Коучинг как метод обучения на уроках истории и обществознания
Кутищева Татьяна Степановна
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория
МОУ СОШ №15 г.Борзя
Оглавление Введение ………………………………………………………………………...2 Глава 1. Что такое коучинг?.............................………………………………..3 Глава 2. Мои исследования………………………………………………….....5 Заключение…………………………………………………………………......7 Библиографический список……..………………………………………….....8 Список приложений…………………………………………………………...9-14 |
Краткая аннотация
Чтобы достигнуть цели, надо много трудиться. Для этого существует множество методов. Но проблема современных учеников в том, что они не могут найти нужную информацию, при всей их продвинутости. Это, конечно, волнует педагогов. Я начала искать наиболее эффективные методы по достижению целей и случайно наткнулась на метод «коучинг». Мне стало интересно, как этот метод можно применить для повышения мотивации учащихся.
Аннотация
Проблема: в современном мире, учащиеся не хотят учиться, чтобы преодолеть эти трудности я решила изучить метод коучинга.
Гипотеза: чтобы помочь учащимся нашей школы преодолеть проблемы, возникающие в учебной деятельности и научить их ставить перед собой цели и добиваться их, я решила использовать этот метод на своих уроках.
Объект исследования – коучинг как метод обучения.
Цель: изучение коучинга как метода обучения.
Предметами исследования являются: коучинг, развитие коучинга за рубежом и в России, необходимость применения коучинга в школьном образовании, в данном случае, в нашей школе.
Задачи:
знать и объяснять, что такое коучинг?
Узнать о развитии коучинга в России и за рубежом
Исследовать проблему применения коучинга для учащихся нашей школы.
Чтобы решить эти задачи, я использовала следующие методы:
Изучила литературу, интернет-источники
Провела опрос, анкетирование
Обобщила информацию
Тему считаю актуальной, поэтому хочу изучить и применять коучинг в учебной деятельности.
При изучении коучинга, я в основном пользовалась интернет-источниками, книгой по психологии Д.Уитмора «Коучинг высокой эффективности».Также 28 сентября посмотрела вебинар «Профессия 21 века», который проводила Катаева Ольга Николаевна.
Практическая значимость моя работа может применяться на уроках истории и обществознания, классных часах
Научная статья
Меня очень заинтересовал этот метод, и я подумала, как его можно использовать в сфере образования и насколько в нем нуждаются ученики нашей школы. Чтобы ответить на все возникшие вопросы, я провела анкетирование среди учащихся 5, 6, 9,10 и 11 классов.
Проанализировав результаты опроса, я поняла, что большая часть опрошенных нуждаются не только в теоретических знаниях, но и в практической помощи, чтобы решить проблему обучения. Итак, тема моей работы «Коучинг как метод обучения на уроках истории и обществознания»
Что такое коучинг?
Понятие «коучинг» с английского переводится как «тренировать, воодушевлять, наставлять». Изучив различные статьи, я дала такое определение коучингу: коучинг – это взаимодействие, направленное на быстрое достижение результатов.Коучинг - -это искусство создания с помощью беседы такой среды, которая облегчит продвижение человека к своей цели.
Родиной коучинга является Америка. На законодательном уровне в 2001 году была признана профессия коуча. В России коучинг развит в Москве и Санкт-Петербурге.В настоящее время в Екатеринбурге.
Еще в 2017 году коучинговый подход вызывал интерес у многих педагогов. Сегодня это эффективный метод обучения и широко нашел применение в образовании.
Главную роль в данной методике играют открытые вопросы.
Учителя, применяя коучинг могут способствовать формированию позитивного мышления, поддерживать уверенность в своих возможностях и силах, все это ведет к высокой учебно-познавательной деятельности. У учащихся формируется ответственность за учебу.
В педагогической деятельности коучинг может решить самую актуальную проблему- формирование учебной мотивации, дающей высокий результат.
Мои исследования
В нашей школе тоже есть проблемы в обучении, поэтому мной было проведено анкетирование среди учащихся нашей школы.
Я задала четыре вопроса:
Можете ли вы самостоятельно поставить (сформулировать) цель своей учебной деятельности?
Можете ли вы разработать план (определить действия и средства) по достижению цели?
Всегда ли добиваетесь поставленной цели?
Нужен ли вам наставник для достижения поставленной цели?
