СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Кожа - особенный орган"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уро-иследование по теме "Кожа". Цель урока: Формирование ценностного отношения к ЗОЖ и экологического сознания личности через осмысление функционального значения кожи.

Просмотр содержимого документа
«"Кожа - особенный орган"»

ПРОЕКТ урока биологии 8 класс

Учитель:

Тема урока: Кожа – особенный орган.

Цель урока: Формирование ценностного отношения к ЗОЖ и экологического сознания личности через осмысление функционального значения кожи.

Мировоззренческая идея: кожа выполняет здоровьесберегающую функцию

Планируемые образовательные результаты.

Ученик по окончании изучения темы:

- раскрывает сущность понятий «эпидермис», «дерма», «гиподерма», «меланин»;(ПР)

- различает и называет структурные части кожи;(ПР)

- соотносит функции со строением;(МР)

- объясняет механизм самообновления кожи;(ПР)

- проводит наблюдения и диагностику под руководством учителя;(МР)

- проявляет устойчивую учебно-познавательную мотивацию;(ЛР)

- проявляет активность в выполнении заданий;(ЛР)

- обосновывает здоровьесберегающую функцию кожи;(ЛР)

- выполняет учебные задачи в сотрудничестве;(ЛР)

- анализирует результаты наблюдений и диагностики.(МР)

Программные требования:

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

результаты

-устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;

-ценностное отношение к своему здоровью.

- Регулятивные - волевая саморегуляция на протяжении всего урока, организует рабочее место, планирует, рефлексирует, оценивает свою деятельность.

Познавательные-анализирует, структурирует знания, строит речевое высказывание.

Коммуникативные - умеет слушать и отвечать на вопросы учителя, находит общее решение; учитывает разные мнения и умеет обосновывать своё, умеет работать в группе.

- знает особенности строения и функций кожи; гигиенические требования по уходу за кожей;

-умеет обосновывать связь строения органа с выполняемыми функциями;

-владеет приемами диагностики состояния организма по ногтям;



Программное содержание: строение и функции кожи.

Основные понятия: эпидермис, дерма, гиподерма, меланин.

План изучения нового материала:

  1. Строение кожи

  2. Функции кожи

  3. Наблюдения и диагностика

Технология интерактивного обучения

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-исследование

Мизансцена: парты по кругу группами на 5 человек (три группы)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, инструктивные карты, лупы, презентация, доска, мел

Домашнее задание: 1) составление синквейна со словом «кожа», или 2) найти интересную информацию о коже и её производных (с записью в тетрадь), или 3) найти информации о какой-либо болезни кожи по плану: название, симптомы, причины возникновения, способы лечения (с записью в тетрадь)



Технологическая карта хода урока

Планируемые

результаты

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)


Приветствует учащихся, настраивает на работу, создает условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность.

Приветствуют учителя стоя.

II.ВВОДНЫЙ ЭТАП (10 мин.)









Проявляют

интерес к изучаемой теме


Формулирует своё мнение по изучаемой теме



Планируют предстоящую деятельность с помощью учителя

Вводное слово внешней красоте человека и ее составляющих.

Задача: О каком органе идет речь?

Назовите тему урока.


Вводная беседа.

- Почему кожа – показатель красоты?

- Какая кожа является красивой?

- Что вы знаете о функциях кожи?

- Можно ли по внешнему состоянию кожи определить здоровье человека?

- Может ли человек жить без кожи?

Главный вопрос урока:

Почему человек не может жить без кожи?

- Что нам нужно знать о коже и её работе, чтобы ответить на главный вопрос урока?


Распределение заданий между группами

Задание 1-й группе: строение и функции эпидермиса

Задание 2-й группе: строение и функции дермы

Задание 3-й группе: строение и функции гиподермы


Приложение 1.



Запись темы в тетрадь






Фронтально


Запись в тетрадь

Высказывают своё мнение



Знакомство с материалами рабочих папок


III. ОСНОВНОЙ (ОБУЧАЮЩИЙ) ЭТАП (15 мин.)

раскрывает сущность понятий «дерма», «эпидермис», «гиподерма

-активно взаимодействует с участниками образовательного процесса;

-анализирует информацию учебника;

-организует самостоятельную работу;

-осознают необходимость соблюдения гигиенических правил ухода за кожей

Практическая работа в группах

Учащиеся в группе распределяют обязанности между собой

Работа 1-й группы: дать определение понятия эпидермис; определить местонахождение и функцию меланина; заполнить схему строения кожи, указать в рисунке слой эпидермиса; выполнить практическую работу по инструктивной карточке1; выполнить диагностику ногтей по инструктивной карточке2.

