СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Костюмы народов Башкортостана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Костюмы народов Башкортостана»


ГБОУ Воскресенская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья





Разработка урока

На тему: «Костюмы народов Башкортостана»



Проводила учитель:

Зубаирова З.А.





Воскресенское-2020 г.



Цель: познакомить детей национальной одеждой.

 

Задачи:

- развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность;

- формировать уважительное отношение к культуре своего народа, воспитывать патриотические чувства, укреплять любовь к красоте родного края.

 

Оборудование:

компьютер, мультимедийная презентация, образцы национальной одежды, сундучок, куклы в национальной одежде.

 

Предварительная работа:

Беседа на тему: «Моя Республика Башкортостан», «Дружба народов Башкортостана»

 Рассматривание иллюстраций «Национальные костюмы», «Красота родного края», «Природа родного края»

 

Ожидаемые результаты: 

- воспитанники узнают, что такое национальная одежда, какую одежду носили женщины, мужчины;

- учиться  понимать  необходимость  осознанного  отношения  к национальным ценностям;

- дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Ребята поприветствуем друг друга:

- Здравствуйте!

Улыбнемся друг другу и настроимся на плодотворную работу.

- Как называется наша республика. (Башкортостан)

- Какие народы живут в республике?(башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, мордва, удмурты, украинцы и т.д.).

Наша республика является одним из примеров доброжелательного отношения людей разных национальностей друг к другу.

На территории нашей республике проживают представители более 150 национальностей..

Сегодня мы будем говорить о национальной одежде народов Башкортостана.

Башкирский национальный костюм

Башкирская народная одежда поражает своим разнообразием и неисчерпаемой фантазией мастериц. Стиль народного костюма складывался веками. Покрой одежды, форма головных уборов и обуви ,их яркое убранство вторили пышной звучной природе многоцветию башкирской земли. Каждая деталь башкирского национального костюма напоминает о красоте родного края. Даже будничная одежда башкир выглядела нарядно.длинные вышитые рубахи с очень широкими рукавами платья, обшитые на груди и подоле несколькими рядами разноцветных лент.

Длинные халаты еляны и камзолы. Женская одежда богато украшалась бисером, серебряными монетами. Платья, фартуки покрывались растительном орнаментом. Самое яркое украшение женского костюма нагрудник. Он был очень тяжелым из-за большого количества нашивок:монет, кораллов, граненного стекла, медальонов, цепочек и т.д. Они располагались горизонтальными рядами, кругами или столбцами. Часто можно увидеть на нагруднике сетку из кораллов или бисера.

Некоторые украшения из бирюзы, сердолика, янтаря и других камней. Выполняли роль оберега, то есть оберегали людей от злых духов и неприятностей.

Особым разнообразием отличались головные уборы башкир: у мужчин - тюбетейки, войлочные шляпы, меховые шапки, у женщин - накидки, небольшие колпачки, необычные яркие шапочки - кашмау. По украшению головного убора можно было узнать о семейном положении человека и его возрасте.

На ногах башкиры носили туфли, башмаки, мягкие сапожки(ситек), сапоги с скунным верхом(сарык). Обувь тоже декорировалась с большой любовью и незаурядном художественном вкусом.

В изготовлении одежды башкирские мастерицы вкладывали всю свою душу и талант. Костюм был отражением всей Природы, всего мира. На черном фоне праздничных камзолов и елянов, на белом фоне накидок с особой силой звучали цвета неба, солнца, земли, воды. Трав и цветов. Распространенными мотивами в вышивки на платьях и фартуках были растения, на елянах - солнце и звезды.

Белорусский национальный костюм
Традиционный костюм является одним из важнейших компонентов, определяющих культурное пространство Беларуси. В нем воплотились эстетические представления, этические взгляды, верования белорусского народа. Костюм представляет одно из самых устойчивых явлений традиционной культуры, а потому служит необходимым атрибутом при изучении этнической истории народа, его обрядов и обычаев. Как синкретический вид декоративно-прикладного искусства костюм дает представление о многих традиционных ремеслах белорусов: ткачестве, плетении, ювелирном искусстве, обработке кожи и др.
Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершенность, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация. Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, жилета, наговиц (поясная одежда),

