Дата проведения коучинга: 21.01.2016
Коуч: Никулина М.В.
Тема коучинга: Таксономия Блума – модель навыков критического мышления
Smart-цели:
участники коучинга к концу коучинга:
определяют качества критически мыслящего человека
знают модель таксономии Блума
рефлексируют уровень критического мышления свой собственный и учеников
Коуч помнит что:
задания должны иметь практическую направленность, чтобы потом эти приёмы применять на уроке;
применять вопросы высокого порядка
используется обратная связь
создаются условия для рефлексии
Ход коучинга:
Деление на группы 1 мин (4)
Ведущий встречает всех конфетами. По фантику определяется группа. Организуется 3 группы по 5 человек.
Знакомство, настрой на совместную работу 3 мин (3)
Участники встают в круг. Ведущий просит выбрать стикер (всего два цвета стикеров). Один цвет соответствует оптимисту, второй пессимисту. Каждый участник начиная с ведущего называет своё имя, оптимист он или пессимист и высказывает свой настрой или мнение по поводу сегодняшнего семинара. Например: «Я Марианна, я оптимист. И в сегодняшнем дне я вижу плюс в том, что мне не нужно учить маленьких детей, а напротив общаться со взрослыми, образованными людьми» или «Я Марианна, я – пессимист и сегодняшний семинар отнял у меня много времени на подготовку».
Определение темы коучинга 3 мин (7)
Посмотрите на слайд. Подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на эти изображения. Учтите при этом знания новых подходов. Участники рассуждают. Ведущий подводит их к основным понятиям: Таксономия Блума и критическое мышление. Объявляется тема коучинга «Таксономия Блума – модель навыков критического мышления».
«Поговорим о критическом мышлении» 11 мин (18)
Критическое мышление одно из важных понятий современного образования. Вот что написано в руководстве для учителя второго уровня:
Качества противоположные качествам критического мышления:
Мы с вами ставим перед собой задачу развивать в наших учениках, а значит, прежде всего, в себе качества критически мыслящего человека. Давайте обсудим, какими качествами обладает критически мыслящий человек.
Работа в группах 5 минут. Результат работы постер, на котором собраны качества КМ человека. От каждой группы выступает 1 спикер.
Ведущий выслушивает, обобщает информацию и предлагает на слайде обобщённый результат:
Критическое мышление – есть желание и умение оценить своё мышление и предполагает развитие намерения быть
Свойства критического мыслителя (из конспекта):
появляются на доске по одному, каждое обсуждаем.
ищет ясности и точности
осторожный и активный наблюдатель
задаёт уместные вопросы
КМ как пожизненный процесс самооценки
принимает убеждения других
получает удовольствие от процесса обучения
не торопится с выводами (больше фактов)
принимает недостаток знаний
любопытство
различать факты и мнения
активно делится новыми знаниями
хочет проверять убеждения, предположения, мнения
скромность (интеллигентность)
рефлексивность
Поговорим о таксономи Блума 20-22 мин (38-40)
? Как могут развивать своё критическое мышление учителя?
Критическое мышление учителя развивается в основном через рефлексию, а КМ учеников разными методами в том числе через таксономию Блума. На данный момент все знают или слышали о таксономии Блума. Это широко используемая иерархическая модель навыков мышления, в рамках которой можно рассматривать и критическое мышление.
Рассмотрим пирамиду, предложенную Блумом (оригинальную), а затем пересмотренную в 2001 году учёными Андерсоном и Крэтволом. Определяем схожесть и различия.
На уроке задействуются (как правило) три нижних уровня таксономии, а верхние зачастую используются (в лучшем случае)в домашнем задании.
Каждый участник коучинга получает листок с «расшифровкой» уровней. Знакомится с содержимым. Согласны вы с тем, как задания разнесены по уровням.
Работа в группах:
группы получают задания по физике
определить к какому уровню они относятся
участники должны вырезать полоску с заданием и вклеить его в соответствующий уровень таксономии.
оглашение результата спикерами. Каждый ответ сравнивается с другими группами.
Работа в парах:
?Учителя имеют богатый арсенал стратегий и методов для развития КМ. Полезно регулярно задавать себе вопрос: «А какого уровня задания по таксономии Блума использую я в своих уроках».
деление на пары в произвольном порядке
каждая пара получает свой уровень таксономии
за 3 минуты составьте три задания или вида работы на стикерах, соответствующие вашему уровню таксономии
оглашение результата у доски, прилепить стикеры к доске.
Если на оглашение результата не остаётся времени, то перенести его на 3 часть семинара.
Нацеливание на урок 2 мин (42)
Вы по парам уже получили свой уровень таксономии Блума. Приглашая вас на урок, мы просим вас ответить только на один вопрос: На каком этапе урока, в каком задании Вы увидели применение данного уровня таксономии Блума? Насколько эффективен был использованный приём? Чтобы вам было удобно, я даю вам бланк для работы.
ИДЁМ НА УРОК в 47 кабинет. ВЕЩИ ВЗЯТЬ С СОБОЙ
После урока
Я: Спасибо вам за наблюдения. Вы увидели, как на уроке реализованы различные уровни мышления по таксономии Блума, как эти задания способствуют развитию КМ.
Я предлагаю вам в качестве рефлексии определить свой уровень критического мышления как учителя. Раздаются стикеры 6 цветов на каждый уровень таксономии Блума. Учителя продолжают фразу: При планировании и проведении урока…
я знаю… я понимаю…я применяю…я анализирую…я оцениваю…я создаю…
Стикеры приклеиваются на определённый уровень пирамиды
Слово Подшиваловой Н.А.
Успехов!