СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коспект урока "Внимание"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по ТПК тема "Внимание"

Просмотр содержимого документа
«Коспект урока "Внимание"»



Предмет: ТПК.

Класс: 9.

Тема: Внимание и его особенности в профессиональной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: стимулировать интерес к изучению собственных возможностей; раскрыть значение внимания для успешности в учебной и профессиональной деятельности.

Метапредметные: содействовать развитию общеучебных универсальных действий (развитие аналитических умений; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной формах; структурирование знания).

Предметные: сформировать представления учеников о внимании, его свойствах, о требованиях, предъявляемых разными видами учебной и профессиональной деятельности к различным сторонам внимания

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: слайд-программа, бланки методики «Коррекционная проба», секундомер.



Конспект урока

I. Организационный момент

Добрый день, девушки! Здравствуйте, молодые люди! Мы продолжаем познавать собственные возможности, а конкретно способности. Тему сегодняшнего урока озвучит тот, кто правильно закончит предложение «Я там, где находится …» (слайд 1)

Многие были близки ответу. «Я там, где находится …моё внимание» Действительно, ученик, поглощенный решением задачи по математике, ничего не замечает вокруг. Геймер практически находится в виртуальном мире.

  • Как вы думаете, какой глагол можно образовать от существительного «внимание»? (Внимать)

«Внимать» - «внимаю» - «внемлю». Я как бы нахожусь «в нём» - в лабиринтах решения математической задачи, в графическом пространстве компьютерной игры. От того, насколько мы погружены в свою деятельность, зависит и успех в ней.

  • Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Тема сегодняшнего урока «Способность быть внимательным».

  • Для чего вам изучать эту тему?


Мы узнаем, что такое внимание с научной точки зрения, наличие каких его свойств позволяют считать человека внимательным, определить каждому из вас уровень развития составных внимания. (слайд 2)

(тема урока записывается в тетрадь)

II. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала

Мы с вами говорили о наличии у людей различных способностей (слайд 3).

  • На какие два вида подразделяет способности психология? (Общие и специальные)

  • Что является составляющими общих способностей, предопределяющих успех в любой деятельности? (достаточный уровень интеллекта, высокая работоспособность, развитая воля)

  • Как вы думаете, если человек умный, то чем наградила его мозг природа, из чего складывается интеллект? (развитые внимание, память, мышление)

Если сегодня мы рассматриваем внимание, то необходимо дать определение этому понятию. Античные философы сравнивали внимание с лучом, который высвечивает определенные грани мира: предметы, звуки, мысли самого человека. Высвечивается только тот объект, на который направлен луч.

  • Как вам кажется, что это за луч, как его можно назвать? Что направляет человек? (свое сознание)

  • Кто может дать определение термину «внимание»?

(определение понятия «внимание» корректируется, высвечивается на слайде 4 и записывается в тетради)

  • Чем на ваш взгляд, отличается внимательный человек от невнимательного, какими свойствами обладает его внимание?

(свойства внимания появляются на слайде)


III. Изучение нового учебного материала

Знание свойств внимания помогает понять какие особенности вашего внимания способствуют, а какие препятствуют успехам в учебе. Вы можете и сориентироваться, насколько ваше внимание отвечает требованиям профессии, если вы уже сделали свой профессиональный выбор. Поэтому наряду с теоретическим изучением свойств внимания мы будем делать практичекую работу «Моё внимание». (слайд 5)


Начинаем изучение внимания с такого свойства, как объем (учащиеся записывают в тетрадях определение). Как регулируемый фокус луча фонарика может освещать много предметов, а может сужаться до высвечивания лишь части предмета, так и у разных людей объем внимания может быть различен.


  • Объясните, для чего людям указанных профессий необходим большой объём внимания.


  • Какие ещё профессии предъявляют повышенные требования к объёму внимания? (слайд 6)


  • Что легче делать ученику, имеющему большой объем внимания? (одномоментно схватывать большой кусок информации, например, при списывании с доски или с учебника)


Определяем объём внимания каждый у себя. Перед вами 2 секунды мелькнет картинка, на которой изображены геометрические фигуры и числа. После того, как она исчезнет, сразу же нарисуйте ниже вашей таблицы в тетради то, что успели заметить на слайде. Работайте быстро и не отвлекайтесь. Объем – это одномоментное схватывание вниманием информации. (слайд 7)

(на экране появляются и вновь закрываются фигуры с числами)

Подсчет результатов: за каждую правильно воспроизведенные фигуру или число засчитывается 1 балл. Цифры и фигуры должны идти в том же порядке. За цифры максимум – 4 балла, столько же за фигуры. (слайд 8)


В графе «уровень» отмечается величина объема внимания по результатам теста.


Следующее важное свойство внимания – это его устойчивость (учащиеся записывают в тетрадях определение). Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия. (слайд 9)


  • Объясните, для чего людям указанных профессий необходима устойчивость внимания.

