СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коучинг "Развитие мышления через эффективное использование вопросов"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный коучинг поможет педагогам разрабатывать вопросы высокого и низкого порядка.

Просмотр содержимого документа
«Коучинг "Развитие мышления через эффективное использование вопросов"»

КОУЧИНГ №3.

Дата: 24.11.2015 г.


Тема

«Развитие мышления через эффективное использование вопросов».

Цель

Познакомить учителей с типами вопросов. Формировать навыки постановки «толстых» и «тонких» вопросов. Выработать стратегии использования данного подхода на практике, повышение эффективности учебной деятельности за счет грамотной постановки вопросов учебной темы. Развивать мыслительные, коммуникативные навыки; воспитывать коллективизм, самостоятельность в принятии решений, умение критически оценивать работу свою и коллег.

Результат

обучения

Учителя научатся различать вопросы высшего и низкого уровня, получат навыки задавать толстые и тонкие вопросы.

Ключевые

идеи

Зависит ли успех учащихся от умения учителя задавать вопросы? Какие именно вопросы следует задавать и почему? Почему учащиеся затрудняются задавать вопросы? Как можно сформировать у учащихся умение задавать вопросы?

Деятельность

(задания)

1. Приветствие. Психологический настрой на совместную работу. (1 минута).

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы проводим с Вами очередной коучинг. Я желаю Вам творческих успехов и мне бы хотелось, чтобы все, что Вы сегодня узнаете, Вы бы смогли с большим удовольствием применить на своих уроках.


2. Разминка. Просмотр мультфильма о целеустремлённом поросёнке. Деление на группы. (4 минуты).

- Назовите 3 качества героя мультфильма, необходимые современному учителю.





3. Знакомство с темой занятия. (3 минуты).

Ответьте на мои вопросы:

- Какая сегодня погода?

- Какое у Вас настроение?

- Связываете ли Вы свое настроение с погодой?

- Как Вы думаете, для чего я задала Вам вопросы?

- Сможете ли Вы сказать, о чем будет наш коучинг сегодня.

- Тема сегодняшнего коучинга «Развитие мышления через эффективное использование вопросов».

- Как Вы думаете, для чего мы задаем вопросы нашим ученикам, чему способствуют заданные нами вопросы?


4. Просмотр презентации «Развитие мышления через эффективное использование вопросов». (5-6 минут).

- Один из способов развития мышления в учебном процессе состоит в использовании вопросов разных типов. Важную мысль о разделении вопросов по сложности высказал еще Г. Лейбниц: «Можно даже сказать, что существуют темы, представляющие нечто среднее между идеей и предложением. Таковы вопросы, из которых некоторые требуют в качестве ответа только «да» или «нет»; такие вопросы ближе к предложению. Но есть также вопросы, в которых спрашивается об обстоятельствах дела и т. д., и которые требуют больших дополнений для превращения их в предложения».

- Работа Б. Блума «Таксономия образовательных задач» явилась полезным инструментом для оценки уровня развития мышления. Эта таксономия позволяет также отличать среди вопросов, которые мы задаем, вопросы «низшего» и «высшего» порядка. Так, на «нижнем» уровне окажутся вопросы, требующие узнать или извлечь из памяти факты и понять концепции или идеи. По мере продвижения к верхнему уровню появляются вопросы, требующие применения идей, анализа доказательств, синтеза нескольких идей для получения новых решений и оценки всего хода рассуждений. Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них.

- «Ромашка вопросов Блума». Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности Б. Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Шесть лепестков – шесть типов вопросов: простые, уточняющие, практические, интерпретационные, творческие, оценочные.


5. Работа в группах.

Задание 1. Прием «Яркий образ».

- Что такое тонкие и толстые вопросы?

Формативное оценивание работы групп «Сигнал рукой». (Большой палец руки вверх – нравится, палец в сторону – есть вопросы, палец вниз – не нравится).

Задание №2. Прием «Чтение с остановками». «Вопросы по уровням мышления». (5-7 минут).

  1. Чтение сказки Оскара Уальда «Роза и соловей». Чтение текста вслух с остановками каждой парой.

  2. Соотнесение предложенных вопросы согласно таксономии.

- Защита выполненных работ. Формативное оценивание работы групп «2 звезды и 1 желание».

- Существует понятие «Вопросы с низким входом и высоким потолком». Как вы это понимаете?

- Приведите примеры таких вопросов.


6. Обобщение:

- Как Вы думаете, для чего мы задаем вопросы нашим ученикам, чему способствуют заданные нами вопросы?

- Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем, и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них. Закрытые вопросы, направленные на проверку знания фактов и приемов решения проблем, безусловно, важны. Однако, если учащиеся не могут связать эти знания с более широкими понятиями, ценность таких вопросов снижается. Поэтому необходимо также использовать открытые вопросы для структурирования учебного материала.

7. Рефлексия «Пятерочка». (5 минут).

Учителям предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.


8. Д/з (1 минута).

- При подготовке уроков используйте постановку вопросов согласно таксономии Блума, задавайте не менее 6 вопросов высокого порядка на своем уроке.

«Можно получить ответ на любой вопрос, если вопрос задан правильно». Платон






Данное упражнение тонизирует, избавляет от напряжения и способствует смене деятельности, к тому же участники делятся на группы по наиболее выраженному у участников качеству (по 4 человека).


Слушаем высказывания учителей.

Целеполагание – педагоги сами ставят цели и задачи коучинга.
















Искусство задавания вопросов является очень важным:

* Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает школьников задавать свои собственные вопросы

* Школьники с большей вероятностью станут заниматься самостоятельно, потому что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы

* Школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения.
























Каждая группа рисует образ тонких или толстых вопросов. Комментируют свои работы.



Группам нужно разложить все вопросы по Таксономии Блума.




Умение различать вопросы разного порядка практическая необходимость для современного учителя.























Учителя рефлексируют свою деятельность на занятии. Желающие высказывают свое мнение о коучинге.

Ресурсы

1. «Руководство для учителя 1 уровня» - с.140-141.

2. Мультфильм о целеустремленном поросенке.

3. Презентация «Развитие мышления через эффективное использование вопросов».

4. Текст сказки О. Уальда «Соловей и роза».

5. Вопросы к сказке О. Уальда «Соловей и Роза».

6. Листы А-2, А-4, маркеры или фломастеры.