российской истории» Практическая работа «Научные споры об опричнине». Самостоятельная работа «Освоение Сибири» Самостоятельная работа « Борьба русского народа с польской интервенцией» Самостоятельная работа «Города.Торговля.Ремесло». Практическая работа «Городские восстания середины ХII века». Контрольная работа «История России с др.времен до к.ХII века» | 3 3 5 3 5 5 5 3 10 |
5 | Истоки индустриальной цивилизации: Страны Западной Европы в ХVI – ХVIII в.в. Тема 5.1 Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии Тема 5.2 Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. Европа в эпоху реформации. Тема 5.3 Век Просвещения | Знать: - великие географические открытия; начало европейской колониальной экспансии; Формирование нового пространственного восприятия мира; - новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации; Просветителей эпохи Просвещения; Уметь: - обобщать и делать выводы; объяснять смысл основных понятий, определять причины Реформации; - определять причины революций, характер; - сапоставление взглядов просветителей Англии, Франции, германских государств | Правильное чтение исторической карты; Правильный анализ табличных и схематических данных; Запад и Восток – многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Европа в период Реформации и Контрреформации. - Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Понятие «Просвещение» и его содержание. | Самостоятельная работа « Герои великих географических открытий» Самостоятельная работа: «Реформация» | 5 3 |
6 | Россия в ХШ веке Тема 6.1 Россия в период реформ Петра I Тема 6.2 Внутренняя и внешняя политика приемников Петра I 1725-1762 Тема 6.3 Россия во второй половине ХШ века Тема 6.4 Культура России в середине и второй половине ХШ в. | Знать: - деревня и город на рубеже веков. Развитие мануфактурной промышленности. Сословный строй России; - Петровские преобразования. Основные понятия и термины; Уметь: Объяснять смысл понятий; - определять причины войны и последствия для окружающей среды. Знать: -внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра; - русско-турецкие войны времен Екатерины. Расширение границ; - усиление крепостного гнета. Народные движение. Восстание Е.Пугачева. - новую эпоху в отечественной культуре, основные понятия и термины. Уметь: характеризоваь достижения культуры | Предпосылки реформ Петра, Особенности модернизационного процесса в России. - Северная война и ее итоги. - Культурный переворот петровского времени. - Причины дворцовых переворотов. - «Просвещенный абсолютизм» Екатерины П. Восстание под предводительством Е.Пугачева. - Характер и направленность реформ Екатерины Великой. | Терминологический диктант. Практическая работа «Споры о Петре: личность в оценке современников и потомков» Самостоятельная работа «Реформы Петра и их историческое значение» Самостоятельная работа «Дворцовые перевороты в России» Практическая работа «Восстание Емельяна Пугачева» Самостоятельная работа «Барокко и классицизм в России» Практическая работа «Русская культура в середине ХШ в.. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России» | 3 3 3 3 3 5 3 |
7 | Становление индустриальной цивилизации Тема 7.1 Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу Тема 7.2 Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в ХIХв. | Знать: - технический прогресс, его экономические и социальные последствия; - различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу; - Наука и образование в 18 веке. Развитие национальных культур. Уметь: - анализировать сущность промышленного переворота; - составлять сравнительную характеристику аграрного и индустриального общества; - объяснять значение основных понятий. ОК 4: Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Европейские революции середины ХIХ века. Движения за реформы; требования, формы организации, результативность. - Объединительные процессы в Европе и Америке. Славянское Возрождение и Россия. - Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в 19 веке. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История – «муза века» - Правильное чтение исторической карты. - Правильная интерпритация точек зрения на переход от традиционного общества к индустриальному; научное объяснение происхождения мира и человека, терминов, подбор фактов из исторических источников. | Терминологический диктант. Задания из учебника | 3 1 |
8 9 | Процесс модернизации в традиционных обществах Востока Тема 8.1 Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии Тема 8.2 Россия в ХIХ веке Тема 9.1 Россия в первой половине ХIХ столетия | Знать: - традиционные общества Востока в условиях традиционной экспансии; - колониальный раздел мира. Внешнеполитические союзы и дипломатия. Уметь: - характеризовать основные черты традиционных обществ на Востоке; - объяснять основные понятия, делать выводы, обобщения. Знать, понимать: -особенности российской экономики; господство крепостного права, зарождение капиталистических отношений, начало промышленного переворота -- характер отечественной войны и ее воздействие на развитие национального и общественного самосознания; движение декабристов | Правильное чтение исторической карты, Правильный анализ табличных и схематических данных. Правильная интерпритация точек зрения на попытки модернизации в странах Востока, европейскую колониальную экспансию, политику самоизоляции, межцивилизационный диалог; терминов, подбор фактов из исторических источников. Территория и население империи. Особенности колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос. - Социальная структура. - Реформы начала царствования Александра 1 - Николай 1. Смена политических приоритетов. -Россия и европейские революции. -Наука. Техника. Культура. | Контрольная работа по теме: «Россия в ХШ веке» Терминологический диктант. Задания из учебника. Кейс-ситуации | 10 3 3 |