Результаты по 1 - ому вопросу: из 126-х опрошенных самостоятельно справляются с постановкой цели 96 человек (76%), а остальные 30 человек (23,8%) справляются с помощью взрослых.
Результаты по 2 - ому вопросу: 109 человек (86,5%) самостоятельно справляются с разработкой плана по достижению цели и 17 (13,4%) – надеются на помощь взрослых.
Результаты по 3-ему вопросу: всегда добиваются поставленной цели всего 22 человека (17,4%), иногда добиваются – 98 (77,7%), и никогда не добиваются, но их это не волнует – 6 человек (4,7%).
Результаты по 4 - ому вопросу: 96 опрошенных (76,1%) нуждаются в наставнике, и 30 человек (23,8%) считают, что наставник им не нужен.
Результат анкетирования показал, что большинство учеников нашей школы умеют ставить цели, а также разрабатывать план по её достижению, но результат не всегда их удовлетворяет, поэтому они нуждаются в помощи наставника.
Представив результаты в диаграммах можно заметить, что в 10 классе учащиеся не добиваются поставленных целей и это их не волнует. Можно сказать, о том, что ребята равнодушны к своим успехам, хотя в 10 классе все должно быть наоборот, ввиду близких экзаменов.
Конечно, радует то, что большинство могут ставить цели, планируют свою деятельность, но нужно, чтобы их планы приносили результат, а анкетирование показывает обратное.
Чтобы разобраться, откуда берутся такие проблемы, я провела опрос среди учащихся 10-ых классов, в нём приняли участие 7 человек. Я старалась задавать открытые вопросы, как и предусматривает метод коучинга.
Было задано 4 вопроса:
Если ты не достигаешь какой-либо цели в своей учебной деятельности, то что, по твоему мнению, тебе мешало её добиться?
Что ты делаешь, чтобы преодолеть эти препятствия?
Что ещё можно сделать для преодоления этих препятствий?
Результаты по 1-ому вопросу: из 7 опрошенных 42,8% признается, что в достижении цели мешает лень, 19% считают, что мешает неорганизованность, 12% - другие интересы, неуверенность в себе.
Результаты по 2-ому вопросу: 40% занимаются самообразованием и работают над собой, 36% больше времени уделяют учёбе, выполняют домашние задания, занимаются на уроках и консультациях, 4% ищут поддержку и мотивацию, и так же 4% планируют дела.
Результаты по 3-ему вопросу: 27% считают, что нужно больше времени уделять учёбе, отказаться от некоторых секций, 24% - совершенствоваться и работать над собой, 18% - бороться с ленью, 12% - избавиться от вредных привычек, организовывать время, 6% говорят, что нужно иметь желание и мотивацию, так же 6% предлагают нанять репетитора, а некоторые (6%) предлагают сменить систему образования, уменьшить нагрузку в школе.
Из результатов анкетирования можно сказать, что большая часть десятиклассников понимают, что для достижения цели необходима мотивация и поддержка в которой они нуждаются.
В результате они относятся к учебной деятельности формально, не стремятся к высоким результатам, не реализуют свой потенциал.
Несомненно, учителям нужно обратить на это внимание и предпринять меры.
Применение коучинга как метода обучения поможет подросткам перестать быть пассивными участниками образовательного процесса, ребята научаться быть активными и относиться к учебе как к лично значимой
Заключение
В начале исследовательской работы я сформулировала проблему – ученики не знают о способах, помогающих решать различные сложности, возникающие в учебной деятельности. Проведённые мной наблюдения помогли убедиться, что такая проблема существует, поэтому я решила рассказать о коучинге.
В ходе изучения мной литературы выяснилось, что коучинг действительно можно использовать в образовательной деятельности, так как наблюдая успешное применение коучинга в спорте и бизнесе, можно утверждать, что данный метод поможет существенно повысить результаты в обучении учащихся общеобразовательных школ.
Коучинговый подход в обучении и воспитании вызывает всё больший интерес, как у педагогов, так и у родителей, так как позволяет развивать у детей осознанность, самостоятельность, инициативу, навыки целеполагания и планирования.
В педагогике школы коучинг позволит решить самую актуальную проблему управления учебного процесса – мотивацию, в которой, как выяснилось в ходе опроса, нуждаются ученики нашей школы.
Проанализировав литературу и дополнительные источники, можно сказать, что коучинг – это анализ того, что достигнуто на сегодняшний день и планирование того, чего хотелось бы достичь.
