СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коспект-урока Биография Александр Сергеевич Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока чтения и развития речи в 7 классе

специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тема: «А.С.Пушкин. Биография».

 

Саматова Айнура Мамыржановна, учитель

чтения с/ш №55 «Достук»

 

 

Тема урока: А.С.Пушкин. Биография

.

Цель урока: познакомить с биографией поэта ( детские и лицейские годы).

Задачи урока: отработка навыков правильного, сознательного чтения; обогащение пассивного активного словаря учащихся; расширение кругозора; развитие познавательной способности, воображения, памяти, связной речи; воспитание учебной мотивации, интереса к чтению и родной литературе.

Оборудование: презентация к уроку, музыкальный центр, музыкальный отрывок «Марш Черномора» М.И.Глинки.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией одного из великих русских поэтов. Но прежде проверим домашнее задание.

2. Опрос учащихся по домашнему заданию:

а) отгадывание загадок, подготовленных учащимися

- Что было задано на дом?

- Что такое загадка?

- О чём бывают загадки?

-Загадайте каждый свою загадку.

- Какие слова помогли вам отгадать, о чём эта загадка?

б) актуализация знаний учащихся

- Мы закончили изучение произведений устного народного творчества.

- Почему это творчество называется устным? Народным?

- Вспомните, с какими жанрами устного народного творчества мы познакомились. Выберите их из предложенных вариантов ответов (слайд 1).

- Почему вы не назвали рассказы, повести, стихотворения?

- Проверим, так ли это (слайд 2).

- Так кто же сочинял былины, поговорки, сказки?

3. Сообщение темы, постановка учебных задач.

(чтение отрывков из стихотворений А.С.Пушкина учащимися)

- Кто автор этих стихов?

- Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – вот сама

Идёт волшебница зима.

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса!

- У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

- Да, вы правильно сказали, что эти стихи написал великий Пушкин А.С. (слайд 3).

- Что вы знаете о Пушкине?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией А.С.Пушкина, с его детством и годами учёбы.

4. Словарная работа.

- Кто знает, что такое биография? (слайд 4)

Биография – описание чьей-либо жизни; жизнеописание.

Слово «биография» происходит от греческих слов bios – жизнь, graf – пишу.

5. Рассказ учителя о детстве А.С.Пушкина и годах учёбы в Лицее.

Выборочное чтение.

 

- А.С.Пушкин (слайд 5) родился 6 июня 1799 года в Москве. Его отец (слайд 6), Сергей Львович Пушкин, был майором в отставке. Мать (слайд 7) звали Надежда Осиповна.

-Семья Пушкиных постоянно жила в Москве, а летом маленький Саша со своей бабушкой, Марией Алексеевной Ганнибал, уезжал в её деревню Захарово (слайд 8), которая находилась недалеко от Москвы. Красивая природа окружала дом бабушки. Здесь Пушкин знакомился с родной природой, с жизнью крестьян, учился народному языку.

Надежда Осиповна, мать поэта, была вспыльчивая и раздражительная. Поэтому Саша часто убегал к бабушке, Марии Алексеевне (слайд 9), забирался в её корзинку, где лежали клубки ниток для вязания и наблюдал, как бабушка вязала, как двигались её руки. Здесь ему было уютно и спокойно. Мария Алексеевна научила маленького Сашу читать и писать по-русски. Она много рассказывала внуку про старину.

Воспитанием будущего поэта, помимо бабушки, занималась няня (слайд 10), Арина Родионовна. Она знала много народных песен, сказок, пословиц и поговорок. Бабушка и няня научили его говорить по-русски (в дворянских семьях говорили только по-французски, часто дети не знали своего родного языка), от них он узнал нежность и ласку.

А.С.Пушкин очень любил (слайд 11) слушать всё, что рассказывала ему няня. Позже он писал «о прелести таинственных ночей», когда няня шёпотом рассказывала ему сказки.

Одну из сказок, услышанную от Арины Родионовны, Пушкин запишет стихами, когда станет уже известным поэтом (1831г.). Это «Сказка о царе Салтане …». Всего Александр Сергеевич написал 5 сказок.

- Давайте вспомним, как называются эти сказки (слайд 12).

(называют сказки ученики)

- В сказках А.С.Пушкина, как и в народных сказках, добро побеждает зло; зависть, жадность, предательство наказываются.

Стихи Пушкина напевные, поэтому композиторы сочиняли к ним музыку. Русский композитор Римский – Корсаков написал оперу по «Сказке о царе Салтане …»; М.И.Глинка – оперу по поэме «Руслан и Людмила. Марш Черномора вы слушали на уроке музыки. Сегодня мы послушаем отрывок из Марша (слайд 13) и немного пошагаем в темпе данного Марша.