  • Как, наблюдая за выполнением учениками какого-либо задания, определить у кого внимание не устойчиво? (он отвлекается, смотрит по сторонам, просит повторить ещё раз)


Проверяем устойчивость своего внимания. Фигуру можно воспринимать как выпуклую или как вогнутую. Ваша задача – удержать восприятие фигуры в одном положении. Каждый раз, когда меняется её «положение», загибайте палец, не отрывая глаз от рисунка. Начинаем и заканчиваем по моему сигналу. (слайд 10)

(время выполнения задания 30 сек)


В столбце «результат» учащиеся отмечают, сколько раз загнули пальцы, что означало смену положения фигуры. (слайд 11)

В графе «уровень» отмечается уровень устойчивости внимания по результатам теста.


  • Как вы считаете, каким из оставшихся трёх свойств внимания (концентрация, переключение, распределение) должны обладать люди представленных профессий? (слайд 12)

  • Объясните, для чего людям указанных профессий необходима высокая концентрация внимания.


Концентрация - одно из важнейших свойств внимания.(учащиеся записывают в тетрадях определение). Концентрацию внимания можно сравнить с яркостью луча фонарика, высвечивающего все мельчайшие детали воспринимаемого. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.


  • Какие ещё профессии требуют особой сосредоточенности?

  • Как по письменным работам учеников можно определить у кого высокий уровень концентрации внимания, а у кого нет? (выполнение точное, в работе почти нет ошибок и исправлений)


Делаем задание на концентрацию. (дается стандартная инструкция к тесту «Корректурная проба» с иллюстрированием в презентации) (слайд 13)


(время выполнения задания 2 минуты)


Если высокая концентрация внимания даёт безошибочность выполнения работы, проверьте ваше задание, повторно просмотрев ряды букв и обводя в кружок допущенные ошибки. Ошибками считаются все исправления, пропуск нужной буквы, зачеркивание (подчеркивание) ненужной буквы, зачеркивание вместо подчеркивания (и наоборот). (слайд 14)

В столбце «результат» учащиеся отмечают количество допущенных ошибок.

В графе «уровень» отмечается уровень концентрации внимания по результатам теста.


Следующее свойство внимания – переключение (учащиеся записывают в тетрадях определение). Уровень развития переключения внимания характеризует скорость переноса фокуса внимания на другой предмет и легкость включения в новую деятельность(слайд 15)

  • Объясните, для чего продавцам и воспитателям необходима высокая степень переключаемости внимания.

  • Какие ещё профессии требуют быстрого переключения внимания?

  • Как по наблюдениям можно определить ученика, имеющего развитую способность к переключению внимания?

(быстро начинает делать работу и легко переключается на другое задание)

Для определения насколько развито у вас переключение внимания подсчитываем количество просмотренных знаков (слайд 16)


В столбце «результат» учащиеся отмечают количество просмотренных знаков.

В графе «уровень» отмечается уровень переключения внимания по результатам теста.(слайд 17)


Последнее свойство внимания – распределение (учащиеся записывают в тетрадях определение). Прекрасным уровнем распределения внимания обладал, например, Юлий Цезарь, который, по воспоминаниям современников, мог одновременно отдавать распоряжения офицерам, писать «Записки о галльской войне», да еще и выслушивать донесения разведчиков.


  • Чем переключение внимания отличается от распределения внимания?

  • Объясните, какие несколько дел одновременно выполняют люди данных профессий. (слайд 18)

  • Какие ещё профессии требуют хорошего распределения внимания?

  • В какие моменты урока необходимо распределение внимания? (например, когда пишешь и слушаешь объяснение учителя)


Насколько хорошо вы можете распределять ваше внимание, вы узнаете, выполнив следующее задание. По моему сигналу вы начинаете шепотом (но обязательно вслух) называть числа от 1 до 20. При этом записываете в тетради те же числа, но в обратном порядке. Это делается так: произносите 1 и одновременно пишете 20, произносите 2 при одновременном написании 19 и т.д. Начинаем все одновременно по моему сигналу. Через каждые 5 секунд я буду называть время, отсчитанное от начала выполнения задания. Вам после выполнения задания необходимо запомнить называемое время, то есть за сколько секунд вы справились с заданием. (слайд 19)


(дается старт и через каждые пять секунд негромким голосом произносится количество пройденного времени)


В столбце «результат» учащиеся отмечают количество затраченного на выполнение задания времени. (слайд 20)

В графе «уровень» отмечается уровень распределения внимания по результатам теста.

Закрепление учебного материала

Анализируем полученные данные, выявляя сильные и слабые стороны своего внимания. (слайд 21)


  1. У меня развиты такие свойства внимания, как ………… .

  2. Поэтому в школе мне легко …… и трудно……

  3. Моя будущая профессия ……… требует наличия таких свойств внимания, как:

- ………., потому что …….

- ………., потому что …….

(объяснить через содержание работы)

Вывод: ……


Осмысливаем требования своей будущей профессии (или своего любимого занятия) к свойствам внимания. Делаем вывод, прогнозируя вероятность успеха в обучении или профессиональной деятельности в будущем и необходимые для этого условия. (бланки вкладываются в тетради, которые сдаются учителю на проверку)


Задание на дом

Мы познакомились со свойствами внимания и провели диагностику развития этих свойств. Кто-то доволен своими результатами, кто-то не очень. Можно ли улучшить внимание? Можно и нужно.


Домашнее задание.

В тетрадь записать несколько способов или упражнений на развитие внимания. Выбрав для себя самый необходимый или интересный, объяснить каким образом и в какое время вы могли бы его использовать.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!