КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС «Устное народное творчество. Древнерусская литература» 1в
1. Выпишите жанры устного народного творчества: роман, былина, сказка, загадка, рассказ, закличка, потешка, предание, лирическое стихотворение, басня, пословица, трагедия, поговорка.
2.Дайте определение. Былина -
3.Назовите 5 героев былин
4.Какие былинный циклы вы знаете. Назовите особенности былин разных циклов. Заполните таблицу:
5.Соберите пословицы:
Дерево держится корнями | неблагодарность – худший из пороков (англ.) |
Лучше есть свой чёрствый хлеб, | если тебе сделали добро – расскажи (араб.) |
Венец мужества - | выполняй быстро (англ.) |
Обещай медленно, | чем просить у других (кит.) |
Благодарность – малейшая из добродетелей, | а человек – родственниками (абхаз.) |
Если ты сделал добро – скрой, | скромность (араб.) |
6.Когда существовала древнерусская литература?
7.Что обозначают слова, упоминающиеся в древнерусских текстах (подберите современные слова-синонимы):
Чтить –
Целовать крест – Сирый -
8. В каком тексте и чему учит своих детей и потомков Вдадимир Мономах?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС «Устное народное творчество. Древнерусская литература» 1в
1. Выпишите жанры устного народного творчества: роман, былина, сказка, загадка, рассказ, закличка, потешка, предание, лирическое стихотворение, басня, пословица, трагедия, поговорка.
2.Дайте определение. Былина -
3.Назовите 5 героев былин
4.Какие былинный циклы вы знаете. Назовите особенности былин разных циклов. Заполните таблицу:
5.Соберите пословицы:
Дерево держится корнями | неблагодарность – худший из пороков (англ.) |
Лучше есть свой чёрствый хлеб, | если тебе сделали добро – расскажи (араб.) |
Венец мужества - | выполняй быстро (англ.) |
Обещай медленно, | чем просить у других (кит.) |
Благодарность – малейшая из добродетелей, | а человек – родственниками (абхаз.) |
Если ты сделал добро – скрой, | скромность (араб.) |
6.Когда существовала древнерусская литература?
7.Что обозначают слова, упоминающиеся в древнерусских текстах (подберите современные слова-синонимы):
Чтить –
Целовать крест – Сирый -
8. В каком тексте и чему учит своих детей и потомков Вдадимир Мономах?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС «Устное народное творчество. Древнерусская литература» 1в
1. Выпишите жанры устного народного творчества: роман, былина, сказка, загадка, рассказ, закличка, потешка, предание, лирическое стихотворение, басня, пословица, трагедия, поговорка.
2.Дайте определение. Былина -
3.Назовите 5 героев былин
4.Какие былинный циклы вы знаете. Назовите особенности былин разных циклов. Заполните таблицу:
5.Соберите пословицы:
Дерево держится корнями | неблагодарность – худший из пороков (англ.) |
Лучше есть свой чёрствый хлеб, | если тебе сделали добро – расскажи (араб.) |
Венец мужества - | выполняй быстро (англ.) |
Обещай медленно, | чем просить у других (кит.) |
Благодарность – малейшая из добродетелей, | а человек – родственниками (абхаз.) |
Если ты сделал добро – скрой, | скромность (араб.) |
6.Когда существовала древнерусская литература?
7.Что обозначают слова, упоминающиеся в древнерусских текстах (подберите современные слова-синонимы):
Чтить –
Целовать крест – Сирый -
8. В каком тексте и чему учит своих детей и потомков Вдадимир Мономах?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС «Устное народное творчество. Древнерусская литература» 2в
1. Выпишите жанры устного народного творчества: роман, былина, сказка, загадка, рассказ, закличка, потешка, предание, лирическое стихотворение, басня, пословица, трагедия, поговорка
2.Дайте определение. Предание-
3.Назовите 5 героев былин
4.Какие былинный циклы вы знаете. Назовите особенности былин разных циклов. Заполните таблицу:
5.Соберите пословицы:
Если ты сделал добро – скрой, | не знаешь – так послушай других (вьет.) |
Как поступишь с другими, | тот долго живёт (яп.) |
Знаешь – говори, | сам состаришься (яп.) |
Конь узнается в скачке, | человек – в делах (казах.) |
Кто людей любит, | так поступят с тобой (асс.) |
Не смейся над старым, | если тебе сделали добро – расскажи (араб.) |
6.Когда существовала древнерусская литература?
7.Что обозначают слова, упоминающиеся в древнерусских текстах (подберите современные слова-синонимы):
Леность
Вдовица – Преставиться –
8. В каком тексте и чему учит своих детей и потомков Вдадимир Мономах?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС «Устное народное творчество. Древнерусская литература» 2в
1. Выпишите жанры устного народного творчества: роман, былина, сказка, загадка, рассказ, закличка, потешка, предание, лирическое стихотворение, басня, пословица, трагедия, поговорка
2.Дайте определение. Предание-
3.Назовите 5 героев былин
4.Какие былинный циклы вы знаете. Назовите особенности былин разных циклов. Заполните таблицу:
5.Соберите пословицы:
Если ты сделал добро – скрой, | не знаешь – так послушай других (вьет.) |
Как поступишь с другими, | тот долго живёт (яп.) |
Знаешь – говори, | сам состаришься (яп.) |
Конь узнается в скачке, | человек – в делах (казах.) |
Кто людей любит, | так поступят с тобой (асс.) |
Не смейся над старым, | если тебе сделали добро – расскажи (араб.) |
6.Когда существовала древнерусская литература?