Чувашский национальный костюм
Чуваши, проживающие на Южном Урале, близки по костюму к группе анатри и низовых чувашей.Чувашская женская рубаха (кепе) также относится к типу туникообразных рубах. Основное полотнище перекинуто со спины на грудь, с прямыми боковыми вставками, ластовицами и расшито обычно красным узором. С XVIII в. низовые чувашки шьют рубахи с оборками из покупных тканей. Поверх такого платья надевался передник без нагрудника из красной клетчатой ткани или расшитый квадратным узором.
Поверх платья надевали верхнюю одежду (шупар, пустав) из белого холста или черной хлопчатобумажной ткани со сборками чуть выше талии. Реже носили особую одежду пустарла шупар, сшитую из двух цветов ткани: красной до талии и черной ниже талии - богато украшенную серебряными, золотыми галунами и цветными нашивками. Осенью и весной женщины носили кафтаны из домашнего или фабричного полотна, шерстяной ткани темных расцветок (сахман), а зимой - приталенные сборчатые шубы (керек).
Девичий головной убор - шапочка (тухъя), имеющая аналог у народов Средней Азии, расшивалась бисером, бусинами и плотно нашитыми серебряными монетами. Традиционным женским головным убором являлся сурпан- полотенцеобразный отрез холста, поверх которого надевается шапочка (хушпа), имеющая также, как и кашмау, шлемовидную форму и заканчивающаяся небольшой узкой лопастью. Хушпа плотно обшивается монетами, а на макушке образует невысокий, богато украшенный цилиндрик. Старшие женщины сурпан подвязывали для поддержки вышитой повязкой масмак. Платки носили преимущественно светлых расцветок из хлопка или шерсти. Зимой надевали на платок барашковые шапочки с суконным верхом..
Одним из популярных украшений был нагрудник, часто - треугольной формы, небольшой и украшенный бисером и монетами.
Из обуви в прошлом широко были распространены лапти, надеваемые с шерстяными вязаными чулками или сшитыми из грубого сукна (тала, чалха). С начала XX в. распространяются высокие ботинки со шнурками и лакированные сапоги на каблуках.
В XX в. мужской костюм чувашей вытесняется общеевропейским. Поэтому судить о нем можно лишь по сохранившимся в музеях отдельным образцам. Обычный мужской костюм состоял из холстяной рубахи туникообразной формы с косой застежкой воротника, длиной несколько ниже колен, нешироких штанов и однотонной безрукавки с прямой спиной. Особо богато расшивалась рубаха у старших мужчин излюбленными красно-бордовыми узорами с черным контуром. В отличие от многих народов Урала одежда чувашей более лаконична, с резким отличием между более патриархальными формами костюма верховых и низовых групп.