Физминутка

- Пушкин рано научился читать. У отца была хорошая библиотека. Будущий поэт читал книги русских и французских писателей, знал наизусть большое количество стихов. С девяти лет Пушкин пробует сочинять сам.

- Когда Александру исполнилось 12 лет (1811г.), его отдали учиться в лицей, который находился в Царском Селе (слайд 14). Это недалеко от Петербурга. Царское село позднее переименовали в г. Пушкин.

- Кто знает, что такое лицей? (слайд 15)

Царскосельский лицей – учебное заведение для мальчиков из дворянских семей, которых готовили к государственной службе.

(слайд 16) Александр не грустил и не плакал, когда уезжал из родительского дома. О ком и о чём было грустить? Родителей он раздражал, гувернёров на любил.

- Кто знает, кто такие гувернёры? (слайд 17)

Гувернёр – воспитатель детей в богатых семьях, обычно иностранец.

Жаль было расставаться только с бабушкой и няней, которых он будет всегда вспоминать снежностью и теплотой, а став поэтом, посвятит им стихи.

- Поступление в лицей было важным событием в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих лучших друзей, пережил с ними события Отечественной войны 1812 года, здесь узнал о \Бородинской битве, о победе русских в этой войне и др. Но это всё было ещё впереди.

- Пушкина поселили в комнате под номером 14 (слайд 18). Над дверью уже висела дощечка с его фамилией. Комнатки были маленькие, тесные. В таких комнатах жили все лицеисты. Распорядок дня в лицее был строгий.

- Об этом прочитайте в учебнике .

Выборочное чтение: с. 37

- Чем занимались лицеисты в течение дня?

(чтение про себя и вслух)

- В 10 часов лицеисты расходились по комнатам и ложились спать. (слайд 19) Длинные сводчаты коридоры погружались в тишину и мрак.

- Лучшим другом Пушкина в лицее стал Иван Пущин (слайд 20).

- Почему Пущин был самым близким другом Пушкина?

(чтение отрывка с.38)

- Позже у А.С.Пушкина стало много друзей-лицеистов (слайд 21): Дельвиг, Яковлев, Кюхельбекер и другие. Со многими товарищами по лицею Пушкин остался дружен до самой смерти.

- В лицее они вместе писали стихи, рисовали, издавали рукописные журналы, где помещали свои произведения. Они были молоды и талантливы, но Пушкин был лучшим из них.

(слайд 22) В лицее Пушкин очень много читал и сочинял стихи. Шесть лет провёл будущий поэт в лицее. И уже к окончанию учёбы твёрдо решил, что будет только поэтом. Он стал великим поэтом.

(слайд 23) А.С.Пушкин погиб на дуэли в 37 лет, но поэзия его живёт. Все читают его стихи, сказки, поэмы, повести, романы.

6. Память потомков

- Каждый год 6 июня в день его рождения по всей России проходят Пушкинские чтения; во многих городах не только России поставлены памятники (слайд 24); названы улицы, музеи, библиотеки, театры.

- Кто знает, как увековечена память о великом поэте в нашем городе?

(слайды 25,26,27)

-В Брянске в Володарском районе есть улица и сквер им. Пушкина. В Бежицком районе в парке у кинотеатра «Победа» стоит памятник А.С.Пушкину.

7. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали о Пушкине сегодня на уроке?

8. Оценка работы учащихся.

Выставление оценок с комментированием.

9. Домашнее задание (слайд 26).

с.36-39, подготовить ответы на вопросы

 

Методическая разработка урока чтения и развития речи в 7 классе

специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тема: «А.С.Пушкин. Биография».

 

Саматова Айнура Мамыржановна, учитель

чтения с/ш №55 «Достук»

 

 

Тема урока: А.С.Пушкин. Биография

.

Цель урока: познакомить с биографией поэта ( детские и лицейские годы).

Задачи урока: отработка навыков правильного, сознательного чтения; обогащение пассивного активного словаря учащихся; расширение кругозора; развитие познавательной способности, воображения, памяти, связной речи; воспитание учебной мотивации, интереса к чтению и родной литературе.

Оборудование: презентация к уроку, музыкальный центр, музыкальный отрывок «Марш Черномора» М.И.Глинки.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией одного из великих русских поэтов. Но прежде проверим домашнее задание.

2. Опрос учащихся по домашнему заданию:

а) отгадывание загадок, подготовленных учащимися

- Что было задано на дом?

- Что такое загадка?

- О чём бывают загадки?

-Загадайте каждый свою загадку.

- Какие слова помогли вам отгадать, о чём эта загадка?

б) актуализация знаний учащихся

- Мы закончили изучение произведений устного народного творчества.

