Космический брейн-ринг
ЦЕЛИ ИГРЫ:
Обучающая: расширение знаний обучающихся о космонавтике, расширение их кругозора, активизация интеллектуальной деятельности через использование формы игры, включение в активную деятельность, призванную популяризировать достижения страны в области космонавтики к 60-летию полета человека в космос, а также выдающийся подвиг первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина.
Развивающая: формирование умений обдумывать и принимать решения, развитие мыслительной деятельности, памяти, эрудиции; создание эмоциональных условий для самоутверждения личности.
Воспитательная: сплочение классов, воспитание чувства взаимопомощи и умения работать в коллективе, развитие познавательного интереса, воспитание культуры общения, а также воспитание у обучающихся самостоятельности как черты личности.
ЗАДАЧИ ИГРЫ:
Повторение и обобщение полученных ранее знаний.
Формирование обще-учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 11 ноября 2021 года, 14.30 по московскому времени.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: школьный музей «История авиации и космонавтики» ГБОУ СОШ № 54 имени Ю. А. Гагарина, город Севастополь.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках новой парадигмы обучения резко возрастает значение внеклассной работы. Достаточно эффективными видами такой работы являются различные интеллектуальные и интерактивные игры.
Игра вызывает интерес и активность обучающихся и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда – обязательным условием выигрыша. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое.
Положительное влияние на личность обучающихся оказывает также и групповая деятельность. Ключевой особенностью интерактивной игры является ориентация на коллективную работу с объектом. Игра рассчитана на работу сразу нескольких пользователей и способна выделять различные аспекты работы людей в группе: как соревновательные, так и объединяющие.
Методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди обучающихся 7 класса в рамках празднования 60-й годовщины полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос.
В ходе игры обучающиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность обучающихся. Повышается эрудиция, как игроков, так и зрителей.
Роль учителя заключается в подготовке вопросов игры и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников игры, в подготовке ведущих и обучающихся, проводить паузы между турами. Велика роль учителя в эмоциональном настрое обучающихся на игру. Такой настрой необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало игре положительный эмоциональный заряд.
Данное внеклассное мероприятие проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии в форме презентации.
ПОДГОТОВКА:
Обучающиеся за три недели до мероприятия (на осенние каникулы) получили первое задание: найти ответы на ориентировочные вопросы брейн-ринга.
За три дня до мероприятия группа должна отобрать 6 человек, придумать название экипажа, девиз; оформить «космическую визитку» команды с указанием ФИО участников.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Игра состоит из 6 блоков.
Время для ответа на вопрос – 30 секунд.
Чтобы ответить на вопрос, нужно нажать на кнопку звонка.
Если экипаж отвечает неверно, то есть шанс ответить у другого экипажа.
В течение времени команда может дать только один ответ.
За каждый правильный ответ экипаж получает 1 балл; но если экипаж не ограничился кратким ответом, а смог дать развёрнутый ответ на вопрос, то по решению жюри экипаж может получить ещё 0,5 балла.
Нельзя нажимать на кнопку звонка во время зачитывания вопроса.
Экипаж, получивший право ответа, должен выбрать одного человека, который даст ответ.
Если правильный ответ не был озвучен экипажами, то его озвучивает Ведущий.
Победителем станет тот экипаж, который наберет наибольшее количество баллов.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОСМИЧЕСКОГО ЖЮРИ:
1. Подсчёт набранных баллов в соревновании каждого экипажа.
2. Контроль правильность ответов на вопросы по темам.
3. Оглашение результатов игры.
НЕОБХОДИМОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ: 40- 50 минут.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
- персональный компьютер
- мультимедиа-проектор
- распечатка вопросов и ответов ведущим
- сигнальные кнопки (синяя и красная лампочки)
- секундомер
- презентация «Брейн-ринг» в программе Microsoft Office PowerPoint.
«Ум человеческий имеет три ключа: знание, мысль, воображение»
Виктор Гюго
Слово «первый» изначально сопровождает космонавтику. Первый спутник, первый пилотируемый полет, первый шаг на Луне. Сегодня мы вспомним некоторые первые имена, научные эксперименты и открытия в отечественной космонавтике. Нашу игру мы проводим в год празднования 60-й годовщины полёта первого человек в космос! Этим человеком был Юрий Гагарин! Человек, именем которого названа наша школа и наш район! Мы – дважды ГАГАРИНЦЫ, и очень этим гордимся!
Итак, начинаем наш брейн-ринг!
БЛОК №1: «Первый человек в космосе»
Участникам необходимо за 30 секунд дать правильные ответы на 10 поставленных вопросов о первом космонавте планеты Ю. А. Гагарине. Право ответа получает экипаж, первым нажавший на кнопку.
За каждый правильный ответ экипаж получает 1 балл.
Сколько длился космический полет Ю. А. Гагарина?
(108 минут. Это были 108 минут, которые потрясли мир!)
Назовите позывной Юрия Гагарина в его первом полёте.
(Кедр)
Как называли Юрия Гагарина за рубежом?
