СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Космическое путешествие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и повторение темы "Наречие"

Просмотр содержимого документа
«Космическое путешествие»

Тема урока. Систематизация и обобщение изученного по теме «Наречие». «Космическое путешествие»

ТИП УРОКА: повторение и систематизация изученного.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ:

развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения задавать уточняющие вопросы; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  1. Интерактивная доска

  2. Словарь наречий, правописание которых запоминается.

  3. Таблицы орфограмм в наречиях.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организационный этап.

  2. Этап всесторонней проверки знаний.

  3. Подведение итогов урока.

  4. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

  1. Устный и письменный.

  2. Фронтальный , групповой, индивидуальный.

  3. Итоговый по теме.



 ХОД УРОКА

  1. Орг. момент

Добрый день, ребята, добрый день , уважаемые гости! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы рады приветствовать всех присутствующих. Давайте подарим друг другу улыбки и начнём с хорошего расположения духа!

Мы уже много говорили с вами о такой части речи, как наречие. И сегодня мы займёмся повторением и закреплением изученного. Запишите число и тему урока.



(Практика показывает, что уроки систематизации и обобщения знаний требуют к себе особенного подхода. Материал учащимся известен, поэтому нужно найти такую форму занятия, чтобы им было интересно ещё и ещё раз обращаться к нему. Моим семиклассникам, например, доставило удовольствие совершить учебное космическое путешествие…в мир наречий)

Учитель. Ребята, повторение по теме «Наречие» мы проведем в форме путешествия. Будьте внимательны. Я желаю вам отличного путешествия.

  1. 1 слайд. «Подготовка к полёту» (актуализация знаний по теме).

-Прослушайте отрывок из поэмы Олжаса Сулейменова «Земля, поклонись человеку». Выпишите из него наречия, докажите, что вы нашли слова именно этой части речи. Сделайте морфологический разбор одного из наречий.



Почему люди тянутся к звёздам?

Почему в наших песнях

Герой-это сокол?

Почему всё прекрасное,

Что он создал,

Человек помолчав,

Называет Высоким?

Реки вспахивают поля,

Города над рекой-

В заре,

И, как сердце, летит Земля,

Перевитая жилами рек.

Нелегко проложить пути

До вчерашних туманных звезд,

Но трудней на земле найти

Путь,

Что в сердце своём пронёс,

Что рекою прошёл по Земле,

Что навеки связал города,

Что лучом бушевал во мгле,

Освещая твои города.

  1. 2 слайд «Взлёт ракеты» (смысловые группы наречий). На слайде находится рисунок, изображающий ракету-носитель. Её корпус разделён на 6 отсеков.

-Мы совершим групповой полёт космических кораблей на Луну. Чтобы старт прошёл успешно, нужно вспомнить и назвать наречия образа действия, времени, места, причины, меры и другие. Ракета взлетит, если вы заполните её наречиями образа действия из 6 букв.

Как только учащиеся заканчивают работу, включаю магнитофонную запись звука стартующей ракеты.

  1. 3 слайд «Космонавты-переводчики». Члены экипажей наших кораблей- англичане и русские-должны в совершенстве знать оба языка и легко делать переводы. Возьмите картонные звёздочки с загадочными лучами. На оборотной стороне лучей написаны наречия на английском и русском языках. Постарайтесь сделать правильный перевод слов с английского языка на русский и с русского на английский.

  2. 4 слайд «Стыковка кораблей» (способы образования наречий).

Впервые в практике пилотируемой космонавтики стыковку двух кораблей на орбите совершили Владимир Шаталов и Борис Волынов.

Как известно, заключительный этап стыковки включает в себя причаливание и соединение кораблей. Мы осуществим стыковку, если соединим части нескольких слов в одно и получим новое слово-наречие. Итак, от глагола поговорить взять приставку, от существительного космос-корень, от прилагательного синонимический - суффикс; существительное рука поставить во множественном числе и его окончание сделать суффиксом нового слова (по-космически).

  1. 5 слайд «Работа в открытом космосе» (синтаксическая роль наречий). На слайде нарисованы цветные картинки на космические темы: фантазия А. Леонова и А. Соколова «Космонавты за сваркой орбитальной станции завтрашнего дня», иллюстрации «Спутник марса, исследующий планету совместно с аэростатным зондом и марсоходом», «Чудеса невесомости», «Человек на космической орбите», «Орбитальный космодром» и др. .Задание: используя наречия, составить любых два предложения, передающие содержание картинки, разобрать их по членам.

  2. 6 слайд «Возвращение на Землю» (повторение орфограмм, изученных по теме). Это один из самых ответственных этапов полёта. Чтобы ракета быстро и без препятствий возвратилась на Землю, необходимо правильно выполнить задание: по очереди бросая кубик, на гранях которого имеются цифры от 1 до 6, и подвигая фишки-корабли по трассе, учащиеся должны назвать и объяснить орфограммы в наречиях, вписанных в кружки.

  3. 7 слайд «Адаптация космонавтов» (объяснение домашнего задания). На слайде записан текст песни «Я мечтаю».

Семиклассники слушают запись песни Р. Горской и Э. Барковой «Я мечтаю»:

Я мечтаю о звёздных полётах,

Намечаю маршруты путей,
Межпланетным я стану пилотом,

Только б вырасти мне поскорей.

Всё о жизни Сатурна узнаю,

С марсианином дружбу сведу,

По пути на Луне побываю,

К дальним звёздам дорогу найду.

Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовёт.

Знаю я, что минута настанет-

В дальний рейс поведу звездолёт.

Домашнее задание: сделать синтаксический разбор последнего предложения из песни, разобрать 2 наречия из текста песни как часть речи.

Оценивание ребят.

8 слайд Вот мы и совершили космическое путешествие по стране «Наречие». Вы все хорошо работали. Спасибо за урок.