Элли М.В. Жамбылская обл. Кордайский р-н средняя школа №9
Тема занятия: | Как применение технологий развития критического мышления влияет на развитие личностных, познавательных и коммуникативных умений, учащихся на уроках русского языка и литературы |
Целевая аудитория | учителя русского языка и литературы |
Цель | Научить создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся; овладеть приемами и методами обучения для развития критического мышления школьников. |
Задачи | выстроить видение применения критического мышления на уроке показать на практике использование стратегий критического мышления |
Ожидаемые результаты: | учителя пополнят свои знания о критическом мышлении; учителя целенаправленно будут применять различные стратегии критического мышления в процессе обучения |
Ключевые идеи: | «Критическое мышление» означает концентрацию мышления на процессе решения, каких – либо вопросов или проблем и в данном контексте не означает «неодобрение» или «отрицание». «Критическое мышление» проявляется, когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов или решения проблем. |
Основные формы, методы работы, методы достижения и оценки ожидаемых результатов | Индивидуальная, групповая, фронтальная форма работы. Приёмы технологии развития критического мышления: методика Мюнстерберга, «Корзина идей», «Демонстрация персонажа на стене», «Пять почему» , «Генераторы», РАФТ. Рефлексия по теме «Шесть шляп» Рефлексия по коучингу «Архиватор 3, 2, 1» |
Материалы и оборудование | презентация, маркеры, стикеры, листы А3 для выполнения задания, раздаточный материал |
Ход занятия |
Этапы занятия | Время | Действия коуча и действия участников коучинга |
Приветствие Деление на группы 5 групп (Цветные программки семинара) | 1 мин | Учителя рассаживаются по группам в определенном порядке. Знакомство с распределением ролей в группе |
Психологический настрой «Подари улыбку» | 2 мин | Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. |
Активизация внимания | 3 мин | Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. Методика Мюнстерберга Цпрчскакшщсчмтвприменениефвпр Длтехнологийфвсмтрчсмбьразвитияждть счкритическогосмтьбжмышленияздлжб смтрпввлияетдлсмтрпнадлстмчпразвитиелт смличностныхчстмждчсьмпознавательныхдл кнгцфичтвапркоммуникативныхждтмчщ лчвимпбуменийчтрбмчсучащихсяпрч смтнаждтмурокахдлчсм Методика Мюнстерберга Методика направлена на определение избирательности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости. Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова). Интерпретация Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту. Если вам удалось обнаружить 24–25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент. |
Задание 1 «Корзина идей» | 5 мин | Сбор информации Что такое критическое мышление? Какие стратегии критического мышления вам известны? Обсуждение в группах и запись «ключевых» слов на стикерах. Группы складывают стикеры в корзину |
Теоретический материал Презентация | 5 мин | Презентация на тему «Критическое мышление и его стратегии» |
Задания 2 (по группам) Все задания составлены к сказке «Колобок» | 9 мин | 1 группа Составить рекламу к сказке Реклама – это определенный вид маркетинговой деятельности, который направлен на распространение информации для привлечения потребителей и увеличения объемов продаж. 2 группа «Демонстрация персонажа на стене» Внутри контура рисунка напишете всё, что вы знаете о герое. За контуром напишите вопросы, которые вы бы хотели задать герою? 3 группа «Пять почему» - это простой метод поиска причин возникших несоответствий, который позволяет быстро построить причинно-следственные связи. 4 группа Приём “Генераторы” Описание: педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Задача группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими 5 группа Р – роль. То есть, от чьего имени вы будете писать? А – аудитория. Кому вы будете писать? Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе). Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея? Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки. Напишите письмо Колобку от имени деда |
Групповая работа/защита постеров | 15 мин | Постеры развешиваются на стены Спикеры проводят защиту своих работ |
Взаимоценивание групп | 2 мин | Отдайте свой голос за тот постер, который вам больше понравился |
Рефлексия по теме «Шесть шляп» | 5 мин | Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?» Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели |
Рефлексия по коучингу «Архиватор 3,2,1» | 3 мин | Назовите 3 момента, понравившиеся больше всего Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе Назовите 1 момент, который побуждает (вызывает желание) задать вопрос |
Выводы: коучинг занятие прошло на очень высоком уровне. Люди разного поколения были вдохновлены, они раскрылись, раскрепостились, могли побыть на месте детей, смогли показать свои творческие способности учителя, активизировали свою мыслительную деятельность, доставили радость сотрудничества. Применение метода коучинга в моей практике позволяет мне повышать уровень своей подготовки, так как, готовясь к проведению мероприятия, я нахожу новую информацию, которая позволяет интереснее проводить свои уроки. Так же, проводя коучинг, я многому учусь у своих коллег. На коучинг занятие приходят учителя со своим багажом знаний и делятся опытом. |