СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коучинг Использование критического мышления в преподавании. Рефлексивная культура учащихся.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критическое  мышление  предполагает  готовность  к  воображению.

Просмотр содержимого документа
«Коучинг Использование критического мышления в преподавании. Рефлексивная культура учащихся.»

Неделя

День 12

Дата

Тренер

Место проведения


Занятия 2: Использование критического мышления в преподавании. Рефлексивная культура учащихся.

Цель:


Учителя определят основные методы развития критического мышления в процессе обучения, определят понятие «рефлексия», научаться применять на практике приёмы рефлексии.

Результат:


Учителя разработают три задания по предметам, способствующих развитию критического мышления .

Ключевая идея:

Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других, что способствует развитию рефлексивной культуры учащихся.

Ход тренинга

Занятия 1

9.00-10.30

1. Упражнение на активизацию внимания.

В одной притче говорится:

“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. (3 мин.)

Разминка – «Ассоциация»

Коуч предлагает участникам назвать ассоциации со словом рефлексия и поместить в корзину идей на стикерах. (5 мин.)

2. Информация. (презентация)

А что же такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием.

Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

- Очень часто, применяя тот или иной вид рефлексии, мы не анализируем свою деятельность и деятельность учащихся. Поэтому главной целью нашего занятия будет являться умение применять виды рефлексии для формирования рефлексивной культуры учащихся, умения анализировать свою деятельность. (5 мин.)

Работа с материалами «Руководство для учителя», стр. 139-140 (15 мин.)

«Критическое размышление над тем, чему научились ученики» через упражнение «Таблица-синтез». Приложение 1.

При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья – при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить участникам читать в паре. Диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может впоследствии перерасти в умение вести диалог с текстом.

Kлючевые моменты текста (сообщения)

На чем остановилось внимание?

Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (анализ)




Вывод: ……………………………………………………

Рекомендации тренера:

1. Предложите учащимся прочесть текст, используя данную таблицу. Заполненная таблица может войти в портфолио учащегося и быть оценена отдельно. Пусть учащиеся прочтут текст, заполнив левую часть таблицы.

2. После обсуждения ключевых моментов текста попросите учащс ихся заполнить вторую и третью часть таблицы. Наверняка окажется, что у детей будут разные записи, разные мотивы, разные интерпретации. Это позволит выйти на обсуждение самых разных аспектов и уровней текста.

3. Предоставьте учащимся время для написания собственного вывода (небольшого эссе) по поводу текста.

Со временем учащиеся привыкнут не только читать, но читать критически, вести диалог с текстом, анализировать свое отношение к содержанию.

3. Практика. (всего 47 мин.)

Работа в группах (27 мин.)

Используя ресурсы раздаточного материала, стр. 285-305 составить по 3 задания (1 задание – по уроку ЕМЦ, 2 задание – по уроку ОГЦ, 3 задание – по уроку развивающего цикла) к каждому этапу урока через призму 5 особенностей критического мышления учеников.

1 группа: этап актуализации опорных знаний.

2,3 группы: этап изучения новой темы

4,5 группы: этап закрепления новых знаний.

Промежуточная музыкальная разминка (5 мин.)

Презентация работ (15 мин.)

4. Обратная связь. (15 мин.)

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Наша цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Завершим занятие через приём «Шесть шляп мышления Эдварда де Бонно»

1 группа: Белая шляпа (Информация. Факты)

2 группа: Жёлтая шляпа (Оптимизм) 

3 группа: Чёрная шляпа (Пртиворечия)

4 группа: Красная шляпа (Чувства. Эмоции)

5 группа: Зелёная шляпа (Творчество. Креатив.)

6 группа (по одному эксперту с каждой группы): Синяя шляпа (Выводы. Оценка)



Приложение 1. «Таблица-синтез».

При первом восприятии текста заполните первые две графы, а третью – при просмотре содержания первых двух

Kлючевые моменты текста (сообщения)

На чем остановилось внимание?

Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (анализ)









Вывод: ……………………………………………………



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!