Доклад на августовской конференции на тему:
«Краеведческий компонент в воспитательной работе классного руководителя и преподавателя – предметника»
Учитель истории МБОУСОШ с.Чаадаевка Гарина С.В.
Есть святыни, которые ни с чем невозможно ни сопоставить, ни сравнить. Это – Родина, Отечество, сыновняя верность, преданность земле, где ты родился и осмыслил себя, народу, который взрастил и вскормил тебя.
Какими вырастут будущие граждане России, с каким запасом нравственных убеждений и эстетических ценностей вступят они в самостоятельную жизнь, насколько проникнутся чувством уважения, ответственности и гордости за все то, что досталось им в наследство, во многом зависит от того, что они услышат и увидят на уроках и внеклассных занятиях по литературе.
Задача учителя- не только вооружить ученика знаниями, но и в первую очередь воспитать из него человека, гражданина, патриота. Трудно сформировать у детей патриотические чувства, не привив им любовь к родному краю. Важным источником патриотического воспитания школьников является историческое краеведение. Для многих учителей стали путеводными слова К.Г.Паустовского: «Нет такого уголка в нашей стране – даже самого отдаленного и малоизвестного – где бы не было людей, любящих свой родной уголок и досконально знающих его историю, все его особенности…»
В историческоекраеведении , воспитывает любовь к своей земле, учит ценить ее прошлое и беречь Родину.
На уроке истории школьники получают лишь элементы краеведческих знаний в связи с изучаемым по программе материалом. Основная задача такого урока сообщить некоторые сведения о событиях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о истории родного края.
Краеведческие интересы учащихся, формируясь во время изучения истории в классе, находят дальнейшее развитие в процессе внеклассных и внешкольных краеведческих занятий.
Сегодня на уроках истории и во внеклассной работе мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, фольклор, прошлое и современную жизнь. Многие были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна. У каждого из нас есть еще свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город, село, деревня, где мы родились – и они не сравнимы ни с чем. Это наш порог жизни, наша малая родина.
Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, воспитание патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием истории родного края. Она помогает познать край, а край, в свою очередь, – познать историю и тех, кто создает ее.
Краеведческая работа расширяет кругозор школьников, знакомит их с историей и культурой Пензенского края и Городищенского района, вызывает гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего.
Краеведение тесно связано с преподаванием литературы, русского языка, с туризмом, очными или заочными экскурсиями, походами по родному краю.
Цели и задачи исторического краеведения:
воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости историей, культурой, традициями, достижениями своего народа;
развивать культуру школьников;
развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства;
способствовать развитию индивидуальных склонностей и способностей учащихся;
формировать навыки исследовательской деятельности;
развивать речевую культуру школьников;
формировать у подрастающего поколения гражданское самосознание…
Рекомендуется чёткое распределить обязанности обучающихся на целый учебный год:
– Председатель Совета краеведов.
– Заместитель председателя Совета краеведов.
– Руководитель краеведческой группы.
– Редактор «Исторической газеты» (оформления заметок, стендов…)
– Экскурсоводы.
– Корреспонденты.
– Художники-оформители.
При такой организации преподавателю легче заинтересовать обучающихся.
Основными направлениями в моей работе на сегодняшний день является использование краеведческого материала на уроках истории, а именно: на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Историческое краеведение позволяет обучающимся ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Лучшее средство вступить в мир народной культуры своей малой родины – это вникнуть в смысл созданных народом сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы.
Поэтому мы сначала обращаемся к фольклору, потом к литературе различных веков, обязательно останавливаемся на истории края с прошлых времён до настоящего времени.
Формы и методы работы преподавателя и обучающихся разнообразны:
– Выступления на различные темы.
– Участие в районных и областных конкурсах.
– Работа с архивными материалами.
– Проведение вечеров, утренников, поэтических часов.
– Выпуск газет, оформление стендов, альбомов…
– Подготовка презентаций.
– Фотосъёмка.
– Использование текстов краеведческого материала при подготовке к экзаменам и мн. др.
Во всех случаях (через систему материалов, дидактический аппарат) учитель имеет возможность организовать учебную и внеурочную деятельность, основанную на краеведении, наиболее значимую для нашего края. зучение родного края открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия.
Краеведение, помогает реализовать концептуальные положения Закона РФ об образовании (1992), в частности его ключевую идею о единстве интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Ведь для того, чтобы стать гражданином страны, надо знать ее прошлое, традиции, жить ее заботами.
Выделяется три уровня краеведческой познавательной работы обучающихся.
Получение обучающимися “готовых” знаний о крае со слов преподавателя.
Самостоятельное приобретение знаний. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно – популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев.
Изучение обучающимися истории родного края в ходе углубленного поиска, когда они фактически выступают в роли исследователей. Обычно такой работой занимаются члены краеведческого кружка . Изучать исторический материал на уроках, прошлое родного края, оценить огромные преобразования, которые произошли в нем за годы его существования, приобрести навыки самостоятельной работы с историко-краеведческой книгой, архивными материалами, периодической печатью, заняться поиском материалов о знатных земляках.
В основе исторического краеведения лежит принцип концентризма, когда учащиеся изучают историю родного края, как бы продвигаясь по своеобразным кругам знаний:
мой дом, родословная семьи;
родная школа, ее история и традиции;
село - прошлое, настоящее, перспективы развития;
история района, области: родная школа, техникум , история их развития и традиции;
село - прошлое, настоящее, перспективы развития;
история района, области.