Рассмотрев различные примеры применения коучинга и его структуру, я убедилась в правильности выдвинутой гипотезы: коучинг может помочь ученикам нашей школы в решении проблем, возникающих в учебной деятельности, научит их добиваться целей самостоятельно, что пригодится в будущем.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы и проведённые мной исследования могут быть использованы учащимися и учителями на уроках обществознания, классных часах и других видах занятий, в том числе по профориентации.
Таким образом, поставленная цель исследовательской работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась. Коучинг действительно современный метод решения проблем в образовании, связанных с мотивацией, а коуч – одна из самых перспективных профессий XXI ве
Библиографический список
Джон Уитмор. «Коучинг высокой эффективности». Москва, 2005 год.
«Закон об образовании в Российской Федерации». Москва, 2012 год.
Йенсен-Маар Зина, Монина Юлия, Паршиков Юрий. «Коучинг - инструменты эффективного достижения целей»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, 17 декабря 2010 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования. Москва, 17 декабря 2010 года.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Москва «Просвещение» 2010.
Интернет-сайты
7. http://todayer.ru/psixologiya
8. http://studbooks.net
9. http://www.uraltrening.ru
10. http://moluch.ru
11. http://www.e-xecutive.ru
12. http://nsportal.ru
13. http://vseuroki.pro
14. https://e-koncept.ru
Приложение№1
Насколько вы самостоятельны?
Можете ли вы самостоятельно поставить (сформулировать) цель своей учебной деятельности?
а) вполне справляюсь сам
б) справляюсь с помощью взрослых (учителей, родителей)
Можете ли вы разработать план (определить действия и средства) по достижению этой цели?
а) могу самостоятельно
б) надеюсь на помощь взрослых
Всегда ли вы добиваетесь поставленной цели?
а) всегда
б) иногда
в) никогда, но меня это не волнует
Нужен ли вам наставник для достижения поставленной цели?
а) нужен
б) не нужен
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Опрос
Если ты не достигаешь какой-либо цели в своей учебной деятельности, то что, по твоему мнению, тебе мешало её добиться?
Что ты делаешь, чтобы преодолеть эти препятствия?
Что ещё можно сделать для преодоления этих препятствий?
1. Если ты не достигаешь какой-либо цели в своей учебной деятельности, то что, по твоему мнению, тебе мешало её добиться?
Лень | Неорганизованность | Другие интересы (хобби, секции, кружки, интернет) |
42% | 19% | 12% |
Что ты делаешь, чтобы преодолеть эти препятствия?
Самообразование, работаю над собой | Больше времени уделяю учёбе, выполняю домашние задания, занимаюсь на уроках и консультациях | Ограничиваю время на использование компьютера |
40% | 36% | 4% |
Что ещё можно сделать для преодоления этих препятствий?
Больше времени уделять учёбе, отказаться от некоторых секций | Совершенствоваться, работать над собой | Бороться с ленью | Избавиться от вредных привычек |
27% | 24% | 18% | 12% |
Организовывать время | Иметь желание, мотивацию | Нанять репетитора | Сменить систему образования, уменьшить нагрузку в школе |
12% | 6% | 6% | 6% |
Приложение 4
Открытые вопросы:
У нас есть полчаса, что бы ты хотел успеть сделать за это время?
Какие ресурсы у тебя уже есть – навыки, время, энтузиазм, деньги, поддержка и т.д.?
Приложение 5
Рекомендации
Итак, для того, чтобы ребенок относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл. Из изученного мной материала и проделанных исследований, можно сформулировать следующие рекомендации:
Ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.
Нужно развивать сознание и ответственность у учеников. Сознание становится результатом усиления внимания, концентрации и четкости. Это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность.
Ответственность важна для высокоэффективного исполнения. Учебная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за её результаты.
Современный ученик должен уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, при этом использовать все возможные ресурсы.
Цели должны быть конкретные, понятные, измеримые, согласованные, реалистичные и определены во времени.
Нужно уметь превращать проблемы в задачи.
Не навязывая обучающемуся свою картину мира (она у каждого своя – свои знания, свой опыт), педагог должен понимать и учитывать особенности каждого.
Каждый человек уникален и обучаем. Единственный путь к хорошему результату возможен только через работу над собой, уверенность в поставленной цели и веру в свой потенциал.