- Почему это творчество называется устным? Народным?

- Вспомните, с какими жанрами устного народного творчества мы познакомились. Выберите их из предложенных вариантов ответов (слайд 1).

- Почему вы не назвали рассказы, повести, стихотворения?

- Проверим, так ли это (слайд 2).

- Так кто же сочинял былины, поговорки, сказки?

3. Сообщение темы, постановка учебных задач.

(чтение отрывков из стихотворений А.С.Пушкина учащимися)

- Кто автор этих стихов?

- Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – вот сама

Идёт волшебница зима.

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса!

- У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

- Да, вы правильно сказали, что эти стихи написал великий Пушкин А.С. (слайд 3).

- Что вы знаете о Пушкине?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией А.С.Пушкина, с его детством и годами учёбы.

4. Словарная работа.

- Кто знает, что такое биография? (слайд 4)

Биография – описание чьей-либо жизни; жизнеописание.

Слово «биография» происходит от греческих слов bios – жизнь, graf – пишу.

5. Рассказ учителя о детстве А.С.Пушкина и годах учёбы в Лицее.

Выборочное чтение.

 

- А.С.Пушкин (слайд 5) родился 6 июня 1799 года в Москве. Его отец (слайд 6), Сергей Львович Пушкин, был майором в отставке. Мать (слайд 7) звали Надежда Осиповна.

-Семья Пушкиных постоянно жила в Москве, а летом маленький Саша со своей бабушкой, Марией Алексеевной Ганнибал, уезжал в её деревню Захарово (слайд 8), которая находилась недалеко от Москвы. Красивая природа окружала дом бабушки. Здесь Пушкин знакомился с родной природой, с жизнью крестьян, учился народному языку.

Надежда Осиповна, мать поэта, была вспыльчивая и раздражительная. Поэтому Саша часто убегал к бабушке, Марии Алексеевне (слайд 9), забирался в её корзинку, где лежали клубки ниток для вязания и наблюдал, как бабушка вязала, как двигались её руки. Здесь ему было уютно и спокойно. Мария Алексеевна научила маленького Сашу читать и писать по-русски. Она много рассказывала внуку про старину.

Воспитанием будущего поэта, помимо бабушки, занималась няня (слайд 10), Арина Родионовна. Она знала много народных песен, сказок, пословиц и поговорок. Бабушка и няня научили его говорить по-русски (в дворянских семьях говорили только по-французски, часто дети не знали своего родного языка), от них он узнал нежность и ласку.

А.С.Пушкин очень любил (слайд 11) слушать всё, что рассказывала ему няня. Позже он писал «о прелести таинственных ночей», когда няня шёпотом рассказывала ему сказки.

Одну из сказок, услышанную от Арины Родионовны, Пушкин запишет стихами, когда станет уже известным поэтом (1831г.). Это «Сказка о царе Салтане …». Всего Александр Сергеевич написал 5 сказок.

- Давайте вспомним, как называются эти сказки (слайд 12).

(называют сказки ученики)

- В сказках А.С.Пушкина, как и в народных сказках, добро побеждает зло; зависть, жадность, предательство наказываются.

Стихи Пушкина напевные, поэтому композиторы сочиняли к ним музыку. Русский композитор Римский – Корсаков написал оперу по «Сказке о царе Салтане …»; М.И.Глинка – оперу по поэме «Руслан и Людмила. Марш Черномора вы слушали на уроке музыки. Сегодня мы послушаем отрывок из Марша (слайд 13) и немного пошагаем в темпе данного Марша.

Физминутка

- Пушкин рано научился читать. У отца была хорошая библиотека. Будущий поэт читал книги русских и французских писателей, знал наизусть большое количество стихов. С девяти лет Пушкин пробует сочинять сам.

- Когда Александру исполнилось 12 лет (1811г.), его отдали учиться в лицей, который находился в Царском Селе (слайд 14). Это недалеко от Петербурга. Царское село позднее переименовали в г. Пушкин.

- Кто знает, что такое лицей? (слайд 15)

Царскосельский лицей – учебное заведение для мальчиков из дворянских семей, которых готовили к государственной службе.

(слайд 16) Александр не грустил и не плакал, когда уезжал из родительского дома. О ком и о чём было грустить? Родителей он раздражал, гувернёров на любил.

- Кто знает, кто такие гувернёры? (слайд 17)

Гувернёр – воспитатель детей в богатых семьях, обычно иностранец.

Жаль было расставаться только с бабушкой и няней, которых он будет всегда вспоминать снежностью и теплотой, а став поэтом, посвятит им стихи.

- Поступление в лицей было важным событием в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих лучших друзей, пережил с ними события Отечественной войны 1812 года, здесь узнал о \Бородинской битве, о победе русских в этой войне и др. Но это всё было ещё впереди.