| Тема 9.2 Власть и реформы в первой половине ХIХ в. Тема 9.3. Внешняя политика Александра 1 и Николая 1. Тема 9.4 Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины ХIХв. Тема 9.5 Россия в эпоху великих реформ Александра П Тема 9.6 Пореформенная Россия. Тема 9.7 Россия в системе международных отношений второй половины ХIХ в. Тема 9.8 Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России. Тема 9.9 Повседневная жизнь населения России в ХIХ в. | Консерваторы Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Уметь: Анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, устанавливать связи между историческими событиями; - выявлять особенности военной истории, военного искусства, стратегии, тактики в данной войне; - объяснять главные особенности первого антикрепостнического движения в России, его классовый характер, состав и направленность; - характеризовать факторы кризиса феодально-крепостнической системе и неизбежности падения крепостного права в России; - определять, что включает в себя понятие «золотой век» русской культуры; | Европа после Наполеона. Крымская война. Россия после Крымской войны. Александр П. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. Завершение промышленного переворота. --Консервативный курс Александра Ш. - Общественное движение: спад и новый подъем - Геополитические интересы империи и международные противоречия. «Союз трех императоров». - Великие реформы и русская культура. - Повседневная жизнь населения России в 19 в. | Самостоятельная работа: «Реформы Александра 1». Практическая работа «Общественные движения. Декабристы». Самостоятельная работа «Внешняя политика Александра 1» Практическая работа «Крымская война и крах «Венской» системы». Практическая работа «Славянофилы и западники». Самостоятельная работа «Либеральные реформы Александра П». Практическая работа «Отмена крепостного права». Самостоятельная работа «Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке». Самостоятельная работа «Развитие науки и техники» Контрольная работа: Россия в ХIХ в. | 3 3 3 2 2 10 |
10 | От новой истории к новейшей Тема 10.1 Международные отношения в начале ХХ в. Тема 10.2 Россия в начале ХХ в. Тема 10.3 Первая мировая война 1914-1918 г.г. Тема 10.4 Россия в первой мировой войне Тема 10.5 Февральская революция в России Тема 10.6 Приход большевиков к власти в России | Знать/понимать: Колониальный раздел мира. - Внешнеполитические союзы и дипломатия. - Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность мировой истории. - Периодизацию мировой истории; - Основные исторические термины и даты; Уметь: - Объяснять основные понятия, делать выводы, обобщения; - объяснять значение основных понятий, - Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; ОК5: Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - Изменения в системе международных отношений на рубеже веков. Колониальные империи Великобритании и Франции. - Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. - Россия в системе международных отношений. - Русско-японская война. - Тройственный союз и Антанта. Экономическая реформа Столыпина П.А. и Витте С.Ю. - Первая мировая война. - Февральская революция в России. - Приход большевиков к власти в России. - Правильное чтение исторической карты; - | Самостоятельная работа « Русско-японская война 1904-1905 г.г.» Практическая работа « Тройственный союз и Антанта» Самостоятельная работа «Политические партии в России начала ХХ в.» Практическая работа «Столыпинская реформа» Практическая работа «Армия и общество: перекос во взаимоотношениях» Самостоятельная работа «Двоевластие в России в 1917 г.» Практическая работа «Февральская революция в России» Самостоятельная работа « В.И.Ленин – человек и политик» Практическая работа «Военный коммунизм» Контрольная работа «От новой истории к новейшей» | 3 3 2 2 2 10 |
11 12 13 14 15 | Между мировыми войнами Тема 11.1 Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине ХХ века. Тема 11.2 Международные отношения в 20-30-е годы Тема 11.3 Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. Вторая мировая война: причины, ход, значение Тема 12.2 СССР в годы Великой Отечественной войны. Мир во второй половине ХХ века Тема 13.1 «Холодная война» Тема 13.2 Научно-технический прогресс СССР в 1945-1991 годы Тема 14.1 СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе. Тема 14.2 Советский союз в период частичной либерализации режима Тема 14.3 СССР в конце 1960-х – начале 1980-х годов Тема 14.4 СССР в период перестройки Россия и мир на рубеже ХХ – ХХIвеков Тема 15.1 Российская Федерация на современном этапе Тема 15.2 Мир в ХХIвеке зачет | Знать: - государственное регулирование экономики в мирное время. Раскрытие новых функций и задач государства в странах с рыночной экономикой, - историческую уникальность феномена тоталитаризма, его черт, многообразия их проявления. Общие и различные черты фашизма в Италии и Германии, милитаризма в Японии. - революции в Турции. Освободительное движение в Китае. Уметь: - объяснять основные тенденции в развитии стран Запада, высказывать свою точку зрения - объяснять значение основных понятий, раскрывать опасность фашизма; ОК 6: Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Знать: Проблемы и различные версии начала ВОВ. Причины неудач СА на начальном ее этапе, характеристика мер по мобилизации тыла, значение общенационального патриотического подъема в СССР. - битву под Сталинградом, Курскую дугу, форсирование Днепра. - важнейшие операции 1944-45 г.