Девизом краеведческих поисков для меня стали слова В.Бианки: “Краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных. Таким охотником, таким маленьким Колумбом может быть всякий: только начать, а там увлечешься так, что и не бросишь”.
Свою поисковую работу я начала, когда стала работать над проблемой расширения самостоятельной работы учащихся на уроках.
Для достижения поставленных задач нужно было овладеть методикой краеведческого поиска, изучить источники по истории родного края.
Имея навыки работы с книгой и текстом, одна группа начала изучать вопрос по материалам, имеющимся в книгах и газетах. Собранный материал из периодической печати послужил основой создания газеты по исследуемому вопросу.
Вторая группа установила участников войны, проживающих в селе (из оказалось два человека) и начали собирать материал – воспоминания, стихи, песни о войне.
- Была составлена анкета для участников ВОВ (для интервью).
- Далее нужно было научить учащихся грамотно оформлять разысканные материалы (газетные и журнальные статьи). Для этого выработали памятку, как составить аннотированную карточку на каждую газетную или журнальную статью:
Внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье, школе. Краеведение – всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…Его воздействие велико и на разум наш и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие». Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традиции своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость,чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд – основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. Занятие краеведением помогает учащимся глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени
Важная составляющая системы исторического краеведения - содержание краеведческих знаний.
Можно условно говорить о пяти кругах этих знаний:
Мой дом. Родословная семьи.
С воспитания привязанности к своей семье, с осмысления основных семейных ценностей. С этой целью классным руководителем планируются такие формы взаимодействия с родителями, которые направлены на повышение авторитета семьи
. Форма проведения 1. Классные часы 2. Интеллектуально познавательные и спортивные игры. 3. Встречи с интересными людьми. 4. Походы, экскурсии.
Тематика 1. Моя родословная. 2. Наши семейные традиции. 3. Моя семья в годы Великой Отечественной войны. 1. «Афганистан болит в душе моей…» (встречи.).
Родная школа. Её история и традиции.( к вечеру встречи с выпускниками)
Педагогические династии.
Село- прошлое, настоящее,перспективы развития
Знакомство с достопримечательностями родного края. Форма проведения (виды деятельности) 1. Библиотечные уроки. 2. Классные часы. 3. Интеллектуальнопознавательные игры на местном материале. 78 Поисковая работа 91Творческая деятельность 4. Конкурсы поделок (рисунков, фотографий). 1. Работа с документами, архивными материалами. 2. Встречи с интересными людьми. 3. Экскурсии, походы. 1. Сочиненияэссе по вопросам экологии, на нравственноэтические темы. 2. Написание очерков о людях родного края. 3. Организация и проведение интерактивных игр и праздников. 4. Создание творческих проектов. Наиболее успешному формированию ключевых компетентностей способствует применение в течение всего периода школьного обучения технологии саморазвития личности (в последующем ТСРЛ).
.
история района.
История области(края).
Очень важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы кругов, но и, главное, понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далёким, возвращения от далёкого к близкому. Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают её с историей своего города, края, возможно страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории своего НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА, семьи, знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. Вряд ли можно признать правильным подход, когда внимание краеведов сосредотачивается на сборе и исследовании материалов о жизненном пути только знаменитых земляков. Важно, чтобы на первый план выступало изучение судеб конкретных людей, история «обычных» семей, повседневность событий прошлого и настоящего. История края, местные события и явления изучаются в единстве трёх измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так, изучая со школьниками историю, важно познакомить их с его современным состоянием, перспективами его развития. Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни является религия, история церкви. Учащиеся должны знакомиться с религиозными верованиями местного населения, изучать прошлое храмов и монастырей.
В своей работе, как учитель географии и классные руководитель, уделяю большое внимание данному направлению работы. Готовясь к акции «Бессмертный полк», проводила в классе классные часы по теме «Моя родословная»
Когда речь идет о краеведении в воспитательной деятельности классного руководителя, можно условно говорить о трех уровнях познавательной краеведческой работы учащихся.
Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя. Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе краеведческого исследования делают открытия для себя, т.е. фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей среды). Источниками таких знаний могут быть публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьного и городского музеев. Третий уровень – изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска. В этом случае ученики выступают в роли юных ученых-исследователей. Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные и интересующиеся историей родного края. Жаль, что классные руководители ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы, - в результате складывается своеобразное «словесно-книжное» краеведение.
Внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье, школе. Краеведение – всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…Его воздействие велико и на разум наш и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие». Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традиции своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость,чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд – основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. Занятие краеведением помогает учащимся глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
С учащимися занимаюсь исследовательской работой, мои ученики принимают участие в районных и республиканских научных чтениях.
Класс 56 Направление работы Знакомство с достопримечательностями родного края. Форма проведения (виды деятельности) 1. Библиотечные уроки. 2. Классные часы. 3. Интеллектуальнопознавательные игры на местном материале. 78 Поисковая работа 911 Творческая деятельность 4. Конкурсы поделок (рисунков, фотографий). 1. Работа с документами, архивными материалами. 2. Встречи с интересными людьми. 3. Экскурсии, походы. 1. Сочиненияэссе по вопросам экологии, на нравственноэтические темы. 2. Написание очерков о людях родного края. 3. Организация и проведение интерактивных игр и праздников. 4. Создание творческих проектов. Наиболее успешному формированию ключевых компетентностей способствует применение в течение всего периода школьного обучения технологии саморазвития личности (в последующем ТСРЛ).