- Пушкина поселили в комнате под номером 14 (слайд 18). Над дверью уже висела дощечка с его фамилией. Комнатки были маленькие, тесные. В таких комнатах жили все лицеисты. Распорядок дня в лицее был строгий.

- Об этом прочитайте в учебнике .

Выборочное чтение: с. 37

- Чем занимались лицеисты в течение дня?

(чтение про себя и вслух)

- В 10 часов лицеисты расходились по комнатам и ложились спать. (слайд 19) Длинные сводчаты коридоры погружались в тишину и мрак.

- Лучшим другом Пушкина в лицее стал Иван Пущин (слайд 20).

- Почему Пущин был самым близким другом Пушкина?

(чтение отрывка с.38)

- Позже у А.С.Пушкина стало много друзей-лицеистов (слайд 21): Дельвиг, Яковлев, Кюхельбекер и другие. Со многими товарищами по лицею Пушкин остался дружен до самой смерти.

- В лицее они вместе писали стихи, рисовали, издавали рукописные журналы, где помещали свои произведения. Они были молоды и талантливы, но Пушкин был лучшим из них.

(слайд 22) В лицее Пушкин очень много читал и сочинял стихи. Шесть лет провёл будущий поэт в лицее. И уже к окончанию учёбы твёрдо решил, что будет только поэтом. Он стал великим поэтом.

(слайд 23) А.С.Пушкин погиб на дуэли в 37 лет, но поэзия его живёт. Все читают его стихи, сказки, поэмы, повести, романы.

6. Память потомков

- Каждый год 6 июня в день его рождения по всей России проходят Пушкинские чтения; во многих городах не только России поставлены памятники (слайд 24); названы улицы, музеи, библиотеки, театры.

- Кто знает, как увековечена память о великом поэте в нашем городе?

(слайды 25,26,27)

-В Брянске в Володарском районе есть улица и сквер им. Пушкина. В Бежицком районе в парке у кинотеатра «Победа» стоит памятник А.С.Пушкину.

7. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали о Пушкине сегодня на уроке?

8. Оценка работы учащихся.

Выставление оценок с комментированием.

9. Домашнее задание (слайд 26).

с.36-39, подготовить ответы на вопросы

 

Методическая разработка урока чтения и развития речи в 7 классе

специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тема: «А.С.Пушкин. Биография».

 

Саматова Айнура Мамыржановна, учитель

чтения с/ш №55 «Достук»

 

 

Тема урока: А.С.Пушкин. Биография

.

Цель урока: познакомить с биографией поэта ( детские и лицейские годы).

Задачи урока: отработка навыков правильного, сознательного чтения; обогащение пассивного активного словаря учащихся; расширение кругозора; развитие познавательной способности, воображения, памяти, связной речи; воспитание учебной мотивации, интереса к чтению и родной литературе.

Оборудование: презентация к уроку, музыкальный центр, музыкальный отрывок «Марш Черномора» М.И.Глинки.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией одного из великих русских поэтов. Но прежде проверим домашнее задание.

2. Опрос учащихся по домашнему заданию:

а) отгадывание загадок, подготовленных учащимися

- Что было задано на дом?

- Что такое загадка?

- О чём бывают загадки?

-Загадайте каждый свою загадку.

- Какие слова помогли вам отгадать, о чём эта загадка?

б) актуализация знаний учащихся

- Мы закончили изучение произведений устного народного творчества.

- Почему это творчество называется устным? Народным?

- Вспомните, с какими жанрами устного народного творчества мы познакомились. Выберите их из предложенных вариантов ответов (слайд 1).

- Почему вы не назвали рассказы, повести, стихотворения?

- Проверим, так ли это (слайд 2).

- Так кто же сочинял былины, поговорки, сказки?

3. Сообщение темы, постановка учебных задач.

(чтение отрывков из стихотворений А.С.Пушкина учащимися)

- Кто автор этих стихов?

- Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – вот сама

Идёт волшебница зима.

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса!

- У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

- Да, вы правильно сказали, что эти стихи написал великий Пушкин А.С. (слайд 3).

- Что вы знаете о Пушкине?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией А.С.Пушкина, с его детством и годами учёбы.

4. Словарная работа.

- Кто знает, что такое биография? (слайд 4)

Биография – описание чьей-либо жизни; жизнеописание.

Слово «биография» происходит от греческих слов bios – жизнь, graf – пишу.

5. Рассказ учителя о детстве А.С.Пушкина и годах учёбы в Лицее.

Выборочное чтение.

 

- А.С.Пушкин (слайд 5) родился 6 июня 1799 года в Москве. Его отец (слайд 6), Сергей Львович Пушкин, был майором в отставке. Мать (слайд 7) звали Надежда Осиповна.

