Народный костюм русского севера
СВЯЗЬ НАРОДНОГО КОСТЮМА С НАЦИОНАЛЬНЫМ ХАРАКТЕРОМ , ИСТОРИЕЙ , УКЛАДОМ ЖИЗНИ НАРОДА , ДУХОВНЫМИ И НРАВСТВЕННЫМИ ЦЕННОСТЯМИ.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕНА УЧЕНИЦЕЙ
9Б КЛАССА МБОУ «ШКОЛА №11 ИМ. Г.С. БЕРЕСНЕВОЙ» Н.НОВГОРОД
ГУДКОВОЙ ЕЛИЗАВЕТОЙ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ –БЫКОВА О.В., УЧИТЕЛЬ
ТЕХНОЛОГИИ «ШКОЛЫ №11 ИМ. Г.С. БЕРЕСНЕВОЙ»
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
ЗАДАЧИ:
1. найти , изучить научную , историческую , художественную литературу по теме исследования
2. отобрать необходимый материал , проанализировать его
3. описать результаты исследования
4. продемонстрировать народный костюм Русского Севера
5. показать элементы народного костюма
1. приобщиться к истокам народной культуры и истории Русского Севера
2. изучить многообразие комплексов народной одежды
3. выявить особенности народного северного костюма , отметив при этом своеобразие национального характера северян , их особый уклад жизни
УКЛАД ЖИЗНИ СЕВЕРЯН
« ХОРОМ» , «ХРАМ» =ЖИЛИЩЕ (древнеславянский язык)
Бани , овины стояли поодаль от дома , ближе к воде (считали , что там обитает нечистая сила)
Будни чередовались с праздниками.
ЗИМА – время прядения , вязания , вышивания.
Прялка – важный предмет домашнего обихода. Прясть девочек учили с 10 лет.
Ткацкий стан стоял в каждом доме , ткани делали в домашних условиях: льняную , конопляную , суконную
Ремёсла Русского Севера: Столярно-плотницкое дело (деревянное зодчество) Гончарное ремесло ( глиняная игрушка) Иконопись Несколько видов росписи ( Мезенская , Оракульская , Пермогорская , Тоемская и др.) Ткачество Плетение из бересты Кружевоплетение Вязание Золотошвейный промысел , и другие
ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ НАРЯД РУССКОГО СЕВЕРА
Традиционный женский наряд Русского Севера часто называют «САРАФАННЫМ КОМПЛЕКСОМ» , так как его основные части – РУБАХА И САРАФАН.
Женский костюм 19 век Вологодская губерния Тотемский уезд
Женский костюм
I половины 19 века Вологодская губерния Великоустюгский уезд
Рукава праздничной женской рубахи 19 век Олонецкая губерния Каргопольский уезд
Праздничная женская рубаха нач.19 века Каргополье
СПОСОБЫ УКРАШЕНИЯ ТКАНЕЙ , БЫТОВАВШИЕ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ
- НАБОЙКА
- БРАНОЕ , УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО
- ВЫШИВКА
- КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
- ЗОЛОТОШВЕЙНЫЙ
ПРОМЫСЕЛ
Кубовая набойка 19 век Вологодская губерния
Фрагмент подола женской рубахи. Вышивка. Каргополье
Нач.19 века, холст льняные, х/б, шелковые нити . Ажурное ткачество
Плат «золотой» К.19 века.Шитье.Вышивка
Кружевоплетение Вологодская губерния
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ РУССКОГО СЕВЕРА
- ДЕВИЧЬИ:
Подчелок
Плачея
Повязки (перевязки)
Обручи
Ленты
- ЖЕНСКИЕ:
Кокошник
Платок
Сорока
Сдериха
Коруна
Повойник
Перевязка, кокошник, украшенные жемчугом, бисером, перламутром
Головные уборы Каргополья и Мелентьевской волости
Сорока кон.19 века. Каргополье
Девичий головной убор в современном исполнении
Девичий головной убор д.Шенкурская (Няндома)
Плат золотой
СИМВОЛЫ В ВЫШИВКЕ , ТКАЧЕСТВЕ
Женская фигура олицетворяла Мать-Землю , которая для людей словно живое существо: она пьёт воду , родит урожай , засыпает на зиму , просыпается по весне.
Дивная жар-птица олицетворяет пробуждение природы , таяние снега , зелень листвы , цветение растений. Жар-птица – вешнее солнце , а её перья – лучики , согревающие землю , дарящие тепло.
Изображение сказочных животных (например , львов , барсов) – считается покровительством растениям , семенам , корням , всходам.
Фантастические кони – слуги Солнца и его олицетворение.
ВЫШИВАЛИ ФИГУРЫ ЛЮДЕЙ , ЧУДО-ПТИЦ , СКАЗОЧНЫХ КОНЕЙ , ОЛЕНЕЙ , ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ ВЫШИВКИ символизирует производительные силы природы , земное плодородие , стихию огня и солнца.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОКРОВИЩА РУССКОГО СЕВЕРА – ЭТО ГЛУБОКАЯ МУДРОСТЬ ТРАДИЦИЙ , ОТРАЖАЮЩИХ ПОЭТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НАРОДА , ЕГО ДУХОВНЫЙ ОПЫТ , ВЫСОКИЙ СМЫСЛ КОТОРОГО НЕ УТРАТИЛ СВОЕГО ЗНАЧЕНИЯ И В НАШЕ ВРЕМЯ.
Д.С.Лихачёв писал: « Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом прошлого , он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных , семейных и личных корней , он обрекает себя на преждевременное увядание».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Каргополье. Художественные сокровища.» М. , «Советская Россия» , 1984
2. А.Ю.Андреева «Русский народный костюм. Путешествие с Севера на юг.» , С.-Петб , 2006
3. А.Иванова «Северный русский народный костюм конца 19-начала 20 века» , открытки , 2003
4. Г.А. Григорьева «Головные уборы Русского Севера» , Арх. , 1999
5. Г.А.Григорьева «Русский Север глазами реставратора. Праздничная одежда» , Арх. , 2003
6. Г.А.Григорьева «Ткани и одежда Поморья» , Арх. , 2000
7. Журнал «Культура. Nord » , 2006
8. «Мастера Русского Севера» , энциклопедия , рец. Лихачёв Д.С. , М , «Планета» , 1987
9. «Костюм: история , крой , шитьё , вышивка» , журнал 2Чудесные мгновения» , 2003