(Колумб Вселенной)
Кто был дублёром Юрия Гагарина в космическом полёте?
(Герман Степанович Титов)
От каких ворот Юрий Гагарин получил ключи на вечное хранение?
(От ворот городов Каир и Александрия ,1962 г., Египет).
Какое время показывают часы над дверью в рабочем кабинете Ю.А. Гагарина в музее Звёздного городка?
(10 часов 31 минута, в это время оборвалась жизнь Ю.А. Гагарина во время тренировочного полёта на учебно-тренировочном истребителе МИГ-15 27 марта 1968 года. Он погиб в возрасте 34 лет вместе с 45-летним лётчиком-инструктором Владимиром Серёгиным вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области).
В феврале 1962 года Президент Египта Гамаль Абдель Насер наградил Юрия Гагарина высшим орденом страны. Как назывался орден?
(Ожерелье Нила)
Какие номера были у черной Волги, подаренной Ю.А. Гагарину после полета?
(12-04 ЮАГ: 12 апреля – Ю.А. Гагарин, салон автомобиля был обит кожей светло-голубого цвета под цвет неба)
В каком звании Ю.А. Гагарина приземлился на Землю?
(майор, а стартовал с космодрома в звании капитана)
В какое время приземлился Ю.А. Гагарин?
(10 часов 55 минут по московскому времени. Это произошло в Саратовской области, в 27 километрах южнее города Энгельса, на поле колхоза им. Шевченко, близ деревни Смеловка).
БЛОК №2: «Имена»
Условия второго этапа игры такие же: 10 вопросов и 30 секунд на обсуждение!
За каждый правильный ответ экипаж получает 1 балл.
Назовите имя первой в мире женщины-космонавта
(Валентина Владимировна Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Позывной космонавта «Чайка»)
Кто был первый космонавтом, вышедшим в открытый космос?
(Алексей Архипович Леонов 18—19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». В ходе полёта осуществил первый в истории космонавтики выход в открытый космос, проявив при этом исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда раздувшийся космический скафандр препятствовал его возвращению в космический корабль)
Кто первый сфотографировал Землю из космоса?
(Космонавт №2 Герман Степанович Титов)
Как звали первую в мире женщину- космонавта, вышедшую в открытый космос?
(Светлана Евгеньевна Савицкая вышла в открытый космос в скафандре «Орлан» 25 июля 1984 года. Выход продолжался 3 часа 35 минут. Савицкая полетела в космос лишь спустя 19 лет после старта в 1963 году Валентины Терешковой. На несколько месяцев позже 11 октября 1984 года в открытый космос вышла Кэтрин Салливэн, астронавт НАСА.)
Назовите космонавта, обладателя мирового рекорда самого длительного полёта в космос (437 суток и 18 часов в 1994 и 1995 годах)
(Валерий Владимирович Поляков, 66-й космонавт России (210-й в мире).
Назовите имя космонавта, который первым ступил на поверхность Луны.
(Этим человеком стал Нил Армстронг, командир американского корабля «Аполлон-11». Известна его фраза, которую он произнес, ступив на Луну: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества»).
Назовите фамилии советских и российских женщин, побывавших в космосе.
(Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кондакова, Елена Серова)
Назовите фамилию космонавта № 54(номер нашей школы).
(Владимир Георгиевич Титов, у нас в музее есть фотография, подписанная космонавтом: ШКОЛЕ №54 от КОСМОНАВТА №54)
Он был скромным учителем, мечтал о покорении человеком космоса, отдавая все свободное время мечте; он первым придумал ракету и теоретически рассчитал и обосновал полет ракеты в космос. Кто это?
(Константин Эдуардович Циолковский. Его называют отцом советской космонавтики)
Назовите имя космонавта РФ, нашего земляка.
(Антон Николаевич Шкаплеров, уроженца Балаклавы, частый гость нашей школы и музея, космонавт-испытатель, почетный гражданин Севастополя. Его четвертый старт состоялся на МКС 05 октября 2021 года в качестве командира космического корабля «Союз МС-19», а в свою третью экспедицию Антон Николаевич брал вымпел нашей школы).
БЛОК №3: «Открылась бездна звезд полна…»
Этот этап состоит из 5 вопросов. Часть из них можно отгадать за счет эрудиции, если какие-то факты уже знакомы; другую взять за счет логики; оставшиеся можно попытаться просто угадать. 30 секунд на обсуждение!
За каждый правильный ответ экипаж получает 1 балл.
Звезда, нахождение которой на небосклоне поможет определить стороны света.
(Полярная звезда, самая яркая звезда созвездия Малой Медведицы)
2. Это созвездие называли разные народы и гиппопотам, и конь на привязи, и звездный воз, и верблюд. Нам оно известно под именем…
(Большая Медведица, именно это созвездие изображено на флаге американского штата Аляска)
3. Сколько существует созвездий на небе?
(88 созвездий. Существует 88 официальных созвездий, 36 из которых проживают на территории северного полушария и мы можем их увидеть, а остальные – в южном. Окончательный список с границами созвездий предоставили в 1920-х гг.)