г. - освободительная миссия Красной Армии. - партизанское движение и тыл в годы войны. Уметь: объяснять основные понятия, работать с учебным пособием, делать выводы, обобщения. - раскрывать суть коренного перелома в ходе войны, делать выводы и обобщения. - определять значение основных операций Красной Армии и освободительный характер европейского похода. - делать выводы и обобщать, раскрывать роль тыла как одного из факторов победы советского народа над Германией. ОК 7 Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние. Знать/понимать: - складывание мировой социалистической системы. - «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием. Знать/понимать: - Концепцию построения коммунизма. Н.С.Хрущев в оценках современников и историков. Экономические реформы 1950-1960-х г.г. - Роль советской науки и развертывании научно-технической революции. - Политику и экономику: от реформ –к « застою». Углубление кризисных явлений в СССР. Уметь: Объяснять основные понятия, определять альтернативы политического развития после смерти Сталина. - определять достижения и противоречия в развитии науки и культуры второй половины ХХ века - давать оценку сталинской экономической системе, определять причины ее неэффективности. Знать/понимать: - переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. - Становление новой российской государственности. - РФ и страны СНГ. Россия в мировых интеграционных процессах и формирование современной международно-правовой системы Уметь: - характеризовать основные направления экономической политики правительства. - определять: радикальное геополитическое положение России после распада СССР, причины изменения внешнеполитического курса. ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | --Послевоенный кризис Запада. - Общественно-политического и государственного развития СССР в 20-е – 30-е годы. Внутрипартийная борьба. - Развитие экономики СССР в конце 20-30-х годов. Форсированная модернизация. - Внешняя политика СССР в 20-30-е годы; от конфронтации к поиску контактов. - «Культурная революция». - Правильное чтение исторической карты - Причины и ход. «Странная война». Блицгриг вермахта. - Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. - Антигитлеровская коалиция. - «Второй фронт» в Европе. Война технологий. - Миропорядок Ялты и Потсдама. - Возникновение биполярного мира. СССР в годы Великой Отечественной войны. Общество в годы войны. Основные этапы военных действий. - Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне. - Правильное чтение исторической карты. - Правильный анализ табличных (статистических) и схематических данных. - Военные события на Тихом океане. - «Холодная война». Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. -- Распад колониальной системы. Научно-технический прогресс. Транспортная революция. Качественно-новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии Формирование новой научной картины мира - Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. - ГУЛАГ в системе советской экономики. - Национальная политика. - Апогей культа личности И.В.Сталина. Политические процессы. - Борьба за власть после смерти И.В.Сталина. Приход к власти Н.С.Хрущева. ХХ съезд КПСС. - «Оттепель». - Экономические реформы 1950-1960-х годов, причины неудач. - Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. - Либерализация внешней политики. - СССР в конце 1960-х н.1980-х годов. - Теория развитого социализма . - Экономика СССР. «Разрядка». Война в Афганистане. Заключительный этап «Холодной войны» - Становление новой российской государственно-правовой системы. - Политический кризис осени 1993 г. - Конституция РФ. Система разделения властей. - Президентские выборы 2000 и 2004 г.г. - Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. - Мир в ХХIвеке. Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. - Страны третьего мира. - Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. - Место России в международных отношениях. | Самостоятельная работа « Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 20-е годы» Самостоятельная работа « Запад в 30-е годы» Практическая работа «Сравнительная характеристика: «Военный коммунизм» и НЭП» Практическая работа «Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции» Практическая работа: «Холодная война»: причины и основные этапы». Практическая работа: «СССР в послевоенные годы» Практическая работа: «Экономические реформы 1950-1960-е годы» Практическая работа «Крах политики перестройки, Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия». Тест. Контрольная работа по теме: СССР в 1945 – 1991 годы. Практическая работа: «Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия». Практическая работа по историческим документам. Контрольная работа по теме: Россия и мир на рубеже ХХ – ХХI веков. | 2 2 2 2 2 2 10 2 2 7 |