-Семья Пушкиных постоянно жила в Москве, а летом маленький Саша со своей бабушкой, Марией Алексеевной Ганнибал, уезжал в её деревню Захарово (слайд 8), которая находилась недалеко от Москвы. Красивая природа окружала дом бабушки. Здесь Пушкин знакомился с родной природой, с жизнью крестьян, учился народному языку.

Надежда Осиповна, мать поэта, была вспыльчивая и раздражительная. Поэтому Саша часто убегал к бабушке, Марии Алексеевне (слайд 9), забирался в её корзинку, где лежали клубки ниток для вязания и наблюдал, как бабушка вязала, как двигались её руки. Здесь ему было уютно и спокойно. Мария Алексеевна научила маленького Сашу читать и писать по-русски. Она много рассказывала внуку про старину.

Воспитанием будущего поэта, помимо бабушки, занималась няня (слайд 10), Арина Родионовна. Она знала много народных песен, сказок, пословиц и поговорок. Бабушка и няня научили его говорить по-русски (в дворянских семьях говорили только по-французски, часто дети не знали своего родного языка), от них он узнал нежность и ласку.

А.С.Пушкин очень любил (слайд 11) слушать всё, что рассказывала ему няня. Позже он писал «о прелести таинственных ночей», когда няня шёпотом рассказывала ему сказки.

Одну из сказок, услышанную от Арины Родионовны, Пушкин запишет стихами, когда станет уже известным поэтом (1831г.). Это «Сказка о царе Салтане …». Всего Александр Сергеевич написал 5 сказок.

- Давайте вспомним, как называются эти сказки (слайд 12).

(называют сказки ученики)

- В сказках А.С.Пушкина, как и в народных сказках, добро побеждает зло; зависть, жадность, предательство наказываются.

Стихи Пушкина напевные, поэтому композиторы сочиняли к ним музыку. Русский композитор Римский – Корсаков написал оперу по «Сказке о царе Салтане …»; М.И.Глинка – оперу по поэме «Руслан и Людмила. Марш Черномора вы слушали на уроке музыки. Сегодня мы послушаем отрывок из Марша (слайд 13) и немного пошагаем в темпе данного Марша.

Физминутка

- Пушкин рано научился читать. У отца была хорошая библиотека. Будущий поэт читал книги русских и французских писателей, знал наизусть большое количество стихов. С девяти лет Пушкин пробует сочинять сам.

- Когда Александру исполнилось 12 лет (1811г.), его отдали учиться в лицей, который находился в Царском Селе (слайд 14). Это недалеко от Петербурга. Царское село позднее переименовали в г. Пушкин.

- Кто знает, что такое лицей? (слайд 15)

Царскосельский лицей – учебное заведение для мальчиков из дворянских семей, которых готовили к государственной службе.

(слайд 16) Александр не грустил и не плакал, когда уезжал из родительского дома. О ком и о чём было грустить? Родителей он раздражал, гувернёров на любил.

- Кто знает, кто такие гувернёры? (слайд 17)

Гувернёр – воспитатель детей в богатых семьях, обычно иностранец.

Жаль было расставаться только с бабушкой и няней, которых он будет всегда вспоминать снежностью и теплотой, а став поэтом, посвятит им стихи.

- Поступление в лицей было важным событием в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих лучших друзей, пережил с ними события Отечественной войны 1812 года, здесь узнал о \Бородинской битве, о победе русских в этой войне и др. Но это всё было ещё впереди.

- Пушкина поселили в комнате под номером 14 (слайд 18). Над дверью уже висела дощечка с его фамилией. Комнатки были маленькие, тесные. В таких комнатах жили все лицеисты. Распорядок дня в лицее был строгий.

- Об этом прочитайте в учебнике .

Выборочное чтение: с. 37

- Чем занимались лицеисты в течение дня?

(чтение про себя и вслух)

- В 10 часов лицеисты расходились по комнатам и ложились спать. (слайд 19) Длинные сводчаты коридоры погружались в тишину и мрак.

- Лучшим другом Пушкина в лицее стал Иван Пущин (слайд 20).

- Почему Пущин был самым близким другом Пушкина?

(чтение отрывка с.38)

- Позже у А.С.Пушкина стало много друзей-лицеистов (слайд 21): Дельвиг, Яковлев, Кюхельбекер и другие. Со многими товарищами по лицею Пушкин остался дружен до самой смерти.

- В лицее они вместе писали стихи, рисовали, издавали рукописные журналы, где помещали свои произведения. Они были молоды и талантливы, но Пушкин был лучшим из них.

