1. Упражнение на активизацию внимания. В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. (3 мин.) Разминка – «Ассоциация» Коуч предлагает участникам назвать ассоциации со словом рефлексия и поместить в корзину идей на стикерах. (5 мин.) 2. Информация. (презентация) А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека. - Очень часто, применяя тот или иной вид рефлексии, мы не анализируем свою деятельность и деятельность учащихся. Поэтому главной целью нашего занятия будет являться умение применять виды рефлексии для формирования рефлексивной культуры учащихся, умения анализировать свою деятельность. (5 мин.) Работа с материалами «Руководство для учителя», стр. 139-140 (15 мин.) «Критическое размышление над тем, чему научились ученики» через упражнение «Таблица-синтез». Приложение 1. При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья – при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить участникам читать в паре. Диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может впоследствии перерасти в умение вести диалог с текстом. Kлючевые моменты текста (сообщения) | На чем остановилось внимание? | Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (анализ) | | | | Вывод: …………………………………………………… Рекомендации тренера: 1. Предложите учащимся прочесть текст, используя данную таблицу. Заполненная таблица может войти в портфолио учащегося и быть оценена отдельно. Пусть учащиеся прочтут текст, заполнив левую часть таблицы. 2. После обсуждения ключевых моментов текста попросите учащс ихся заполнить вторую и третью часть таблицы. Наверняка окажется, что у детей будут разные записи, разные мотивы, разные интерпретации. Это позволит выйти на обсуждение самых разных аспектов и уровней текста. 3. Предоставьте учащимся время для написания собственного вывода (небольшого эссе) по поводу текста. Со временем учащиеся привыкнут не только читать, но читать критически, вести диалог с текстом, анализировать свое отношение к содержанию. 3. Практика. (всего 47 мин.) Работа в группах (27 мин.) Используя ресурсы раздаточного материала, стр. 285-305 составить по 3 задания (1 задание – по уроку ЕМЦ, 2 задание – по уроку ОГЦ, 3 задание – по уроку развивающего цикла) к каждому этапу урока через призму 5 особенностей критического мышления учеников. 1 группа: этап актуализации опорных знаний. 2,3 группы: этап изучения новой темы 4,5 группы: этап закрепления новых знаний. Промежуточная музыкальная разминка (5 мин.) Презентация работ (15 мин.) 4. Обратная связь. (15 мин.) Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Наша цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Завершим занятие через приём «Шесть шляп мышления Эдварда де Бонно» 1 группа: Белая шляпа (Информация. Факты) 2 группа: Жёлтая шляпа (Оптимизм) 3 группа: Чёрная шляпа (Пртиворечия) 4 группа: Красная шляпа (Чувства. Эмоции) 5 группа: Зелёная шляпа (Творчество. Креатив.) 6 группа (по одному эксперту с каждой группы): Синяя шляпа (Выводы. Оценка) |