Работа 2-й группы: дать определение понятия дерма; определить функцию желез; определить функцию мышц; заполнить схему строения кожи; указать в рисунке слой дермы и её составляющие.

Работа 3-й группы: дать определение понятия гиподермы; определить местонахождение и функцию жирового слоя; заполнить схему строения кожи; указать в рисунке слой гиподермы.

Учащиеся договариваются о презентации, распреде-ляют между собой обязанности





Сопоставляют с рисунком и текстом учебника.

Инструктивные карточки 1,2


Продукт деятельности:

схема строения кожи; рисунок кожи (приложения 3,4)





IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (10 МИН.)


-самооценивает;

-сопоставляет строение с функциями.


Презентация результатов и продуктов деятельности малых групп, коллективное обсуждение

Презентация 1 группы:

-схема строения кожи

-рисунок кожи

-проведение диагностики по ногтям

-самообновление эпидермиса

Презентация 2 группы:

-схема строения кожи

-рисунок кожи

-работа желез

-работа мышц

Презентация 3 группы:

-схема строения кожи

-рисунок кожи

-функции жирового слоя







Вопросы задают представители других групп

фронтально



V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (10 МИН.)


-приводит доказательства необходимости ухода за кожей;

-обосновывает здоровьесберега-ющую функцию кожи;

Обобщающая беседа:

- Можем ли мы ответить теперь на главный вопрос урока: Почему человек не может жить без кожи?

Рефлексия. Продолжи любую фразу:

«Я сегодня узнал…..», «Для меня было новым, то что….», «Мне было не понятно….», « Я расскажу (кому) о полученных знаниях»

Благодарит за сотрудничество.


Фронтально



































ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Кожа – особенный орган.



Карточка для актуализации знаний учащихся.

На доске написан основополагающий вопрос: «Что такое красота?»

Учащимся предлагается рассказать, используя подсказки, о каком органе человеческого тела пойдет речь на этом уроке?



Утверждения-подсказки:



  • Это самый тяжелый орган человеческого тела со многими функциями.

  • Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает (2кг.700гр.)

  • Его называют «зеркалом здоровья и болезни».

  • Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

  • Этот орган тесно связан с нервной системой, в нем заложены многочисленные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения (250 тысяч «холодовых» и 30 тысяч «тепловых» рецепторов).

  • Этот орган формирует особые образования – ногти.

  • На этом органе находится около 250 тысяч волос.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инструктивная карточка 1.

1 часть. С помощью лупы рассмотрите тыльную сторону руки.

Что увидели? Обратите внимание, что из пор выходят стержни волос, что поры на коже образуют ромбы и треугольники, а ограниченная ими поверхность блестит. Сделайте выводы, ответьте на вопросы: 1. Куда ведут поры, из которых выходят стержни волос? 2. Почему блестят участки кожи? Сопоставьте свои выводы с выводами слайда. Внесите исправления.



2 часть. С помощью лупы рассмотрите ладонную сторону руки.

Что увидели? Сформулируйте выводы, ответьте на вопросы: 1. куда ведут отверстия пор, свободные от стержней волос? 2. Почему ладонь часто потеет, а тыльная сторона кисти – практически никогда? Сопоставьте свои выводы с выводами слайда. Внесите исправления.











Инструктивная карточка 2.

Диагностика здоровья по ногтям.



Рассмотрите свои ногти. Здоровые ногти имеют слегка выпуклую форму, гладкую блестящую поверхность и розовую окраску.



Оцените их состояние: цвет, форма и поверхность могут свидетельствовать о здоровье и болезни человека. Появление поперечных белых крапин, пятен, полосок показывают на неполадки в соответствующем органе (в случаях отсутствия механических или других повреждений ногтей).



На Древнем Востоке считали, что каждый палец имеет непосредственное отношение к какому-либо органу (подтверждено современными диагностиками), поэтому изменения ногтей могут сигнализировать о неполадках в органе:

  • Большой палец связан с мозгом,

  • Указательный отвечает за функцию легких и дыхательной системы,

  • Средний отражает состояние кишечника,

  • Безымянный рассказывает о почках,

  • Мизинец дает представление о неполадках в работе сердца и сердечно-сосудистой системы в целом.































ПРИЛОЖЕНИЕ 3







КОЖА





ЭПИДЕРМИС ДЕРМА ГИПОДЕРМА



  1. 1. 1.



  1. 2. 3.

















































































ПРИЛОЖЕНИЕ 4















Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось… и т.д.





«БЛАГОДАРЮ»

В конце урока  предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.