СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коучинг- тренинг «Методика проведения наблюдения в классе. Структурированные» и «неструктурированные» таблицы наблюдений».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коучинг разработан для работы с учителями.На занятие  учителя  знакомятся с структурированным  и неструктурированным наблюдение на занятия.Чем отличаются структурированное и неструктурированное наблюдения? Когда и с какой целью можно вести структурированное наблюдении? 

Просмотр содержимого документа
«Коучинг- тренинг «Методика проведения наблюдения в классе. Структурированные» и «неструктурированные» таблицы наблюдений».»


Коучинг- тренинг:

«Методика проведения наблюдения в классе. Структурированные» и «неструктурированные» таблицы наблюдений».

Учитель начальных классов, школьный тренер Чирова Л.А


Цель: Применение структурированного и неструктурированного наблюдения за учащимися и учителями.

Ожидаемые результаты:

Знают

  • Определение «наблюдение»;

  • Сущность наблюдения;

  • Виды наблюдения: структурированное и неструктурированное;

  • Об эффективности метода наблюдения

Участники смогут:

  • Актуализировать свои знания по проблеме;

  • Вести структурированное и неструктурированное наблюдение на занятия

Этапы мероприятия

Деятельность обучающихся

Ресурсы

Доказательства успеха

Психологический настрой

Упражнение «Нарисуй своё имя»

Цель: расширить представление о себе.


Взяв карандаши и бумагу, участники располагаются в любом удобном месте аудитории. На листе бумаги им предстоит нарисовать образ собственного имени в аллегорической форме так, как они себе его представляют. После того, как все закончили рисовать, каждый участник презентует свой рисунок.

Бумага, цветные карандаши.

фото

Деление на группы


Упражнение "Электрическая цепь"

фото

Инструктаж: Карта наблюдения за педагогом, проводящим учебное занятие.

Для выполнения задания члены фокус-группы проводят наблюдение за учителем, проводящим занятие.

Карта наблюдения за педагогом

фото

Психологический тест «Насколько Вы наблюдательны?» (Приложение 1)

Данный тест покажет, насколько члены коучинга наблюдательны. В каждом вопросе учителя выбирают один из вариантов ответа. 

Затем по таблице подсчитывают количество баллов и определяют, насколько каждый из тестируемых наблюдателен.

Тест, таблица подсчетов баллов, результаты теста.

Тесты с ответами обучающихся.

Вызов «Мозговой штурм»

- Что такое наблюдение?

- Какие виды наблюдения вы знаете?


Обучающиеся делятся мнением со своими коллегами (рассуждают по вопросам).



Осмысление:

А) Метод «Ассоциация». Формативное оценивание

Виды наблюдений


Б) «Мозговой штурм»

- Чем отличаются структурированное и неструктурированное наблюдения?

- Когда и с какой целью можно вести структурированное наблюдении? Неструктурированное?


По форме организации

Структурированное наблюдение – проводится по заранее подготовленному плану и формализованным документам.

Неструктурированное наблюдение – проводится с пользованием лишь общего принципиального плана, результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.


В) Инсерт (Чтение с пометками)

Работа с текстами.

Обсуждение в паре, группе.


Учителя группы сначала индивидуально, затем в группе определяют виды наблюдений.





Канцелярия


Оценочный лист

«Ассоциативный куст» разработанный учителями


Анализ и оценка наблюдения.

1) В конце занятия на основании собранных данных наблюдения необходимо учителю, ведущему занятие, дать оценку степени выраженности каждой из характеристик по семибалльной шкале, обведя кругом соответствующую цифру в столбце “Балл”.

2) Результаты неструктурированного наблюдения за членом группы.

После заполнения карты наблюдения проводится количественное обобщение результатов. Для этого необходимо просуммировать все баллы и проинтерпретировать их, используя следующий ключ.

45-49 баллов – очень высокая оценка.

44-35 баллов - высокая оценка.

34-20 баллов – средняя оценка.

19-11 баллов - низкая оценка.

10-7 - очень низкая оценка

Лист- опросник.

Критерии обработки материалов опросника

Раздаточный материал.

Оценочный лист


Заполненный лист- опросник


Рефлексия.

«Синквейн»

Участники занятия составляют «Синквейн».



