Государственное казённое образовательное учреждение Свердловской области
«Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Конспект занятия «Права человека»
Составитель:
Абакулова С.С,
социальный педагог
I кв.категория
г. Михайловск
Цель: Закрепить у обучающихся знания о правах человека .
Задачи:
Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
Воспитывать уважение к другим людям, способствовать формированию правовой культуры детей.
Корректировать речь, память, мышление детей, расширять их кругозор, обогащать словарный запас.
Оборудование:
ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, презентация .
Ход занятия
1.Организационный момент.
Ребята, прежде, чем мы с вами начнем наше занятие, давайте встанем все в круг.
-Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня?
-Я прошу улыбнуться тех, кто пришел с хорошим настроением.
-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить.
-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.
2. Сообщение темы.
Думаю, что теперь можно начать работу.
Что узнать тему сегодняшнего занятия нам с вами нужно отгадать кроссворд
Отгадав его, мы узнаем ключевое слово, это и будет темой нашего занятия. Разгадывание кроссворда: «Кто помог выгнать лису с заячьей избушки?» (петух). «Кто пятился задом в басне Крылова « Лебедь, рак и щука» (рак). «Лечит птиц он и зверей, нет нигде его добрей» (айболит). «Кто ловил рыбу, опустив хвост в прорубь?» (волк). «Имя сестрицы, братец которой превратился в козленочка?» (Аленушка). Педагог: Какое же ключевое слово получилось? Дети: Права. Педагог: Правильно, это слово ПРАВА. И сегодня мы с вами будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах.
Чтобы сегодня провести наше занятие в соревновательной форме предлагаю разделиться на две команды «Всезнайки» и «Грамотеи» (жеребьевка)
Ребята, сегодня мы проводим занятие приуроченное к знаменательному дню – Всемирному дню прав человека. После Второй мировой войны 10 декабря 1948 года ООН приняла важнейший документ, гарантирующий реализацию прав и свобод человека – Всеобщую декларацию прав человека. Для того, чтобы реализовать свои возможности и способности, человек должен быть свободным…
Какой еще документ реализации прав ребёнка вы знаете? (Конвенция о правах ребенка)
3. Основная часть.
Теперь давайте проверим, как вы знаете свои права – права человека.
Итак, МЫ НАЧИНАЕМ.
ЗАДАНИЕ 1.
Определить, имеет ли место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права в данной ситуаций:
1 гр. – хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребенка;
2 гр. – два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;
1 гр. – неизвестные ограбили квартиру;
2гр. – милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;
ЗАДАНИЕ 2. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Распределить в два столбика права и обязанности школьника:
бесплатное образование
активность в приобретении знаний
уважать мнение всех учащихся и учителей
удобное рабочее место
посещать школу в предназначенное для этого время
зашита личной собственности
посещение школьных мероприятий
не пропускать занятия без уважительных причин
вести себя корректно на переменах и уроках
деловое сотрудничество с учителем
соблюдать ПДД и а также технику безопасности
беречь школьное имущество
Права |
бесплатное образование |
активность в приобретении знаний |
удобное рабочее место |
зашита личной собственности |
посещение школьных мероприятий |
деловое сотрудничество с учителем |
Обязанности |
уважать мнение всех учащихся и учителей |
посещать школу в предназначенное для этого время |
не пропускать занятия без уважительных причин |
вести себя корректно на переменах и уроках |
соблюдать ПДД и также технику безопасности |
беречь школьное имущество |
ОТВЕТЫ:
ПРАВА: 1,2,4,6,7,10
ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12
ЗАДАНИЕ 3. «МОЖЕТ — НЕ МОЖЕТ»
1 команда Выбрать те действия, которые по закону может совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.
2 команда Выбрать те действия, которые по закону не может совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.
купить мотоцикл
продать мотоцикл
прогулять стипендию с друзьями
заложить в ломбард свои золотые сережки
продать свой CD-плеер
открыть счет в банке
зарегистрировать авторское право на компьютерную программу
заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном журнале
быть председателем кооператива
вступить в брак
работать по трудовому договору
Физкультминутка. Ребята, давайте немного отдохнём.
- Встаем все рассыпную.
Физкультминутка:
Каждый день у нас ребятки,
Начинается с зарядки!
Руки в стороны и вниз.
Все присели, поднялись.
И девчонки, и мальчишки
Побежали все вприпрыжку
И, конечно, очень важно,
Чтоб зарядку делал каждый!
4.Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Педагог: Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
С ы н. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Педагог: Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ответ детей. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Сценка 2
Воспитатель. Наташа, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Наташа: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Педагог: Объясните, пожалуйста, Наташи, в чем она не права.
Ответы детей. Кроме прав у Наташи есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права ДРУГИХ людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!
Сценка 3
Педагог. Петров, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!
Петров : А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Педагог: Кто разъяснит Петрову его права и обязанности?
Ответы детей. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Петров должен уважать права других учеников.
Сценка 4
Учитель. Иванов, ты почему на математике бегал по классу?
Иванов: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Педагог: Правильно ли рассуждает Иванов?
Ответы детей. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Иванов не уважает права других людей.
Педагог. Как же примирить свои права с правами других людей?
Примерные ответы детей:
- Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.
- Нельзя ставить права свои выше прав других людей.
5. Рефлексия
6. Песня на мелодию песни «Учат в школе»
7. Выводы. Итог
Играя, с помощью заданий мы закрепили ваши права. Каждый из вас теперь хорошо знает свои права и никогда их не нарушит. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди и маленькие, и большие имеют свои права.