Татарский национальный костюм
В конце XIX-начале XX вв. основным материалом для изготовления традиционной одежды татар служили фабричные ткани. Лишь у некоторых групп мишарей и особенно кряшен одновременно с фабричными тканями широко использовались домотканные. Верхняя одежда как мужчин, так и женщин представляла собой широкую рубаху (кулмэк), штаны с широким тагом тюркского покроя, приталенный камзол и бишмет из темной ткани. Мужской костюм татар близок башкирскому, киргизскому и костюмам других тюркских народов. Был также распространен прямоспинный чекмень, один из древнейших видов одежды - шуба и тулуп. Постоянным головным убором мужчин являлась тюбетейка (тубэтэй, кэлэпуш), поверх которой надевали полусферическую или цилиндрическую шапку бурек, а летом шляпу из войлока.Развивалась и женская одежда. Вначале, на рубеже XIX в., появляется кокетка и воротник-стойка, а к концу столетия - оборка по подолу. Платье с отрезной талией и манжетами оформляется значительно позднее, в XX в. Поверх платья надевался фартук с грудкой. Первые фартуки украшались вышивкой и тесьмой. Использование пестряди для их изготовления постепенно вытеснило древний тип, а новые передники стали богато декорироваться оборками.
Молдавский национальный костюм
Традиционный молдавский костюм у мужчин состоит из белой рубахи, суконного жилета или меховой безрукавки, белых штанов. Неотъемлемой его частью является тканый шерстяной пояс брыу красного, зеленого или синего цвета, длиной до 3 м. Женщины носят платок, белую орнаментированную рубаху, многоклинную юбку, шерстяной или полотняный фартук. Поверх рубахи надевают еще несшитую шерстяную юбку катрицэ. Мужской головной убор зимой - барашковая шапка, летом - соломенная шляпа; женский - полотенцеобразный убор, платок. Обувь и у мужчин и у женщин - так называемые опинчь (типа постол) из кожи. В некоторых сёлах на севере республики и в Приднестровье в праздничные дни женщины носят традиционный костюм или его отдельные части. Молдавский национальный костюм можно легко отличить по ярким вышивкам,которые обычно украшают женские рубашки и передники (фартуки). Наиболее интересными и необычными считаются костюмы с самыми многочисленными вышивками.
Мордовский национальный костюм
Мордовский национальный женский костюм тоже происходит от рубахи (панар). Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. Швы располагались посередине груди, спины и по бокам. Мокшанский панар состоял из одного перегнутого поперек полотнища и двух более коротких, подшитых с боков по продольной нитке. Вышивка располагалась по швам. В ней преобладали красные, черные, синие тона с вкраплением зеленого и желтого.
У эрзи преобладал особый вид нераспашной одежды- покай, покрытый плотной вышивкой. Принадлежностью мокшанского женского костюма являлись длинные, доходящие до щиколоток холщовые штаны (понкст). Верхняя женская одежда покроем повторяет рубаху с запахом - это руця у эрзи, мышкас, плахон у мокши. Теплая верхняя одежда выполнялась из сукна.
Женские головные уборы мордвы разнообразны: головные полотенца, платки, повязываемые "помокшански" (два платка, где узел первого выпущен из-под второго). Мокшанские головные уборы состояли из двух-трех частей, а прическа замужней женщины напоминала рога. Уборы эрзи имели твердую основу в форме цилиндра, полуцилиндра, конуса, реже - лопатообразную (панго, сорока, сорка). Остов состоял из луба или бересты, сзади на спину спускалась лопасть.
Богатый и разнообразный набор нагрудных украшений не имел особого функционального значения, как например, башкирский сэлтэр. Женщины эрзянки носили набедренное украшение - пулай, в виде прямоугольного куска ткани, украшенного вышивкой, позументом, шерстяными кистями, узорными металлическими бляхами. У мокши поясные украшения располагались по бокам и сделаны были из раковин, пуговиц, подвесок. Поясными украшениями служили также специальные полотенца (кес-коруцят), число которых в одном наборе доходило до шести. Обувью служили лапти каръхть, картъ - мордовского типа с косым плетением, низкими бортами и специальными петлями из лыка для прикрепления обор. Признаком женской красоты считались ноги, ровно и толсто обернутые онучами. Эрзянки обертывали ноги белыми, мокшанки - белыми и черными онучами.
Мужская народная одежда вышла из употребления в XVIII-XIX вв. Переход к современной одежде городского покроя в известной мере проходил путем заимствования отдельных частей и целых комплексов русского народного костюма.

Мордовский национальный костюм
Мордовский национальный женский костюм тоже происходит от рубахи (панар). Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. Швы располагались посередине груди, спины и по бокам. Мокшанский панар состоял из одного перегнутого поперек полотнища и двух более коротких, подшитых с боков по продольной нитке. Вышивка располагалась по швам. В ней преобладали красные, черные, синие тона с вкраплением зеленого и желтого.
У эрзи преобладал особый вид нераспашной одежды- покай, покрытый плотной вышивкой. Принадлежностью мокшанского женского костюма являлись длинные, доходящие до щиколоток холщовые штаны (понкст). Верхняя женская одежда покроем повторяет рубаху с запахом - это руця у эрзи, мышкас, плахон у мокши. Теплая верхняя одежда выполнялась из сукна.
Женские головные уборы мордвы разнообразны: головные полотенца, платки, повязываемые "помокшански" (два платка, где узел первого выпущен из-под второго). Мокшанские головные уборы состояли из двух-трех частей, а прическа замужней женщины напоминала рога. Уборы эрзи имели твердую основу в форме цилиндра, полуцилиндра, конуса, реже - лопатообразную (панго, сорока, сорка). Остов состоял из луба или бересты, сзади на спину спускалась лопасть.

Мужская народная одежда вышла из употребления в XVIII-XIX вв. Переход к современной одежде городского покроя в известной мере проходил путем заимствования отдельных частей и целых комплексов русского народного костюма.