(слайд 22) В лицее Пушкин очень много читал и сочинял стихи. Шесть лет провёл будущий поэт в лицее. И уже к окончанию учёбы твёрдо решил, что будет только поэтом. Он стал великим поэтом.

(слайд 23) А.С.Пушкин погиб на дуэли в 37 лет, но поэзия его живёт. Все читают его стихи, сказки, поэмы, повести, романы.

6. Память потомков

- Каждый год 6 июня в день его рождения по всей России проходят Пушкинские чтения; во многих городах не только России поставлены памятники (слайд 24); названы улицы, музеи, библиотеки, театры.

- Кто знает, как увековечена память о великом поэте в нашем городе?

(слайды 25,26,27)

-В Брянске в Володарском районе есть улица и сквер им. Пушкина. В Бежицком районе в парке у кинотеатра «Победа» стоит памятник А.С.Пушкину.

7. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали о Пушкине сегодня на уроке?

8. Оценка работы учащихся.

Выставление оценок с комментированием.

9. Домашнее задание (слайд 26).

с.36-39, подготовить ответы на вопросы

 

Методическая разработка урока чтения и развития речи в 7 классе

специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тема: «А.С.Пушкин. Биография».

 

Саматова Айнура Мамыржановна, учитель

чтения с/ш №55 «Достук»

 

 

Тема урока: А.С.Пушкин. Биография

.

Цель урока: познакомить с биографией поэта ( детские и лицейские годы).

Задачи урока: отработка навыков правильного, сознательного чтения; обогащение пассивного активного словаря учащихся; расширение кругозора; развитие познавательной способности, воображения, памяти, связной речи; воспитание учебной мотивации, интереса к чтению и родной литературе.

Оборудование: презентация к уроку, музыкальный центр, музыкальный отрывок «Марш Черномора» М.И.Глинки.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией одного из великих русских поэтов. Но прежде проверим домашнее задание.

2. Опрос учащихся по домашнему заданию:

а) отгадывание загадок, подготовленных учащимися

- Что было задано на дом?

- Что такое загадка?

- О чём бывают загадки?

-Загадайте каждый свою загадку.

- Какие слова помогли вам отгадать, о чём эта загадка?

б) актуализация знаний учащихся

- Мы закончили изучение произведений устного народного творчества.

- Почему это творчество называется устным? Народным?

- Вспомните, с какими жанрами устного народного творчества мы познакомились. Выберите их из предложенных вариантов ответов (слайд 1).

- Почему вы не назвали рассказы, повести, стихотворения?

- Проверим, так ли это (слайд 2).

- Так кто же сочинял былины, поговорки, сказки?

3. Сообщение темы, постановка учебных задач.

(чтение отрывков из стихотворений А.С.Пушкина учащимися)

- Кто автор этих стихов?

- Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – вот сама

Идёт волшебница зима.

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса!

- У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

- Да, вы правильно сказали, что эти стихи написал великий Пушкин А.С. (слайд 3).

- Что вы знаете о Пушкине?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией А.С.Пушкина, с его детством и годами учёбы.

4. Словарная работа.

- Кто знает, что такое биография? (слайд 4)

Биография – описание чьей-либо жизни; жизнеописание.

Слово «биография» происходит от греческих слов bios – жизнь, graf – пишу.

5. Рассказ учителя о детстве А.С.Пушкина и годах учёбы в Лицее.

Выборочное чтение.

 

- А.С.Пушкин (слайд 5) родился 6 июня 1799 года в Москве. Его отец (слайд 6), Сергей Львович Пушкин, был майором в отставке. Мать (слайд 7) звали Надежда Осиповна.

-Семья Пушкиных постоянно жила в Москве, а летом маленький Саша со своей бабушкой, Марией Алексеевной Ганнибал, уезжал в её деревню Захарово (слайд 8), которая находилась недалеко от Москвы. Красивая природа окружала дом бабушки. Здесь Пушкин знакомился с родной природой, с жизнью крестьян, учился народному языку.

Надежда Осиповна, мать поэта, была вспыльчивая и раздражительная. Поэтому Саша часто убегал к бабушке, Марии Алексеевне (слайд 9), забирался в её корзинку, где лежали клубки ниток для вязания и наблюдал, как бабушка вязала, как двигались её руки. Здесь ему было уютно и спокойно. Мария Алексеевна научила маленького Сашу читать и писать по-русски. Она много рассказывала внуку про старину.

Воспитанием будущего поэта, помимо бабушки, занималась няня (слайд 10), Арина Родионовна. Она знала много народных песен, сказок, пословиц и поговорок. Бабушка и няня научили его говорить по-русски (в дворянских семьях говорили только по-французски, часто дети не знали своего родного языка), от них он узнал нежность и ласку.