4. Сколько звёзд в Солнечной системе?
(Одна – Солнце)
5. Какая наука изучает звёзды, Галактику, звёздное небо?
(астрономия: от ·греч. astron - звезда и nomos – закон. Это наука о небесных телах. Красивый осенний цветок АСТРА очень похож на звезду!).
БЛОК №4: «Планеты»
30 секунд на обсуждение!
За каждый правильный ответ экипаж получает 1 балл.
Своей максимальной яркости эта планета достигает незадолго до восхода или через некоторое время после захода Солнца, что дало повод называть её также Вечерняя звезда или Утренняя звезда.
(Венера. Планета названа в честь доброй и обходительной богини Венеры, которая была символом плодородия, священных союзов и главное – любви и красоты.)
Спутники какой планеты называются Фобос и Деймос?
(Марс — бог войны и один из наиболее известных и почитаемых богов. Он является сыном Юпитера и Юноны. )
Какая планета называется «голубой» из-за содержания метана в её верхних слоях? (Нептун-римский бог воды, позже отождествляемый с греческим морским богом Посейдоном. Отождествляя Нептуна с Посейдоном, римляне приписывали ему те же атрибуты: трезубец и колесницу в форме раковины, запряженную морскими конями.)
Сколько планет в Солнечной системе? Перечислите их. (Если экипаж перечислит планеты в порядке их удаления от Солнца, то получит дополнительно 1 балл)
(8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
Как называется самая большая планета Солнечной системы?
(Юпитер главное божество древних римлян. Почитался как громовержец, покровитель границ)
БЛОК №5: «Космические аппараты»
30 секунд на обсуждение!
За каждый правильный ответ экипаж получает 1 балл.
Как называлась советская космическая станция, успешно проработавшая на орбите 15 лет?
(Станция «Мир», проработавшая на орбите с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года)
Как назывался советский космический аппарат, 6.03.1986г пролетевший через голову кометы Галлея?
(Вега-1, т.к. станция направлялась к Венере, пролетая на минимальном расстоянии 8 890 и 8 030 километров от ядра кометы Галлея)
Как назывался космический корабль, на котором Ю. А. Гагарин совершил полет в космос?
(Восток -1, копия которого есть в нашем музее)
Как назывался советский самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны?
(Луноход, планетоход, предназначенный для передвижений по поверхности Луны)
Как назывался российский корабль многоразового использования?
(Буран, советский орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы)
БЛОК №6: Общие знания
6 вопросов и 30 секунд на обсуждение!
За каждый правильный ответ экипаж получает 1 балл.
Как называется состояние, с которым космонавт сталкивается во время полета и которое является для него самой большой проблемой?
(Невесомость)
Комментарий:
Во время невесомости многие процессы функционирования организма нарушаются: из-за отсутствия силы тяжести происходит перераспределение крови в сердечно-сосудистой системе, кровь приливает к голове, ощущается заложенность носа.
Как называется научно-технический комплекс, который предназначен для сборки, подготовки и, главное, для запуска космических аппаратов? (Космодром)
Комментарий:
Первый такой комплекс в нашей стране был основан в 1946 г. в местечке Капустин Яр, в 1955 г. им стал Байконур, а в 1960 г. – Плесецк. Первые в мире запуск искусственного спутника Земли и полет Ю. Гагарина осуществлены с Байконура.
Для испытания силы воли и выносливости кандидат в эту профессию должен: 7 мин. просидеть, погрузив ноги в воду со льдом, 3 часа провести в темном изолированном помещении, 2 часа – в особой термокамере при t +500. Испытания еще проводятся в барокамере, на центрифуге, «качелях Хилова». О какой профессии идет речь?
(Космонавта)
Комментарий:
С. П. Королев так сформулировал требования к кандидатам: не старше 30 лет, безупречное состояние здоровья, высокая психическая устойчивость и общая выносливость организма, отличая летная успеваемость, волевой характер, трудолюбие и любознательность, рост не выше 175см, вес – 70 – 72 кг.
Вся его жизнь была проникнута романтическим стремлением летать, создавать для этого уникальные машины, сплачивать вокруг себя коллектив энтузиастов и мечтателей. При жизни его имя находилось в тени, потому что работы, проводимые под его руководством, были стратегически важными для государства и засекреченными. Кто это?
(Сергей Павлович Королев)
У советских космонавтов есть традиция – перед полётом смотреть фильм…? Как он называется? («БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ»)
Почему на обертках шоколадных батончиков "Milky Way" изображены звезды?
(По-английски Milky Way - Молочный Путь.)
Вот и подошла к концу наша игра. Пока жюри считает ваши баллы, я хочу немножко с вами поговорить. Скажите, понравилось ли вам игра? Какое задание вам запомнилось больше всего? Какое для вас было самое сложное?
-Сейчас мы узнаем счет, но кто бы не победил, я могу точно сказать, что победила дружба, смекалка!
Для объявления итогов и вручения грамот приглашаем члена жюри.
Наш Космический брейн-ринг закончился! Новых вам космических высот!