Марийский национальный костюм
В одежде марийцев отразились сложные многовековые процессы этнокультурных связей. Основными компонентами женского костюма были холщовая туникообразная рубаха (тувыр), распашной прямоспинный или отрезной сборчатый кафтан (шовыр), передник (ончылсакыш) без нагрудника, штаны (йолаш), шерстяной тканый пояс (ушто). Рубаха, кафтан и передник украшались вышивкой, а празднично-обрядовая одежда, кроме того, блестками, бисером, шерстяной тесьмой. Праздничные и свадебные кафтаны отделывались позументом. Зимой надевали кафтаны на подкладке, нагольные и крытые крашеным холстом или фабричными тканями шубы.
Обувью служили лапти (йын-дал), кожаные сапоги (кем), позднее валенки (мяжгем). Долгое время у женщин мариек бытовал обычай обертывать голени ног черными суконными онучами (вурчыштыр).
В начале XX в. носили разнообразные головные уборы. Девичий убор типа налобной повязки (вуйонго) имеет аналог у многих народов Поволжья, Прибалтики, Урала, севера европейской части России. Существовало три типа женских головных уборов: сшитый в виде конусовидного колпачка с затылочной лопастью (шимакш), головное полотенце (шарпан) и венец с жестким прямоугольным верхом (сорока). Все они изготовлялись из холста и богато украшались вышивкой.
Для женского костюма было характерно наличие украшений из бисера, раковин, блесток и монет. Характерным украшением являлись ушные подвески (пылышпарча) в сочетании с шейным украшением (шушер) и поясными подвесками.
В XX в. широкое распространение получают модернизированные виды национальной одежды, изготовляемые из фабричных тканей: из белой - рубаха, из цветной - передник, украшенный вышивкой и лентами, которые нередко носили в сочетании с различными видами фабричной одежды, что придавало костюму

Русский национальный костюм
Основные виды русского костюма, появившегося на Урале, связаны с культовой одеждой старообрядческих общин. У женщин - это прямой сарафан темных расцветок, телогрея чуть выше колен, длинная рубаха и два платка: светлый, поверх которого одевался темный шерстяной или сатиновый.
Особую ветвь в русском уральском костюме представляет костюм казаков. Женский приталенный сарафан сильно расклешен к подолу, рубаха имеет широкий рукав, оканчивающийся манжетом, и воротник-стойку. Домашнее полотно практически не используется с середины XIX столетия. Активное развитие заводского производства способствует распространению удобного типа городской одежды: косоворотки с нешироким рукавом и умеренно широкими штанами у мужчин, блузы с баской, рукавом на буфе и юбки, открывающей ступни у женщин.
Самым распространенным видом обуви в XVIII в. являлись лапти. К середине XIX в. сапоги или кошмяная обувь типа бурок, где нижняя часть обшивалась кожей, становится популярной в среде обеспеченных работных людей.

Зимой надевали приталенные овчинные шубы и прямо-спинные тулупы. Головными уборами служили с XIX в. для мужчин картузы, а зимой - распространенный тип меховой шапки-треухи. Вплоть до конца XIX столетия среди женских головных уборов были популярны невысокие кокошник и каруна.

Под влиянием восточных видов украшений, наряду с обычными стеклянными, жемчужными, коралловыми бусами в русском женском костюме появляются монисты и серьги из серебряных монет. Однако русский уральский костюм сохранил скорее чисто символические элементы кроя и быстрее, чем одежда коренных народов, претерпел изменения, связанные с социально-экономическими переменами в государстве, оказав при этом значительное влияние на костюм многих народов Урала.

Заключение
Народный костюм - ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль национальной одежды включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи, металла и многое другое. Костюм является и богатейшим материалом для изучения этноса, его связей с другими народами, что возможно проследить и на примере костюмов народов Урала.

Использованная литература: 1.Очерки по культуре народов Башкортостана.Сост. Бенин В.Л. Уфа, изд-во:Китап,1994 г. 2. Беларусь ЭКСПО 2000 - http://expo2000.bsu.by
3. Народы России - http://www.narodru.ru
4. Жизнь Евразии - http://zenews.narod.ru

































Приложение































































































Молдавский национальный костюм
























































12