7.Что обозначают слова, упоминающиеся в древнерусских текстах (подберите современные слова-синонимы):
Леность
Вдовица – Преставиться –
8. В каком тексте и чему учит своих детей и потомков Вдадимир Мономах?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС «Устное народное творчество. Древнерусская литература» 2в
1. Выпишите жанры устного народного творчества: роман, былина, сказка, загадка, рассказ, закличка, потешка, предание, лирическое стихотворение, басня, пословица, трагедия, поговорка
2.Дайте определение. Предание-
3.Назовите 5 героев былин
4.Какие былинный циклы вы знаете. Назовите особенности былин разных циклов. Заполните таблицу:
5.Соберите пословицы:
Если ты сделал добро – скрой, | не знаешь – так послушай других (вьет.) |
Как поступишь с другими, | тот долго живёт (яп.) |
Знаешь – говори, | сам состаришься (яп.) |
Конь узнается в скачке, | человек – в делах (казах.) |
Кто людей любит, | так поступят с тобой (асс.) |
Не смейся над старым, | если тебе сделали добро – расскажи (араб.) |
6.Когда существовала древнерусская литература?
7.Что обозначают слова, упоминающиеся в древнерусских текстах (подберите современные слова-синонимы):
Леность
Вдовица – Преставиться –
8. В каком тексте и чему учит своих детей и потомков Вдадимир Мономах?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ
Ответы
«Устное народное творчество. Древнерусская литература»
Цели и задачи:
1)повторить, обобщить и закрепить изученное по темам «устное народное творчество», «древнерусская литература»;
2)сформировать умение точно, лаконично, последовательно отвечать на поставленные вопросы.
Вопросы контрольной работы:
1.Дайте определение:
Былина – (лиро-эпический жанр фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и героях)
2.Назовите 5 героев былин (Илья Муромец, Микула Селянинович, Вольга, Садко, Василий Буслаев)
3.Какие былинный циклы вы знаете. Назовите особенности былин разных циклов. Заполните таблицу:
Киевский цикл | Новгородский цикл |
Действие происходит в Киеве (или Киев упоминается) В центре – князь Владимир Тема защиты русской земли от кочевников Гл. герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович | Действие происходит в Новгороде Поднимаются социальные темы В центре – герой-новгородец Гл. герои – Садко, Василий Буслаев |
4.Соберите пословицы:
Дерево держится корнями | а человек – родственниками (абхаз.) |
Лучше есть свой чёрствый хлеб, | чем просить у других (кит.) |
Венец мужества - | скромность (араб.) надо людей любить (яп.) |
Обещай медленно, | выполняй быстро (англ.) |
Благодарность – малейшая из добродетелей, | неблагодарность – худший из пороков (англ.) |
Если ты сделал добро – скрой, | если тебе сделали добро – расскажи (араб.) |
Как поступишь с другими, | так поступят с тобой (асс.) |
Знаешь – говори, | не знаешь – так послушай других (вьет.) |
Конь узнается в скачке, | человек – в делах (казах.) |
Кто людей любит, | тот долго живёт (яп.) |
Не смейся над старым, | сам состаришься (яп.) |
5.Когда существовала древнерусская литература? (11-17 вв.)
6.Что обозначают слова, упоминающиеся в древнерусских текстах (подберите современные слова-синонимы):
Чтить – уважать
Вдовица – вдова
Леность – лень
Целовать крест – клясться
Сирый – одинокий
Преставиться – умереть
7. В каком тексте и чему учит своих детей и потомков Вдадимир Мономах?
(в «Поучении» учит не лениться, помогать нуждающимся, не нарушать клятв, не гордиться своим положением, почитать людей, быть милостивыми справедливым)
8. Признаки каких жанров можно найти в «Повести о житии о Петре и Февронии Муромских». Докажите это, подобрав по два признака для каждого жанра.
(сказки – фольклорный жанр и жития – жанр древнерусской литературы. От сказки – герои разгадываю загадки, есть волшебные помощники; от жития – прославляются святые, есть похвальное слово)
9.Переведите текст (заменяйте древнерусские слова русскими):
«Аще ли въпросиши словенскыя букваряi, глаголяii: кто письмена сътворилъ есть, или кто книгы прѣложилъ? Въси вѣдятъiii и отвѣщавь речеть: святый Константинъ философъ, нарицаемый Кирилъ, … и Мефодии, братъ его. Аще въпросиши въ кое врѣмя? Вѣдять и рекуть: яко въ врѣмена Михаила царя греческа и Бориса князя болгарска… А лѣто же отъ създаниа всего мира 6363iv.
(Если же спросить славянских грамотеев: кто вам письмена сотворил или книги перевел, то все знают и, отвечая, говорят: святой Константин Философ, нареченный Кириллом, и Мефодий, брат его. И если спросить, в какое время,
то знают и говорят, что во время Михаила, царя греческого, и Бориса, царя болгарского, в год от сотворения мира 855.)
i Будьте внимательны: букварь – это не только текст, но и люди, которые его составляли. Как их можно назвать на современном языке?
ii Глаголать - говорить
iii От слова ведать = знать
iv Нужно отнять от этого числа 5508, тогда получится дата по современному летоисчислению
Список использованной литературы:
1. Коровина В.Я. «Литература. 7 класс» - М.: «Просвещение», 2011. Ч.1.
2.Ахмадуллина Р.Г. «Литература. Рабочая тетрадь. 7 класс» - М.: «Просвещение», 2015. Ч.1. – С.7-26.