Учитель: Наумова Ольга Владимировна
Класс: 10
Тема урока: Системы счисления
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.
Задачи урока:
образовательные:
актуализация знаний по теме «Системы счисления»;
дифференциация материала, изученного по теме «Системы счисления»;
стимулирование интереса к изучаемой теме;
развивающие:
развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
развитие мышления учащихся при решении логических задач;
воспитательные:
повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
формирование навыков самоорганизации и инициативы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический - индивидуальная работа, работа в команде, работа на компьютере.
Общее время: 45 минут.
Место проведения урока: кабинет информатики.
Оснащение урока: компьютерная презентация «Системы счисления. Итоговый урок по теме», программа «Инженерный калькулятор», мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал, электронная таблица подсчета результатов, алфавит русского языка.
План урока
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Вводное слово учителя – 2 мин.
3. Систематизация знаний – 10 мин.
4. Решение задач – 15 мин.
5. Творческие задания – 14 мин.
5. Заключение – 2 мин.
6. Задание на дом – 1 мин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учащиеся делятся на две команды по 5 человек. Каждая команда придумывает название, связанное с изучаемой темой.
Вводное слово учителя.
Сегодня мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по теме «Системы счисления». Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления. План работы на уроке следующий:
1. Графический диктант.
2. Заполнение таблицы.
3. Докажите тождества.
4. Решение неравенств.
5. Числовые последовательности.
6. Загадка поэта.
7. Рисуем по точкам.
3. Систематизация знаний.
Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока. Для выполнения данных заданий используется дидактический раздаточный материал (приложение 1).
Задание 1. Графический диктант.
Если утверждение верно, ученик ставит знак _, если неверно – знак /\.
Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.
В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.
Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.
В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15.
Римская система счисления – это позиционная система счисления.
В двоичной системе счисления: один + один = один ноль ноль.
(Результат выполнения задания: _ /\ /\ _ _ /\_ )
Задание 2. Заполнение таблицы.
Система счисления | Основание | Алфавит |
Десятичная | 10 | 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9 |
Восьмеричная | 8 | |
| | 0; 1 |
| 16 | |
(Правильно заполненная таблица имеет вид)
Система счисления | Основание | Алфавит |
Десятичная | 10 | 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9 |
Восьмеричная | 8 | 0;1;2;3;4;5;6;7 |
Двоичная | 2 | 0; 1 |
Шестнадцатеричная | 16 | 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9;A;B;C;D;E;F |
После выполнения заданий 1-2 жюри проверяют работы команд и выставляют оценку по следующим критериям:
Результаты заносятся в итоговую таблицу.
4. Решение задач.
На данном этапе урока учащиеся выполняют задания в группах, не используя при этом компьютер. Каждая группа выполняет вариант задания, указанный учителем. Работа каждой команды проверяется и оценивается жюри. Результаты заносятся в итоговую таблицу и объявляется сумма баллов каждой команды за выполненные задания.
Задание 3. Докажите тождества. (Задание оценивается 2-мя баллами.)
Докажите, что:
225338 = 100101010110112
10010101111002 = 12BC16
101010100111002 = 252348
1C6316 = 11100011000112
Задание 4. Решение неравенств. (Задание оценивается 2-мя баллами.)
Поставьте вместо знака ? знак или =.
28510 ? 11D16 (Ответ: 28510 = 28510 )
1111112 ? 11118 (Ответ: 6310 10 )
6С16 ? 1010012 (Ответ: 10810 4110 )
5516 ? 1258 (Ответ: 8510 = 8510 )
Задание 5. Числовые последовательности. (Задание оценивается 4-мя баллами.)
Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:
3510, 368, 3А16, 1001012 (Ответ: 368, 3510, 1001012, 3А16 )
1110012, 648, 9Е16, 2510 (Ответ: 2510, 648, 1110012, 9Е16 )
728, 15610, 1010012, 8В16 (Ответ: 1010012, 728, 8В16, 15610 )
12D16, 768, 1000112, 54110 (Ответ: 768, 1000112, 12D16, 54110 )
Задание 6. Загадка поэта. (Задание оценивается 2-мя баллами.)
Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.
Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила. Все это правда, а не бред. | Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. |
Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. | И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. |
Ребята переводят числа в десятичную систему счисления и читают стихотворение:
Ей было 12 лет, Она в 5 класс ходила, В портфеле по четыре книги носила. Все это правда, а не бред. | Она ловила каждый звук Своими двумя ушами, И две загорелые руки Портфель и поводок держали. |
Когда, пыля двумя ногами, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато четырехногий. | И двое темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. |
5. Творческое задание. Учащиеся выполняют задания за компьютером, используя программу «Инженерный калькулятор». Работа каждой команды проверяется и оценивается жюри. Результаты заносятся в итоговую таблицу и объявляется сумма баллов каждой команды за выполненные задания.
Задание 7. Рисуем по точкам.
Каждая группа учащихся получает карточку с двумя таблицами. Правильно выполненная работа по таблице 1 оценивается 10-ю баллами, а по таблице 2 – 20-ю баллами. Ученики сами выбирают, по какой таблице им работать.
В таблице 1 приведены номер точки и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления.
В таблице 2 приведены номер точки и ее координаты, записанные в различных системах счисления.
Координаты некоторых точек нужно найти, выполнив арифметические действия в указанных системах счисления.
Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок.
Таблица 1.
№ точки | Координаты точек |
X | Y |
| 102 | 102 |
| 112 | 12 |
| 1012 | 12 |
| 1112 | 102 |
| 1112 | 1002 |
| 1012 | 1012 |
| 1112 | 1112 |
| 1012 | 10002 |
| 112 | 10002 |
| 102 | 1112 |
| 1102 | 1112 |
| 1002 | 1012 |
| 1102 | 1002 |
| 1102 | 102 |
| 112 | 102 |
| 102 | 112 |
| 102 | 102 |
Таблица2.
№ точки | Координаты точки |
X | Y |
1. | 1002 | 102 |
2. | 1012 | 1012 |
3. | 102 | 1012 |
4. | 112 | 10102 |
5. | 1002 | 10102 |
6. | 112 | 1102 |
7. | 1012 | 1102 |
8. | 1102 | 1012+1002 |
9. | 1112 | 10012 |
10. | 1102 | 1102 |
11. | 1002*102 | 1102 |
12. | 10002 | 1012 |
13. | 1102 | 1012 |
14. | 1012 | 102 |
15. | 1002 | 102 |
Таблица 3.
№ точки | Координаты точки |
X | Y |
1. | 102 | 1002 |
2. | 102 | 102 |
3. | 112 | 12 |
4. | 10002 | 12 |
5. | 1012+1002 | 102 |
6. | 10012 | 1012 |
7. | 10002 | 1002*102 |
8. | 112 | 716 |
9. | 1012 | B16 |
10. | 112*112 | 138 |
11. | 10012 | C16 |
12. | 48 | 100012 -1012 |
13. | 102 | 77 |
14. | 24 | 1102 |
15. | 112 | 1102 |
16. | 1112 | 1112 |
17. | 11002 – 1002 | 68 |
18. | 10002 | 1002 |
19. | 1112 | 102 |
20. | 416 | 28 |
21. | 112 | 34 |
22. | 38 | 1002 |
23. | 102 | 1002 |
(Выполнив правильно задания, ученики должны получить рисунок цифры 4 для таблицы 1 и цифры 5 для таблицы 2)
6. Заключение.
Жюри объявляют сумму баллов, набранные каждой командой в ходе выполнения заданий, а также название победившей команды.
Рефлексия:
— Какое задание было самым интересным?
— Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
— Какие задания вы считаете самыми интересными и какие задания можете предложить по данной теме?
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).
Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!
7.Задание на дом.
Составить кроссворд по теме: Системы счисления.