Домашнее задание: провести наблюдение за учеником в классе и посетить урок коллеги и провести наблюдение за учителем; заполнить листы протокола наблюдений.










2 занятие




10 минут

Упражнение высокой активности

«Электрическая цепь»




30 минут

Сущностная характеристика культуры

Задание 1. Что такое культура?

Стратегия «Автобусная остановка» по 5-7 минут на каждую остановку.

Важной предварительной задачей для учащихся и учителей является отражение понятия концепции «культура».

1. «Что такое культура?» Включите все аспекты, которые могли бы составить понятие «культура».

2. Как вы можете классифицировать то, что написали? Группы пытаются предложить свои категории на слова, которые ассоциируются у них с культурой (подсказки при необходимости: ценности и перспективы, нормы поведения, культурные ценности / культурная продукция - это обычная категоризация, но будет лучше, если они находят свои собственные слова). Обсудите это в группах и в общей дискуссии.


Школьная культура. Атмосфера в школе и классе


Записывают свои идеи и обсуждают их в группе (группе не повторять написание понятий).

















Рассматривают и заполняют таблицу


Флипчарт, для каждой группы один цвет маркера.

10 минут

Работа в парах

Что такое культурная активность?

(взаимообмен полученных

результатов с другой парой учителей)



Обсуждают в парах,

Обмениваются данными


анкета

5 мин. на подготовку;

1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Рефлексия

Метод «Ресторан» (ресурс активные методы обучения)
тренер предлагает представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточках и приклеивают на лист флипчарта, комментируя.


лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки





































Приложение 1

Тест "Наблюдательность"

   Данный тест покажет то, насколько Вы наблюдательны. В каждом вопросе выберите один из вариантов ответа. 
   1. Вы заходите в какую-то организацию: 
   а) обращаете внимание на расположение столов и стульев; 
   б) обращаете внимание на точное расположение предметов;
   в) разглядываете, что висит на стенах. 
   2 Встречаясь с человеком, вы: 
   а) смотрите ему только в лицо; 
   б) незаметно оглядываете его с ног до головы; 
   в) обращаете внимание лишь на отдельные части лица (глаза, нос...). 
   3. Что вам запоминается из увиденного пейзажа: 
   а) цвета; 
   б) небо; 
   в) чувство радости или грусти, охватившее вас тогда. 
   4. Когда вы утром просыпаетесь, то: 
   а) сразу же вспоминаете, что вам предстоит делать; 
   б) вспоминаете, что вам снилось; 
   в) обдумываете, что произошло вчера. 
   5. Когда вы садитесь в общественный транспорт, то: 
   а) проходите вперед, ни на кого не глядя; 
   б) разглядываете тех, кто стоит рядом; 
   в) обмениваетесь словом-другим с теми, кто к вам ближе всего. 
   6. На улице вы: 
   а) наблюдаете за транспортом; 
   б) смотрите на фасад домов; 
   в) наблюдаете за прохожими. 
   7. Когда вы смотрите на витрину, то: 
   а) интересуетесь лишь тем, что может вам пригодиться; 
   б) смотрите и на то, что вам в данный момент не нужно; 
   в) несколько раз внимательно рассматриваете каждый предмет. 
   8. Если дома вам нужно что-то найти, то вы: 
   а) сосредоточиваетесь на том месте, где, как вы предполагаете, могли оставить этот предмет; 
   б) ищете везде; 

  в) просите других помочь вам. 
9. Рассматривая старый групповой снимок ваших близких, друзей, вы: 
   а) волнуетесь; 
   б) вам становится смешно; 
   в) вы пытаетесь узнать тех, кто снят. 
   10. Представьте, что вам предложили сыграть в азартную игру, которую вы не знаете. Вы: 
   а) пытаетесь научиться в нее играть и выигрывать; 
   б) отказываетесь от этой затеи через какое-то время; 
   в) вообще не играете. 
   11. Вы кого-то ждете в парке и: 
   а) внимательно наблюдаете за теми, кто рядом с вами; 
   б) читаете газету; 
   в) о чем-то мечтаете (думаете). 
   12. В звездную ночь вы: 
   а) пытаетесь разглядеть созвездия; 
   б) просто смотрите на небо; 
   в) вообще не смотрите. 
   13. Читая книгу, вы: 
   а) помечаете карандашом то место, до которого дошли; 
   б) оставляете закладку;
   в) доверяете своей памяти. 
   14. О своих соседях вы помните: 
   а) их имя и отчество; 
   б) их внешность; 
   в) ни то, ни другое. 
   15. Оказавшись перед сервированным столом: 
   а) восхищаетесь его изысканностью; 
   б) проверяете, все ли на месте; 
   в) смотрите, все ли стулья стоят как нужно. 
   