А.С.Пушкин очень любил (слайд 11) слушать всё, что рассказывала ему няня. Позже он писал «о прелести таинственных ночей», когда няня шёпотом рассказывала ему сказки.

Одну из сказок, услышанную от Арины Родионовны, Пушкин запишет стихами, когда станет уже известным поэтом (1831г.). Это «Сказка о царе Салтане …». Всего Александр Сергеевич написал 5 сказок.

- Давайте вспомним, как называются эти сказки (слайд 12).

(называют сказки ученики)

- В сказках А.С.Пушкина, как и в народных сказках, добро побеждает зло; зависть, жадность, предательство наказываются.

Стихи Пушкина напевные, поэтому композиторы сочиняли к ним музыку. Русский композитор Римский – Корсаков написал оперу по «Сказке о царе Салтане …»; М.И.Глинка – оперу по поэме «Руслан и Людмила. Марш Черномора вы слушали на уроке музыки. Сегодня мы послушаем отрывок из Марша (слайд 13) и немного пошагаем в темпе данного Марша.

Физминутка

- Пушкин рано научился читать. У отца была хорошая библиотека. Буд

Просмотр содержимого документа
«Коспект-урока Биография Александр Сергеевич Пушкина»

Методическая разработка урока чтения и развития речи в 7 классе

специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тема: «А.С.Пушкин. Биография».


Саматова Айнура Мамыржановна, учитель

чтения с/ш №55 «Достук»



Тема урока: А.С.Пушкин. Биография

.

Цель урока: познакомить с биографией поэта ( детские и лицейские годы).

Задачи урока: отработка навыков правильного, сознательного чтения; обогащение пассивного активного словаря учащихся; расширение кругозора; развитие познавательной способности, воображения, памяти, связной речи; воспитание учебной мотивации, интереса к чтению и родной литературе.

Оборудование: презентация к уроку, музыкальный центр, музыкальный отрывок «Марш Черномора» М.И.Глинки.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией одного из великих русских поэтов. Но прежде проверим домашнее задание.

2. Опрос учащихся по домашнему заданию:

а) отгадывание загадок, подготовленных учащимися

- Что было задано на дом?

- Что такое загадка?

- О чём бывают загадки?

-Загадайте каждый свою загадку.

- Какие слова помогли вам отгадать, о чём эта загадка?

б) актуализация знаний учащихся

- Мы закончили изучение произведений устного народного творчества.

- Почему это творчество называется устным? Народным?

- Вспомните, с какими жанрами устного народного творчества мы познакомились. Выберите их из предложенных вариантов ответов (слайд 1).

- Почему вы не назвали рассказы, повести, стихотворения?

- Проверим, так ли это (слайд 2).

- Так кто же сочинял былины, поговорки, сказки?

3. Сообщение темы, постановка учебных задач.

(чтение отрывков из стихотворений А.С.Пушкина учащимися)

- Кто автор этих стихов?

- Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – вот сама

Идёт волшебница зима.

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса!

- У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

- Да, вы правильно сказали, что эти стихи написал великий Пушкин А.С. (слайд 3).

- Что вы знаете о Пушкине?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией А.С.Пушкина, с его детством и годами учёбы.

4. Словарная работа.

- Кто знает, что такое биография? (слайд 4)

Биография – описание чьей-либо жизни; жизнеописание.

Слово «биография» происходит от греческих слов bios – жизнь, graf – пишу.

5. Рассказ учителя о детстве А.С.Пушкина и годах учёбы в Лицее.

Выборочное чтение.


- А.С.Пушкин (слайд 5) родился 6 июня 1799 года в Москве. Его отец (слайд 6), Сергей Львович Пушкин, был майором в отставке. Мать (слайд 7) звали Надежда Осиповна.

-Семья Пушкиных постоянно жила в Москве, а летом маленький Саша со своей бабушкой, Марией Алексеевной Ганнибал, уезжал в её деревню Захарово (слайд 8), которая находилась недалеко от Москвы. Красивая природа окружала дом бабушки. Здесь Пушкин знакомился с родной природой, с жизнью крестьян, учился народному языку.

Надежда Осиповна, мать поэта, была вспыльчивая и раздражительная. Поэтому Саша часто убегал к бабушке, Марии Алексеевне (слайд 9), забирался в её корзинку, где лежали клубки ниток для вязания и наблюдал, как бабушка вязала, как двигались её руки. Здесь ему было уютно и спокойно. Мария Алексеевна научила маленького Сашу читать и писать по-русски. Она много рассказывала внуку про старину.

Воспитанием будущего поэта, помимо бабушки, занималась няня (слайд 10), Арина Родионовна. Она знала много народных песен, сказок, пословиц и поговорок. Бабушка и няня научили его говорить по-русски (в дворянских семьях говорили только по-французски, часто дети не знали своего родного языка), от них он узнал нежность и ласку.

А.С.Пушкин очень любил (слайд 11) слушать всё, что рассказывала ему няня. Позже он писал «о прелести таинственных ночей», когда няня шёпотом рассказывала ему сказки.

Одну из сказок, услышанную от Арины Родионовны, Пушкин запишет стихами, когда станет уже известным поэтом (1831г.). Это «Сказка о царе Салтане …». Всего Александр Сергеевич написал 5 сказок.

- Давайте вспомним, как называются эти сказки (слайд 12).

(называют сказки ученики)

- В сказках А.С.Пушкина, как и в народных сказках, добро побеждает зло; зависть, жадность, предательство наказываются.

Стихи Пушкина напевные, поэтому композиторы сочиняли к ним музыку. Русский композитор Римский – Корсаков написал оперу по «Сказке о царе Салтане …»; М.И.Глинка – оперу по поэме «Руслан и Людмила. Марш Черномора вы слушали на уроке музыки. Сегодня мы послушаем отрывок из Марша (слайд 13) и немного пошагаем в темпе данного Марша.

Физминутка

- Пушкин рано научился читать. У отца была хорошая библиотека. Будущий поэт читал книги русских и французских писателей, знал наизусть большое количество стихов. С девяти лет Пушкин пробует сочинять сам.

- Когда Александру исполнилось 12 лет (1811г.), его отдали учиться в лицей, который находился в Царском Селе (слайд 14). Это недалеко от Петербурга. Царское село позднее переименовали в г. Пушкин.

- Кто знает, что такое лицей? (слайд 15)

Царскосельский лицей – учебное заведение для мальчиков из дворянских семей, которых готовили к государственной службе.

(слайд 16) Александр не грустил и не плакал, когда уезжал из родительского дома. О ком и о чём было грустить? Родителей он раздражал, гувернёров на любил.

- Кто знает, кто такие гувернёры? (слайд 17)

Гувернёр – воспитатель детей в богатых семьях, обычно иностранец.

Жаль было расставаться только с бабушкой и няней, которых он будет всегда вспоминать снежностью и теплотой, а став поэтом, посвятит им стихи.

- Поступление в лицей было важным событием в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих лучших друзей, пережил с ними события Отечественной войны 1812 года, здесь узнал о \Бородинской битве, о победе русских в этой войне и др. Но это всё было ещё впереди.

- Пушкина поселили в комнате под номером 14 (слайд 18). Над дверью уже висела дощечка с его фамилией. Комнатки были маленькие, тесные. В таких комнатах жили все лицеисты. Распорядок дня в лицее был строгий.

- Об этом прочитайте в учебнике .

Выборочное чтение: с. 37

- Чем занимались лицеисты в течение дня?

(чтение про себя и вслух)

- В 10 часов лицеисты расходились по комнатам и ложились спать. (слайд 19) Длинные сводчаты коридоры погружались в тишину и мрак.

- Лучшим другом Пушкина в лицее стал Иван Пущин (слайд 20).

- Почему Пущин был самым близким другом Пушкина?

(чтение отрывка с.38)

- Позже у А.С.Пушкина стало много друзей-лицеистов (слайд 21): Дельвиг, Яковлев, Кюхельбекер и другие. Со многими товарищами по лицею Пушкин остался дружен до самой смерти.

- В лицее они вместе писали стихи, рисовали, издавали рукописные журналы, где помещали свои произведения. Они были молоды и талантливы, но Пушкин был лучшим из них.

(слайд 22) В лицее Пушкин очень много читал и сочинял стихи. Шесть лет провёл будущий поэт в лицее. И уже к окончанию учёбы твёрдо решил, что будет только поэтом. Он стал великим поэтом.

(слайд 23) А.С.Пушкин погиб на дуэли в 37 лет, но поэзия его живёт. Все читают его стихи, сказки, поэмы, повести, романы.

6. Память потомков

- Каждый год 6 июня в день его рождения по всей России проходят Пушкинские чтения; во многих городах не только России поставлены памятники (слайд 24); названы улицы, музеи, библиотеки, театры.

- Кто знает, как увековечена память о великом поэте в нашем городе?

(слайды 25,26,27)

-В Брянске в Володарском районе есть улица и сквер им. Пушкина. В Бежицком районе в парке у кинотеатра «Победа» стоит памятник А.С.Пушкину.

7. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали о Пушкине сегодня на уроке?

8. Оценка работы учащихся.

Выставление оценок с комментированием.

9. Домашнее задание (слайд 26).

с.36-39, подготовить ответы на вопросы





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!