- Подсчитайте ваш результат по таблице. 
От 150 до 100 очков. Бесспорно, вы чрезвычайно наблюдательны. Вместе с тем вы способны анализировать и самого себя, свои поступки. Вы в состоянии с замечательной точностью оценить другого человека. 
От 99 до 75 очков. У вас достаточно развита наблюдательность, но все же при оценке вас иногда подводит предубежденность. 
От 74 до 45 очков. Вас не слишком интересует то, что скрывается за внешностью, манерой поведения других. Хотя в общении у вас не возникает сколько-нибудь серьезных психологических проблем. 
Менее 45 очков. Вас абсолютно не интересуют сокровенные мысли тех, кто рядом с вами. Вы слишком заняты, вам некогда анализировать даже собственные поступки, не то что чужие. Вы не обидитесь, если вас будут считать эгоистом?


  Вопрос/ответ


   А


   Б


   В


   1


   3


   10


   5


   2


   5


   10


   3


   3


   10


   5


   3


   4


   10


   3


   5


   5


   3


   5


   10


   6


   5


   3


   10


   7


   3


   5


   10


   8


   10


   5


   3


   9


   5


   3


   10


   10


   10


   5


   3


   11


   10


   5


   3


   12


   10


   5


   3


   13


   10


   5


   3


   14


   10


   3


   5


   15


   3


   10


   5


































Приложение 2

Таблица 1. Карта наблюдения за педагогом, проводящим учебное занятие


Положительная характеристика

Балл

Отрицательная характеристика

Примеры

Доброжелательность

7 6 5 4 3 2 1

Недоброжелательность



Заинтересованность

7 6 5 4 3 2 1

Безразличие



Поощрение инициативы обучаемых

7 6 5 4 3 2 1

Подавление инициативы


Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски»)

7 6 5 4 3 2 1

Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)


Активность (все время в общении, держит обучаемых «в тонусе»)

7 6 5 4 3 2 1

Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)


Гибкость (видит и быстро разрешает возникшие проблемы, конфликты)

7 6 5 4 3 2 1

Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя)


Дифференцированность (индивидуальный подход в общении)

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие дифференцированности (нет индивидуального подхода)




После заполнения карты наблюдения проведите количественное обобщение результатов. Для этого необходимо просуммировать все баллы – отдельно для наблюдения за собой и за другим студентом или педагогом – и проинтерпретировать их, используя следующий ключ.

45-49 баллов – очень высокая оценка.

44-35 баллов - высокая оценка.

34-20 баллов – средняя оценка.

19-11 баллов - низкая оценка.

10-7 - очень низкая оценка.


На основании результатов наблюдения составляется заключение. В нем необходимо проанализировать Ваши психологические особенности, значимые для выполнения педагогической деятельности. Характеристика представляет собой ответы на ряд приведенных ниже вопросов и структурирована согласна следующему плану.


Карта наблюдения за педагогом

Инструкция

Для выполнения задания Вам необходимо провести инаблюдение за другим студентом-практикантом или педагогом во время занятия, на котором Вы будуте присутствовать. Перед началом занятия внимательно изучите те пары психологических характеристик активности педагога, которые включены в карту наблюдения в столбцах “Положительная характеристика” и “Отрицательная характеристика”. Во время занятия Вам необходимо заполнить столбец карты наблюдения “Примеры”. В нем вы кратко описываете конкретные случаи и детали занятия, которые, на Ваш взгляд, относятся к каждой из семи обозначенных в карте характеристик. Необходимо составить возможно более детальное, точное и безоценочное описание того, что Вы наблюдаете во время занятия. После занятия на основании собранных данных наблюдения необходимо дать оценку степени выраженности каждой из характеристик по семибалльной шкале, обведя кругом соответствующую цифру в столбце “Балл”.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс